Posted 12 июля 2019,, 06:42

Published 12 июля 2019,, 06:42

Modified 23 февраля 2022,, 12:51

Updated 23 февраля 2022,, 12:51

Экомониторинг изнутри. Как в Омске измеряют выбросы

12 июля 2019, 06:42
Город55 съездил в ночной рейд с мобильной экологической лабораторией, которая выезжает измерять выбросы по жалобам омичей. Минувшей ночью поток звонков шел из района завода техуглерода. В итоге специалисты экомониторинга зафиксировали там двойное превышение ПДК сероводорода.

Сначала планировался выезд в Советский округ — в район «Химпрома» и предприятия «Астра», которое находится под особым контролем после недавнего инцидента. На выходных было установлено, что именно оно стало источником неприятного запаха, на который за день пожаловались больше 70 человек. Однако планы пришлось менять буквально на ходу. С 20.00 вечера начались звонки из Октябрьского округа, где под подозрение попал завод технического углерода, — ветер как раз был юго-восточным. Центр экологического мониторинга в «Птичьей гавани» зарегистрировал оттуда около 17 обращений. В Советском округе, наоборот, была тишина.

В итоге специалисты срочно поменяли маршрут и отправили мобильную лабораторию в поселок Кордный.

Как говорят сотрудники Центра мониторинга, звонки на экологическую горячую линию поступают каждый день. Телефон 37-80-21, которым расписана машина лаборатории, многие уже знают наизусть. Причем есть «постоянные клиенты», звонящие при каждом подозрительном запахе.

«Это бабушка, у которой всегда копченой колбасой пахнет», — принимает очередной звонок дежурный на линии.

При этом абсолютно все обращения регистрируются. В массе они дают картину, куда нужно выезжать в первую очередь.

«Люди уже знают, на что поступают жалобы. В основном они идут из Советского и Кировского округов на запах газа. Работаем посменно, кто на линии, тот и выезжает. Смена длится 12 часов с 8 утра до 8 вечера, потом наоборот. Лаборатория работает круглосуточно. Последнее время выезжаем каждый день и каждую ночь — лето, тепло, все запахи хорошо чувствуются. Количество звонков разное — от трех в день до ста», — рассказывает главный специалист отдела государственного экологического надзора Аркадий Аристов.

Прибыв на место, лаборатория паркуется на обочине улицы 3-й Молодежной. Если подозрение падает на конкретное предприятие, как в этот раз, то замеры делают минимум с двух точек: с наветренной и подветренной стороны. Иногда проводится контрольный третий замер. В машине установлено шесть газоанализаторов на основные загрязняющие вещества (оксид, диоксид азота, оксид углерода, диоксид серы, аммиак, сероводород, метан). Также есть газовый хроматограф, который позволяет контролировать ароматические и серосодержащие соединения — в основном люди жалуются как раз на ароматики, дающие специфический запах.

Показатели приборов обновляются каждые 20 минут и выводятся на монитор в салоне — то есть сотрудники могут делать промежуточные выводы. Хроматограф работает чуть иначе — дает результаты по окончании всего цикла в 36 минут. В целом на замер с учетом двух циклов уходит чуть больше часа; если нужен третий подход, то 108 минут. За это время получают окончательные показатели, и, если предельно-допустимые концентрации (ПДК) превышены, информация моментально передается в Росприроднадзор.

Преимущество передвижной лаборатории — не надо проводить никаких подготовительных работ. Все приборы настроены и могут работать всю ночь — на сколько хватит заряда батарей.

«Раньше мы отбирали пробу по ароматикам с Обь-Иртышским УГМС, доставляли в лабораторию и в лучшем случае на следующий день получали результаты. Сейчас мы их получаем на месте, сразу по окончании цикла измерения», — говорит руководитель центра экологического мониторинга Любовь Савельева.

Если с оперативностью и точностью замеров проблем нет, то с дальнейшими процедурами иногда возникают затруднения. По словам специалистов, в некоторых случаях сложно доказать, что источником тех или иных веществ в воздухе является конкретное предприятие. Даже если данных достаточно, то на компании, относящиеся к сфере федерального экологического надзора, доступ региональных органов власти ограничен (при этом Госдума рассматривает инициативу омского Минприроды об упрощении доступа на такие предприятия в случае подозрений на ненормированные выбросы).

«Законодательство немного на стороне предпринимательства. Существует ряд бюрократических барьеров, чтобы зайти на предприятие. Нам необходимо согласовать внеплановую выездную проверку через областную прокуратуру — это порой дает заводу фору до двух суток. Мы за сутки уведомляем, что придем с замерами. Когда предприятие предупреждено, оно регулирует аппаратуру, готовится к нашему визиту», — говорит заместитель начальника отдела регионального государственного экологического надзора Денис Киселев.

При всем этом, по его словам, многие предприятия все же штрафуют за превышение ПДК именно на основании данных замеров, переданных в Росприроднадзор. Законом предусмотрены штрафы до 100 тыс. рублей для юридических лиц и до 20 тыс. — для должностных. Привлекают их на основании нарушения условий специального разрешения либо за ненормированные выбросы. С рядом предприятий федерального надзора заключены соглашения о беспрепятственном доступе, но на такой шаг готовы не все.

«Соглашения заключили те, кому нечего бояться», — отмечает Киселев.

Если предприятие подлежит региональному надзору, то процедура сильно упрощается: инспектор сразу может зайти и проверить соблюдение технического регламента.

Завод техуглерода — одно из предприятий, которое как раз подписало соглашение о допуске на свою территорию. Специалисты говорят, что обычно его сотрудники идут на контакт, делают собственные замеры. Запах сероводорода чаще всего распространяется, когда на заводе происходит слив сырья. В этот раз по итогу первого 36-минутного цикла приборы фиксируют двукратное превышение ПДК.

«Два ПДК по сероводороду. Оксид углерода сильно повышен — 0.5 ПДК. Такое только зимой бывает, когда печки топят», — комментирует цифры на мониторе Любовь Савельева.

В это время ей поступает звонок. Выясняется, что Обь-Иртышский УГМС только что объявил для этой площадки режим НМУ — неблагоприятные метеоусловия: штиль, выбросы не будут рассеиваться до утра. Это значит, что предприятиям рекомендовано снизить выбросы на 15%.

Следующие показания приборов действительно говорят, что цифры приходят в норму: превышение ПДК уже не фиксируется. Савельева делает вывод, что лаборатория, вероятно, застала уже «хвост» выброса.

«Когда мы приехали, было превышение ПДК по сероводороду в два раза. Было повышенное значение и по оксиду серы, и по другим показателям. Протокол составлен, информацию передадим в Росприроднадзор. Сейчас ситуация стабилизировалась. Мы, видимо, застали уже »хвост» выбросов. Если бы на 20 минут позже приехали, этого бы уже не зафиксировали», — говорит руководитель центра мониторинга.

Продолжать замеры воздуха на этой площадке после нормализации показателей сотрудники считают нецелесообразным. Они фиксируют результаты и решают ехать на остаток ночи в Советский округ — жалоб нет, но ситуация там под постоянным контролем.

Напомним, мобильная лаборатория работает в Омске с мая 2018 года. За прошлый год она совершила 127 выездов. Причем приоритет отдается местам, где нет стационарных постов наблюдения. На июнь 2019 года экомобиль проверил уже больше 90 точек. В последнее время выезды участились, лаборатория работает практически каждый день.

"