Posted 13 апреля 2021,, 09:23

Published 13 апреля 2021,, 09:23

Modified 23 февраля 2022,, 16:07

Updated 23 февраля 2022,, 16:07

«Земля — главный ресурс». Омские эксперты о том, где городу взять деньги

13 апреля 2021, 09:23
Почему у Омска самый маленький бюджет среди миллионников и на чем город может и должен зарабатывать? Эти вопросы обсудили омские эксперты в очередном выпуске проекта «Clubhouse Омск».

Ранее мы приводили конспекты дискуссий о необходимости развития в Омске общественного транспорта и перспективах застройки города. На этот раз речь шла о возможностях пополнения доходных статей городского бюджета.

Тему денег обсуждали профессор ОмГУПС Сергей Костарев, продюсер медиапроекта «Трамплин» Анна Косьяненко, молодежный активист юрист Андрей Бем. Модератор разговора — Василий Епанчинцев.

Размер бюджета имеет значение

Сергей Костарев: В 2000-е годы у нас всегда бюджет города был маленький. Связано это прежде всего с той бюджетной политикой, которая реализуется последние 20 лет. Насколько я помню 90-е годы, пропорция распределения всех бюджетов, по сбору налогов, платежей была иная — 60% оставалось на месте, 30% доставалась региону и 10% шло в Москву. В 2000-х концепция изменилась в пользу унитарного государства. На мой взгляд, это была ошибка, которая привела к деградации многих субъектов федерации и Омска в том числе.

Собирая около 200 млрд рублей налогов в Омской области, город обратно получает фактически 11 млрд рублей плюс 11 млрд рублей, которые мы на местном уровне собираем. По идее, город должен получать 100 млрд. Во всяком случае судя по той пропорции, которая существовала в 90-е годы. Этих денег городу за глаза хватило бы, чтобы решить все проблемы: и новый транспорт купить, и дороги проложить.

Василий Епанчинцев: Мы собираем столько же налогов, сколько Новосибирская область, но возвращается нам на территорию меньше: бюджет того же Новосибирска — 52 млрд рублей.

Сергей Костарев: Тут надо смотреть структуру экономики. Именно возвращается им не так много, а вот местных налогов они собирают больше.

Как наполнить казну

Андрей Бем: Хочу в другую сторону перевести дискуссию. Что мы можем изменить на муниципальном уровне? У города есть рынки, парки и бани. Самыми потенциально прибыльными, мне кажется, являются рынки и парки. За последние два-три года у нас что-то появилось. В прошлом году парки получили 30 млн доходов. Это очень немного. Планировалось получить 129 млн рублей доходов от деятельности всех парков на территории города. Потенциально эта цифра может быть увеличена в разы.

Это первый актив, который может и должен развиваться. Мы его недооцениваем, а другие города на этом очень даже неплохо зарабатывают.

Сергей Костарев: Что касается извлечения прибылей из парков, это неправильная трактовка. Мне кажется, городу не нужно жить за счет парков. 129 млн — это такая маленькая сумма, которая в бюджете теряется и ничего не значит. А вот извлекать прибыль из территорий город может. В том числе из парков развлечений, которых у нас в Омске нет. Бизнес для муниципалитета — это то, чем он не должен заниматься. Бизнес у муниципалитета получается плохо, а вот территория, которую он может предоставлять для частной инициативы, — это то, что город должен делать.

Парками должны заниматься коммерсанты. Город должен выделять территорию, заключать договор на ее обслуживание, выставлять требования, которые не нарушают природу, и получать хороший доход. На конкурсной основе выделенная земля будет давать доход значительно больше, чем-то, что сейчас получает муниципалитет.

Анна Косьяненко: Чтобы город начал зарабатывать, должно быть много предприятий малого и среднего бизнеса, которые производят продукт на экспорт. Это то, чем город может заняться. Надо создавать среду, которая способствует появлению малого и среднего бизнеса. Если в мире малый и средний бизнес занимает долю в 50%, то у нас в лучшие годы было 20%. Это достаточно перспективное направление.

Богаче нас могут сделать только люди. Люди — это новая нефть. Те креативные, интеллектуальные услуги, которые люди способны производить. То, что мы должны делать, — создавать условия для возникновения ИТ-стартапов, которые бы работали прежде всего на экспорт. Формировать под это образовательные, научные программы.

Заработок на экологии

Сергей Костарев: У нас доходная часть городского бюджета состоит в основном из двух значимых компонентов. Это доход с физических лиц и плата за землю. По доходу на физлицо все понятно — надо работать в белую, и почему это не реализовано до сих пор, мне непонятно. Почему столько серых схем существует? А почему люди неохотно платят? Они не видят результат.

Второй источник — налог на землю. У нас очень много крупных предприятий. Они платят за землю в пределах своего забора. При этом фактически они портят землю вокруг себя еще на много километров. Берем крупные предприятия: по забору земля, а еще плюс 23 километра вокруг — это так называемая санитарно-защитная зона. Мы не можем на ней строить жилье, организовывать парки и скверы. Мы вообще там ничего не можем делать, кроме озеленения. Получается, что город отдает предприятию территорию в три раза больше, а получает мало.

Была такая инициатива в 90-е годы, чтобы за всю землю, которую занимает санитарно-защитная зона предприятия, платился налог в муниципалитет. На мой взгляд, абсолютно правильная идея. Если предприятие своим вредным воздействием и лишает город этой части земли, пусть предприятие платит. И тогда именно таким экономическим механизмом мы заставим предприятия снижать экологическое воздействие.

Современное законодательство это не позволяет. Пусть депутаты, которых мы двинем в Госдуму, позаботятся об этом.

У нас огромная часть Нефтяников — это санитарно-защитная зона (СЗЗ). Как только эта территория перестанет быть СЗЗ из-за снижения выбросов, она может быть использована для развития. Город получит новый ресурс для развития.

Василий Епанчинцев: Еще один ресурс развития города — территория аэропорта Омск-Центральный. Если мы вынесем аэропорт за пределы города, мы очень много можем заработать на этой земле.

Сергей Костарев: На аэропорте мы можем и сейчас заработать — на том, который расположен прямо в городе. Кто нам мешает устанавливать налоги на эту территорию? Это право Горсовета. Сделайте налог не 0.3%, а 1.5% от кадастровой стоимости. Сделайте адекватную кадастровую оценку.

Стратегия развития

Василий Епанчинцев: В 2012 году Двораковский шел на выборы с программой «50, 30, 20». Чтобы 20% собранных налогов оставалось в муниципалитете. Двораковский говорил, что ему не дали ее реализовать. Малый и средний бизнес — кормилец для муниципального бюджета. Но мы оказались заложниками того, что 90-е годы Омск прожил относительно лучше, чем наши соседи. Лучше, чем Новосибирск, Тюмень, Екатеринбург. У нас был Полежаев, который в ручном режиме сохранял предприятия. Он сохранил гигантов оборонки. У него был подход вперед на медленных тормозах. Новосибирск прожил 90-е хуже, потерял больше, но за счет этого изменилась структура экономики. Больше стало частного сектора, малого и среднего бизнеса — налогов, которые зачисляются в местный бюджет. Мы спокойнее прожили 90-е годы, аукается нам это сейчас.

Сергей Костарев: Нужна стратегия развития. Стратегия — инструмент для зарабатывания денег, в том числе городом. Стратегия не может разрабатываться министерством экономики. Если вы это будете делать без широких консультаций с людьми, у вас получится пшик — пустой продукт.

Василий Епанчинцев: Сейчас Генплан делается с общественной экспертизой. Правила землепользования и застройки меняются, тоже с общественной экспертизой. Вице губернатор Ушаков объявил сбор предложений. Я за то, чтобы стратегию развития делали местные экономисты. Они знают, они живут в этом городе.

Сергей Костарев: Омичи, горожане должны делать стратегию. Они должны выступать заказчиками, теми, кто формулирует задачи. Общественная экспертиза не нужна. Это не работает для крупных городов. В других городах это поняли и включили людей на самых ранних стадиях разработки стратегии развития.

А еще мы должны прийти к инициативному бюджетированию. Половина субъектов по стране этот эксперимент применяют. В этом случае люди сами решают, куда деньги тратить. Не Горсовет, а конкретные люди. Чиновник должен к нам прийти и спросить: ты чего хочешь? А не мы к нему. Если инициатива граждан не будет восприниматься мэрией как заказ, то и денег они будут собирать мало, и тратить будут не туда, куда надо. Тогда человек не чувствует свою нужность. Не чувствует того, что ему надо платить налоги, а не скрывать их.

Резюме

  • Надо менять структуру экономики. Будущее за малым бизнесом. Люди, их креативные идеи это новая нефть.
  • Мэрия не должна заниматься бизнесом. Главные ресурсы развития города земля и налог на землю.
  • Стратегия развития Омска инструмент для зарабатывания денег. Главное использовать этот инструмент с умом.
"