Posted 12 декабря 2019, 19:11
Published 12 декабря 2019, 19:11
Modified 23 февраля 2022, 14:04
Updated 23 февраля 2022, 14:04
Как полагают эксперты, ВСМ могут стать надежными транспортными путями для крупнейших городов и целых регионов РФ. Но сейчас наша страна явно демонстрирует отставание от других развитых стран в этом отношении. Если эффективность ВСМ очевидна, то почему сеть высокоскоростных железнодорожных линий в России еще не построена?
При этом позитивный опыт у РФ уже есть. Так, успешно действуют скоростные участки железной дороги Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород. Еще Главгосэкспертиза уже одобрила проектно-сметные документы по участку ВСМ Москва – Нижний Новгород. В РЖД запланировали программу, цель которой – развитие скоростного и высокоскоростного движения. Она предусматривает строительство минимум трех ВСМ, информирует newsnn.
Но, как считает Владимир Косой, экономист, руководитель Центра экономики инфраструктуры, столь существенное число предложений может отрицательно сказаться на развитии данной отрасли. По мнению эксперта, в первую очередь требуется завершить работы по одному проекту, а уже после браться за следующие. Так, если взять ВСМ Москва – Санкт-Петербург, то объем пассажиропотока за прошедший год превысил 20 миллионов человек, около 5 миллионов из них обслуживались «Сапсаном». Показатель мог быть значительно выше, но тогда нужно было бы увеличить частоту движения поездов. А для исполнения этой задачи необходимо обновление инфраструктуры, поскольку она сегодня загружена на подходах к городам плотным пригородным трафиком, и непосредственно с этой причиной связан вопрос о постройке ВСМ Москва – Санкт-Петербург.
В соответствии с прогнозами, в 2030 году пассажиропоток на ВСМ Москва – Санкт-Петербург достигнет более 16 млн человек, независимо от сценария прохождения трассы. ВСМ сможет переключить до 40% авиапассажиров и 16% передвигающихся на машинах по этому направлению. Люди смогут совершить поездку по маршруту Москва – Санкт-Петербург за один день, за 4-5 часов по обоим направлениям. Ни одна скоростная автомобильная трасса не имеет возможности обеспечить столь высокие скорости. Именно сокращение времени в пути вызовет значительный прирост пассажиропотока, позволит соединить две крупнейшие агломерации в единое целое.
Но если магистраль Санкт-Петербург – Москва соединит два крупнейших города, то участок ВСМ Москва – Нижний Новгород – Казань в дальнейшем сможет стать первой российской зоной ВСМ Европа – Россия – Азия. Подготовка к исполнению проекта ВСМ восточного направления длится уже в течение 6 лет. Сейчас средняя скорость по маршруту Азия – Европа через территорию РФ составляет 1000 км в сутки, в текущих реалиях этих скоростей не хватает для конкуренции ж/д с авиаперевозками. Нужны новые решения в логистике грузов, где бы применялись высокоскоростные магистрали. В перспективе участок Москва – Нижний Новгород – Казань призван соединить границы транспортных артерий стран Азии, России и ЕС и создать одну из самых крупных сетей ВСМ в мире, длина которой превысит 50 тысяч километров.