Posted 10 августа 2019,, 09:28

Published 10 августа 2019,, 09:28

Modified 1 апреля 2022,, 15:04

Updated 1 апреля 2022,, 15:04

Плачем, а потом — мама, смотри, какая я красивая. Закулисье детских конкурсов красоты

10 августа 2019, 09:28
Детские конкурсы красоты окружены множеством мифов. Для одних это психологическое давление и желание самореализоваться со стороны родителей, для других — раскрытие потенциала ребенка, обучение лидерству и умению вести себя на публике.

Попытку разобраться в этом предпринял Город55, поговорив, с одной стороны, с родителями и их детьми, с другой — с психологом. Так вышло, что мамы-героини материала, смело отвечая на вопросы, продиктованные социальной проблематикой, оказались не готовы подписаться под своими словами в публикации. Мы уважаем их мнение, поэтому приводим комментарии обезличенными и без фото детей.

«Сделать дочь знаменитой»

В конце августа в Сочи состоится детский конкурс красоты и талантов, который дает возможность выступить на международном уровне. Слоган конкурса: «Пришло время сделать свою дочь знаменитой на всю Россию». Туда восьмилетнюю дочку с ее согласия записала мама. Участвовать в большом всероссийском конкурсе решили, чтобы попробовать возможности и собрать портфолио.

«Изначально, когда мы только созванивались с организаторами, я думала, все будет гораздо проще. У нас был определенный опыт, мы участвовали в конкурсе в Омске, и было не так сложно, — делится женщина. — Не знаю, отказалась бы, если бы знала. Не смогу сейчас ответить».

Для участия нужно было подать заявку с портретами девочек и оплатить взнос — 35 тыс рублей. На самом деле денег уходит гораздо больше: на фотосессии, костюмы, педагогов, саму поездку и проживание в отеле. Взамен организаторы обещают личностный рост и карьерные возможности для детей, ставят в пример знаменитостей, начавших карьеры с детских конкурсов красоты.

Сейчас семьи живут только проектом, готовиться начали за три месяца. Разрабатывают творческие номера, образы, которые должны будут отражать достопримечательности родного города. Последние сильнее всего озадачили мам. Костюмы стали отдельным подпроектом с участием омских дизайнеров, бутафора из ТЮЗа, художников по росписи ткани. Их делают вручную.

Отцы и другие члены семьи участвуют в этом не так активно. По словам женщин, на начальном этапе были семейные обсуждения. Однако всю практическую часть они взяли на себя и сейчас этим буквально живут. Мамы — участницы конкурса не меньше, чем дочери. Они планируют подняться с ними на сцену в русско-народных костюмах.

Модельное агентство ради дочери

В качестве модели юная омичка дебютировала в четыре года (по словам мамы, это был единичный проект), позднее получила третье место на одном из городских конкурсов, выступала в дефиле. На постоянной основе с семи лет она занимается в творческой студии и учится в модельном агентстве, принадлежащем маме ее подруги, которая тоже поедет на конкурс.

«У нас был не очень хороший опыт в другом агентстве и мы решили, что сделаем свое, где будет нравиться не только детям, но и родителям [в плане организации]», — говорит владелица детского модельного агентства в Омске.

В агентстве, основанном ради дочери, занимаются девочки от пяти лет и несколько мальчиков. Занятия проходят четыре раза в неделю по два-три часа. Детей учат проходкам, как стоять, как повернуться; раз в неделю устраивают фотосессии для закрепления материала. Маленькие модели участвуют и в рекламных съемках — в основном это коллаборации по «бартеру» с омскими брендами. Фото появляются в том числе в модном глянце. Женщина считает, что речь здесь о развитии детей, финансовый вопрос она старается обходить стороной. Впрочем, определенный уровень состоятельности семей легко считывается. Есть там и известные омские фамилии.

«Здесь не только материальные затраты. Главное — время и желание. Часто родители оправдывают то, что ребенок чего-то не умеет, тем, что вот, это же ребенок. Я считаю, это абсолютно неправильно. Все зависит от родителей — если у них будет желание, если они встанут в 10 утра в субботу, чтобы отвезти ребенка [то и дети будут делать успехи]. Гораздо удобнее лежать на диване и ничего не делать», — считает мама.

«Закулисье — это просто кошмар»

Помимо модельных занятий обе девочки ходят в творческие студии. Во время учебного года дети заняты с утра до вечера. Родители говорят, что девочкам нравится то, чем они занимаются, — и это не то, что можно назвать «лишением детства». Позиция матерей в том, что в ребенка нужно вкладывать максимум, заниматься образованием без остановки, но не ущемляя желания детей.

«Желание мамы это одно, но без девочек, без их согласия вообще никак. Им выходить на сцену, им все это делать. На самом деле закулисье — это просто кошмар. Мамы побывали у нас на дефиле [на День омича] и, думаю, все сказали: зачем это вообще? Это очень тяжело физически, и родителям, и детям. Мы начали в 13.30, а закончили в 20.30. Все это время дети были в процессе: их накрасили, сделали прически, макияж, переодели в платье, провели фотосессию, ждали проходку и только потом вышли на сцену», — говорит владелица агентства.

«Дети должны быть к этому готовы. Иногда плачем, говорим, что больше не хочу. А потом — нет, хочу, мама, смотри, какая я красивая»

«Поражение ее не сломит»

На вопрос, не большая ли это нагрузка для восьмилетних девочек, мамы занимают позицию обороны. Говорят, что для них это не стресс, дочери привычны к публике и сами мечтают о подиуме — родители лишь воплощают это в жизнь.

«Мы все это проходили в рамках занятий, было дефиле, масса презентаций, когда они выходили перед людьми.

«Девочкам это нравится. Им аплодируют, фотографии классные получаются. Для них это драйв. Тут подбирается категория детей, которым это нужно»,говорят матери.

При этом они принципиально не настраивают девочек на победу, подводят к мысли, что важно само участие.

«Поражение ее не сломит. Главное участие. Есть настрой на победу, но участие тоже считается. Они достаточно сильные, думаю, все будет воспринято нормально», — считает одна мама.

«Я всегда говорю своим детям, что можно самой себе купить награду, поставить на полочку. Но это бессмысленно — ее надо заработать. [Дочь] ко мне, наоборот, подходит: ты же не сама нам кубки купила [на День омича]? Я купила, мы сделали надпись. Но они это честно заработали, столько подготовки было. Девочки спят с этими кубками — для них это так важно. На конкурсе мы покупать ничего не будем. Даже если ничего не займем — мы так думаем, потому что очень много народа. Мы едем, чтобы у девочек было определенное портфолио», — говорит мама второй девочки.

«Хочу быть моделью и актрисой»

У себя дома девочка показывает глянцевый журнал, где опубликовано ее фото — одна из рекламных съемок. В ее комнате — стопки фотографий для портфолио, на полке — кубки и медаль. Значение у них разное: один из кубков, например, родители купили сами в виде поощрения за дефиле на том же Дне омича, но для девочки это предмет особой гордости. Но увлечения этим не исчерпываются. Между трофеями ребенка попадается энциклопедия «Я познаю мир» про криминалистику — новое увлечение девочки. По словам мам, предпочтения у девочек меняются со скоростью света: «Пожарниками пытались быть, и учителями, и врачами, геологами. Сейчас мы художники».

«Мы все время ездим на всякие примерки, наряды нам шьют. Ездим во всякие магазины, покупаем там обувь, наряды. Репетируем еще все, пантомима у меня. Чуть-чуть тяжело, надо еще подрепетировать. Мне нравится очень костюм для конкурса — там такие каблуки, туфли серебряные. Выходить на сцену не боюсь, я много где выходила. Мне еще нравится рассказывать о себе, я учу сценарий. Когда вырасту, хочу стать моделью и актрисой», — рассказывает девочка.

Впрочем, матери говорят, что не прочат дочерям карьеру модели и вообще стараются не влиять на выбор детей.

«Профессия модели очень сложная, закулисье — просто кошмар, даже в нашем возрасте, в нашем городе. Я бы, наверное, не хотела, чтобы мой ребенок был моделью. А получить определенный опыт, дополнительное развитие — почему нет?» — рассуждают женщины.

«Ситуация успеха не может быть постоянной»

В психологии есть термин «интенсивное родительство», который предполагает ситуацию, когда ребенок становится главным «проектом» жизни. Помимо позитивных следствий у этого подхода могут быть подводные камни в виде повышенных нагрузок и подспудного желания ребенка соответствовать ожиданиям родителей. Универсального рецепта, как выдержать этот баланс, нет. Психологи советуют не увлекаться проектированием «идеального ребенка» и чутко следить за его реакциями, хотя отмечают, что могут быть разные ситуации: некоторые дети раскрепощены и стремятся к публике, другие стеснительны и предпочитают ограниченный круг общения.

Виктория Купченко, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии ОмГУ:

«Если говорить о плюсах с позиции родителей, то дети получают на таких конкурсах навыки публичных выступлений, самопрезентации, развития творческих возможностей. С другой стороны, возникает вопрос, чье это желание. С позиции развития ребенка вряд ли можно говорить об истинном желании. Даже если ребенок говорит, что хочет, вряд ли изначально это его собственная потребность. Скорее всего, сначала это было желание родителя. Только годам к 10-12 мы можем наблюдать самомотивацию.

Есть дети стеснительные, предпочитающие ограниченный круг общения. Родители могут думать, что конкурс может смотивировать ребенка, но тут вопрос, какой ценой. Другие дети растут абсолютно раскрепощенными, любящими выступать, творческую атмосферу. Возможно, кто-то из них вырастет актером или фотомоделью. Вопрос в том, что ребенок получает в результате. Модельные, творческие качества довольно субъективно оцениваются. Небольшой процент родителей может искренне сказать, что им не важен результат. В основном — тайно или явно — мечтают, чтобы ребенка оценили и выделили. Ситуация успеха — это одно (причем она не может быть постоянной). Иногда дети сталкиваются с ситуацией неуспеха, и им непонятно, почему так. Тут важный момент — реакция родителя.

Реакций может быть несколько. Первая — родители мотивируют детей исходя из потребности самореализации, это могут быть детские мечты мамы или папы. Победа тогда воспринимается как показатель успеха самого родителя, и он может по-разному реагировать, если его чадо не оценили, и проявлять негативную реакцию в отношении ребенка, указывая на его «недостатки». Вторая — когда родители понимают, что в лицо ребенку выражать недовольство нельзя, внешне демонстрируют нормальную реакцию, но внутренне испытывают разочарование. Но ребенка сложно обмануть, он чувствует, что не оправдал ожиданий — отсюда и неуверенность, и сложности в коммуникации. Возможна и третья реакция — когда родители искренне пытаются поддержать ребенка, найти какие-то плюсы в участии.

Вопрос в том, действительно ли это увлечение ребенка. Надо смотреть, как дети сами реагируют на эти события и на результат. Иногда мы наблюдаем, что ребенок начинал с вдохновением, с интересом, а потом для него это стало каторгой. Нужно понимать, что это непростая ситуация развития личности для ребенка, его самооценки и коммуникаций. Родителям надо учитывать психологическую составляющую».

"