Posted 13 апреля 2021, 11:40
Published 13 апреля 2021, 11:40
Modified 19 августа 2024, 21:47
Updated 19 августа 2024, 21:47
Набережная Оми — один из самых масштабных проектов благоустройства, к которому было приковано всеобщее внимание. Многие годы берега притока Иртыша в центре города представляли собой непроходимые заросли, недоступные для отдыха и прогулок. Еще в 2017 году КБ «Стрелка» и архитектурное бюро «Рим» разработали концепцию развития набережной, включая улицу Бударина, где планировалось создать непрерывное пешеходное пространство.
Первая попытка благоустройства обернулась скандалом. В 2019 году на улице Бударина и прилегающем берегу Оми начались работы, на которые выделили почти 68 млн рублей, однако выяснилось, что проект, спешно подготовленный «Архбюро 91», далек от первоначальных планов. Вместо современного минималистичного оформления на территории появились «могильные» решетки, фигурные скамейки и частокол фонарей. Профессиональное сообщество разгромило проект, но торги уже прошли, поэтому оставалось смириться со вкусами заказчика. Получившийся вариант стал наглядной иллюстрацией того, как в Омске красивые замыслы расходятся с реализацией.
Ко второй очереди реконструкции, охватившей противоположный берег реки между мостами и участок улицы Чехова, обещали подойти бережнее. Проект на этот раз разработал архитектор Андрей Седачев с опорой на изначальную концепцию. Финансирование по федеральной программе составило такую же сумму — 67 млн рублей, подрядчик тоже остался прежний — СК «Лидер». За этим этапом пристально следили общественники и СМИ. Работы сильно затянулись, что подрядчик объяснял срывами поставок. Набережную должны были сдать еще в сентябре, потом перенесли срок на январь, а о готовности объявили лишь в апреле. При этом работы еще продолжаются — в мэрии сообщили, что строители устраняют недостатки, возникшие за зиму. Однако заметно, что не закончена и часть основного фронта.
Город55 пригласил на прогулку по обновленной набережной архитектора и урбаниста Дмитрия Смирнова, чтобы оценить, насколько результат соответствует тому, что ожидали увидеть омичи.
Пространство выглядит интригующе и в первые теплые дни уже заполнилось людьми. Тем не менее к работе подрядчика осталось много вопросов. В глаза бросается небрежно уложенная плитка — в некоторых местах она образует волны, а кое-где проваливается прямо под ногами.
Скудно выглядит озеленение. Ради благоустройства на берегу Оми вырубили буйные заросли, обещав компенсировать их грамотными и разнообразными посадками. Сейчас обещанные 70 видов деревьев представляют собой тонкие одинокие прутики, местами уже накренившиеся. Где-то их вообще нет — вероятно, дело рук вандалов. Чтобы избегать таких случаев, в Омске обещали высаживать крупномеры, однако ресурсов для этого, видимо, пока не хватает.
Впрочем, Смирнов считает, что работу нужно оценивать не по этим огрехам — они вполне поправимы. В целом же пространство, по его мнению, — одно из самых удачных в Омске.
О том, что к подрядчику есть претензии, сообщил нам и автор проекта Седачев. Сейчас он готовит пакет правок, которые строители должны будут внести в работу в рамках гарантийного срока.
«До благоустройства набережная Оми не выполняла ни одной функции: ни прогулочной, ни рекреационной, ни транзитной. Эксплуатация набережной была затруднена из-за эрозии берега. Если без учета замечаний, это одно из немногих пространств, которые выполнены талантливым архитектором, без жестких вмешательств со стороны города, как с улицей Бударина. К проекту нет претензий, это часть большой концепции, в разработке которой принимали участие лучшие архитекторы города. Пространство очень удачное, уже сейчас видно, как много здесь людей», — отмечает Смирнов.
Оригинальным решением стала смотровая площадка на берегу с высокими «барными» стульями. Это место, где можно неспешно попить кофе с видом на реку, быстро завоевало популярность у омичей.
Еще одна точка притяжения — качели, которые, помимо развлекательной функции, отлично вписываются в пространство.
«Это одно из немногих пространств в Омске, которое учитывает современные тренды в урбанистике. Это не просто детские площадки, которые в принципе и не нужны в самом центре города. У нас не хватает зон отдыха для взрослых и молодежи, для подростков в городе мало что делается. В основном благоустройство сводится к детским площадкам и скамейкам. На контрасте с другими городскими территориями это пространство предлагает пользователям новые для Омска виды уличной активности», — комментирует урбанист.
Удачным решением, по его мнению, было разделить пространство на транзитную и прогулочную зоны, а также организовать велодорожку, разделяя потоки гуляющих и велосипедистов.
Примечательно и разнообразие материалов. Здесь заложено восемь типов мощения, которые визуально обозначают функциональные зоны. Основной транзит, например, вымощен гладкой плиткой с извилистой шероховатой вставкой, которая обыгрывает изгибы Оми и отсылает к орнаменту «гребенки», обнаруженному археологами на «Омской стоянке». Прогулочная дорожка выполнена из мелкой шероховатой брусчатки, карманы для скамеек — из лиственницы (в отличие от декинга на бульваре Мартынова, который за пару месяцев пришел в негодность).
Новшеством для Омска стали установленные в три яруса минималистичные фонари. Самые высокие отвечают за освещение дорог, второй уровень высотой в три метра подсвечивает основной транзит, а низкие — удивившие горожан метровые столбики — создают камерную уютную обстановку, подсвечивая ландшафтные участки набережных. За счет этого свет красиво и дозированно рассеивается по пространству.
При этом Смирнов отмечает, что трехметровые светильники выглядят немного «давящими», можно было сделать их чуть повыше.
К достоинствам проекта он также относит красивые ограждения с наклонными линиями, лаконичные скамейки и урны, прикрытые сверху от осадков. «Наконец у нас стильные малые архитектурные формы, а не вензельные лавочки с ажурными урнами», — говорит он.
«Яркий контраст — противоположный берег, где довольно маргинализированная территория, недоступная среда для людей, — отмечает урбанист. — Там собираются асоциальные компании, скапливается мусор. Летом там довольно зелено, но озеленение тоже должно быть грамотным. Сплошные заросли выпадают из визуального контекста с городом, делая территорию небезопасной. Тот берег тоже планируют благоустроить, но он будет более живописным».
Из недостатков урбанист отмечает отсутствие спусков к реке (возможно, они будут предусмотрены в следующей очереди). Сам же берег укреплен габионами — сетчатыми решетками, наполненными камнями. Это техническое решение, но выглядит вполне эстетично. Единственное, по его мнению, можно было подобрать более эстетичный вид вязки габионной решетки.
При этом целый ряд проблем связан не с самим проектом, а с контекстом, в который он помещен. Изначально планировалось, что улица Бударина и оба берега Оми будут представлять собой единое визуальное пространство. Предполагалось, что набережные будут благоустроены к чемпионату мира по футболу 2018 года, а в дальнейшем останутся местом проведения крупных городских событий.
Получилось же так, что два этапа благоустройства стилистически не совпадают. Их границы четко обозначены разницей в покрытии, малых архитектурных формах и ограждениях: цветная плитка первого этапа резко сменяется более спокойным мощением, низкие ажурные ограды стыкуются с высокими и геометричными. С высоты моста это выглядит немного сумбурно.
Кроме того, лишней выглядит громоздкая рекламная конструкция, окруженная еще одним рядом решеток, — но она находится за границами благоустройства.
«Рекламная конструкция, конечно, здесь не к месту. Мало того что она эстетически не вписывается в пространство, так еще и закрывает треугольник видимости, что затрудняет визуальную ориентацию автомобилистов», — отмечает урбанист.
Пешеходный транзит на благоустроенном участке упирается в танк. Его внезапно для всех установили здесь год назад в честь Щербанева, именем которого называется соседняя улица. Сначала танк припарковали на газоне, затем переместили на дорожку, фактически замкнув путь.
«Это не задумка архитекторов, а решение властей. Тут идет пешеходный променад, танк не должен его замыкать. Среди архитекторов было предложение сдвинуть его ближе к Оми, организовав перед ним хоть какую-нибудь площадь, но власти настояли на прежнем расположении», — объясняет Смирнов.
Вторая зона благоустройства по этому проекту — набережная Оми между мостами со стороны улицы Думской. Здесь благоустройство стилистически поддерживает противоположный берег на улице Чехова (но не на Бударина): на склонах удобные места для обзора с «габионными» скамьями, внизу те же минималистичные лавочки, светильники и ограждения.
За счет извилистой лестницы с хромированными перилами появился новый транзит к Комсомольскому мосту. Со стороны Юбилейного моста оборудован удобный спуск с пандусом и подъемником для инвалидов.
На верхнем уровне, правда, скамейки обращены не к реке, а к пешеходной дорожке. По мнению Смирнова, их можно было бы сделать двусторонними для дополнительного обзора акватории Оми.
И так же этот берег теперь контрастирует с противоположным — напротив площади Бударина, оформленным совсем в другом стиле.
По крайней мере, все же появился непрерывный пешеходный транзит.
***
Востребованность площадки очевидна. Несмотря на то, что работы еще не закончены, на прежде малодоступное и унылое место стекаются толпы людей. Становится ясно, насколько важна эта транзитная площадка, которая теперь удобно соединяет всю зону между Юбилейным и Комсомольским мостами и замыкает цепочку благоустроенных скверов в центре города. В этом году запланирована третья очередь благоустройства, которая продолжит набережную вплоть до улицы Краснофлотской. Остается надеяться, что новый участок будет выполнен в том же стилистическом решении.