Posted 9 ноября 2017,, 08:44

Published 9 ноября 2017,, 08:44

Modified 1 апреля 2022,, 15:04

Updated 1 апреля 2022,, 15:04

Травматизм на уроках физкультуры: дети гибнут, взрослые разводят руками

9 ноября 2017, 08:44
Проблема требует решения.

Трагичная статистика: в 2016 году в России на уроках физкультуры погибло 211 школьников. Редакция ИА «Город55» решила выяснить, как с безопасностью детей в этой части обстоит дело в Омской области.

Как следует из данных, предоставленных пресс-службой областного министерства образования, ситуация в общем-то сейчас спокойная: за 2017 год в регионе не случалось происшествий в образовательных организациях и учреждениях, которые повлекли бы смерть несовершеннолетних обучающихся и воспитанников.

К сожалению, из действующих омских учителей физкультуры своим личным опытом, как дела обстоят в их школе, поделиться не пожелал никто – даже на условиях полу- или полной анонимности. Люди всё равно боятся, «как бы чего не вышло».

Зато подробно своим мнением поделился известный омский тренер по лёгкой атлетике Борис Жгир, также прекрасно знакомый с ситуацией:

- Ситуация вообще слишком нагнетается. Никто не хочет нести никакую ответственность. Наша медицина рассыпается. Всё уходит в платную. Ситуация со 134-м приказом Минздрава, который ввёл драконовские нормы по справкам для допуска в спортсекции, когда нужно пройти кучу врачей – это что значит? Это желание полностью сбросить с себя ответственность в первую очередь за отсутствие планомерной централизованной диспансеризации детей.

Раньше была система – врач в каждой школе, потом врачей заменили на фельдшеров. Сейчас убрали и фельдшеров. То есть, чтобы провести соревнования с участием даже 50 человек, я должен пригнать врача. А несколько сотен школьников учится – и врач не нужен (в школах чаще всего есть кабинет с медицинской сестрой – прим. редакции). Даже в вузах нет медицинских кабинетов как таковых. То есть извините, но если что случилось – остаётся бежать к вахтёру за «зелёнкой».

Раньше ребёнок раз в год проходил диспансеризацию. Когда ещё я учился, комиссия врачей приходила прямо в школу. Сейчас единственное, что осталось – это прививки. А так хочешь – проходи, не хочешь – не проходи.

Почему-то во всех ситуациях, когда с детьми на физкультуре или соревнованиях что-то случается – травмы и т.д. – виноваты кто угодно, только не родители. Родители белые и пушистые, бегают по судам, требуют финансовой компенсации. А в том, что ребёнок сидел лет 15 за компьютером, завернул свой позвоночник в штопор, нажил себе геморрой, язву желудка или расстройство кишечника, вегетативную дистонию, они, конечно, не виноваты. А виноваты, оказывается, учителя в школе, тренеры в секции и вообще всё государство. Они когда-то давно родили ребёнка и сбросили всю ответственность с себя.

Если учесть, что у нас сейчас виноваты все кроме родителей, то учителя предпримут все меры, чтобы проблемный ребёнок ничего не делал. То есть он просто пришёл – молодец, «пять», не пришёл – учитель мысленно сказал «Ещё лучше» и какую-то оценку всё равно поставит. Во всяком случае такого, чтобы кого-то не аттестовали, сейчас нет. Головные боли с пересдачами, отработками никому не нужны. В 90-х и начале 2000-х да, такое ещё бывало. Учителей так зашугали… Во-первых, тем, что приравняли образование и спортивное воспитание к госуслугам. Следовательно, те, кому мы её предоставляем – клиенты, а клиент теперь всегда прав. А мы продавцы услуг. Это сразу очень сильно меняет отношение. И тренер (или учитель) априори должен. Потому что он получил зарплату. Вот и выходит, что у хорошего учителя травм учеников не будет, потому что он профессионал, у него будут качественная разминка, он будет качественно вести урок, а сильные нагрузки сейчас вообще никто не даст.

Но если ученик упал на территории школы – то школа виновата. Даже если он просто ходить не умеет. А не родители, которые, скажем, купили ему плохие китайские кроссовки на вырост на три размера больше. И он из-за этого сам себе на ногу наступает. Или если у него чувства самосохранения нет, и он полез на футбольные ворота и они на него упали. Даже вне учебного времени.

Естественно, если хороший директор, то он будет на стороне учителей. А учителя себя застраховывают – дают детям почитать о технике безопасности (ТБ), дети расписываются. Уже ответственность меньше, если ребёнок нарушил ТБ. Во-вторых, если адекватно описаны цель, задача, способ выполнения задачи – ну, надо быть полным идиотом, чтобы что-то себе повредить.

У меня самого был опыт работы учителем физкультуры в 64-м лицее. Я пришёл и обнаружил, что там очень много полностью освобождённых от физкультуры. Больше 150 человек. Справки о полном освобождении могут давать либо специализированные учреждения, либо поликлиники, где есть лицензированная педиатрическая служба. Я проверил – около 40 справок оказалось из поликлиники УВД, из Иртышской бассейновой поликлиники, из поликлиник МЧС… Из платных клиник… Был вообще уникальный случай, когда справку на мальчика принесли из частной клиники, созданной на базе бывшего абортария. Так что реально справки подтвердились только примерно у 40 детей. Но сейчас, работал бы я в школе, я бы эти справки просто рекомендовал принести. И не проверял. Не хочешь – не ходи. Принеси справку и с меня взятки гладки. И по большому счёту учителя сейчас и рады, если им приносят такие справки. Чего ребёнка-то из-под палки гонять? Но есть и группы ЛФК, где занимаются дети, не полностью освобождённые. Нагрузка там небольшая, два притопа, три прихлопа, и риска нет никакого. В 64-м лицее, например, в бадминтон играют.

Лучше стимул, чем обязательность

При этом если откровенно, то Борис Жгир уверен – уроки физкультуры в нынешнем виде в школе вообще не нужны. Бессмысленно и то, что сейчас в неделю школьникам добавили её третий урок. Когда их было два, это было логично. Можно было их сдвоить, и это была полноценная академическая пара, полтора часа качественной работы. Чему-то можно было научить. Одна нормальная разминка длится 20 минут.

- А если один урок в 40 минут? Нужно провести перекличку, добавьте отголоски советского милитаризма – «налево», «направо», «равняйсь», «шагом марш» - из разряда военной подготовки… Нет смысла добавлять третий урок – либо нужно их разносить размеренно, понедельник – среда – пятница. А расписание составляется очень сложно. Это нереально. Кроме того – школ с душем почти нет. Потому что ребёнка нужно приучать не только к здоровью, но и к чистоплотности. Хорошо, если физкультура – последний урок. Но этого нельзя добиться у всех классов. А если он первый? Ребёнок вспотел и пять уроков сидит так. Учителю другого предмета неприятно нюхать целый класс, который пришёл после физкультуры, - добавил Борис.

При этом у многих школ в Омске сейчас по-прежнему нет качественной базы. Есть школы, где спортзалы размером 8 на 15 метров. Возникает вопрос – как там заниматься? Даже у волейбольной площадки размер 18 на 9 метров. Тем более не сыграешь там и в баскетбол.

- А если ещё и вспомнить, что у нас всех учеников хотят перевести на обучение в первую смену… Вы, ребята, сперва подготовьте базу, а потом хотите. И делайте. В одной школе в Амурском посёлке я видел зал 12 на 8 метров. Они играют там в баскетбол, где в корзину можно попасть мячом отскоком от потолка – это какой-то новый вид спорта? Понятно, что там, где зал меньше, риск получить на уроке травму больше, - заметил тренер.

Так что, по мнению эксперта, вообще физкультура в школах должна быть прежде всего стимулирующей к занятиям в секциях. Заинтересовать каким-то отдельным видом спорта – это главное. Возможно, стоит оставить её в виде каких-то тестовых занятий на зачётной неделе, чтобы детей предупредили о них в сентябре. И чтобы далее они к ним готовились в секциях. Кто-то занимается лёгкой атлетикой, кто-то плаванием и т.д. Понятно, что не все хотят заниматься в секциях. Но для таких детей лучше вести в школах занятия секции ОФП, особенно занятия во второй половине дня. Обязательно нужны такие группы для детей, которые не могут по состоянию здоровья заниматься в секциях, но при этом полностью от физкультуры не освобождены. Таких ребят сейчас довольно много.

При этом Жгир отмечает парадоксальную ситуацию – если секция платная, то родители намного охотнее отдадут туда ребёнка, и будут серьёзнее к ней относиться. А если бесплатная, то это и не так интересно, и относиться можно постольку-поскольку.

- И ещё – у нас почти полностью заглохли школьные спартакиады, соревнования между школами. Не просто так, а потому что медицинскую заявку оформить нереально, кроме того – нужно издать приказ об ответственности за то, что детей куда-то повели. Раньше их просто собрали и пошли. Никто под машины не попадал, ничего не случалось. Раньше не было таких тепличных условий, а сейчас при них дети явно дохлее. Лично я в десятом классе уже выполнил норматив мастера спорта по лёгкой атлетике. И я не был каким-то уникумом. И в секции я долго не был первым. Были ребята, которые лучше меня бегали, прыгали, кто-то потом уходил в другие виды спорта… Друг, с которым мы начинали заниматься, через два года лёгкой атлетики ушёл в волейбол и стал успешным профессиональным игроком. И так далее. Из класса у нас вышли четыре или пять мастеров спорта по разным видам. Хотя школа была самая обычная, на окраине, без всякого спортивного уклона, - сказал Борис.

Кстати, большие проблемы сейчас с доступностью школьных спортплощадок. Ещё в 90-е годы дети вечером спокойно проходили на территорию школ, играли в футбол, или баскетбол. Сейчас у многих школ на улице даже нет баскетбольного кольца, нормального футбольного поля. Школа, по сути, выпала из социальной жизни микрорайона, в котором она расположена. Официально, когда уроки закончились, все ворота закрываются на замок, на территорию не пройти, даже если футбольное поле или баскетбольная площадка там всё-таки есть.

Эксперт немного рассказал о своём опыте работы в «Городском детском юношеском центре», подведомственном городскому департаменту образования, на протяжении четырёх лет. Выдающиеся случаи за это время были самые разные. Как отмечает Борис, примерно в 2003-2004 годах началась тенденция, когда родители стали судиться со школами, требовать денежных компенсаций за какие-то инциденты. Судились долго и упорно:

- Например: мальчик пришёл заведомо с травмой руки на соревнования «Орлята России», турнир по армрестлингу. С замотанным жгутом локтем. Травму получил на тренировке, он занимался борьбой. Он участвует в армрестлинге – и усугубляет свою травму. После этого его мама пыталась завести уголовное дело то на его соперника, мол, чуть ли не спланированное увечье, то на детско-юношеский центр, который отвечал за спартакиаду, потом подала денежный иск на школу, в которой проходили соревнования. В конечном итоге суд присудил солидную денежную компенсацию на реабилитацию, лечение, санаторное лечение, ещё что-то со школы, где он учился. Ну понятно, что учитель, который его допустил к соревнованиям, всё же виноват. Но пока шёл суд, паренёк спокойно ходил на тренировки по борьбе, участвовал в соревнованиях без медицинского допуска, потому что главный врач физкультурно-спортивного диспансера его карточку аннулировал. Папа ребёнка спокойненько давал расписку (хотя никакой юридической силы это не имеет), что берёт ответственность на себя, и всё.

Другой пример, не на физкультуре. Школьница на 12-сантиметровых каблуках идёт по лестнице в школе, сама себе наступает на длинный носок сапога, падает кубарем по лестнице, ломает ногу. Со школы – компенсация в 17 тысяч.

То есть родители поняли, что они теперь могут зарабатывать не только на талантах своих детей, но и, скажем так, на их убогости.

Общая картина

Из 400 тысяч детей в Омской области 2 тысячи не могут вообще заниматься спортом из-за медицинских противопоказаний. В специальных группах с уменьшенной нагрузкой на уроках физкультуры занимаются 2680 ребят.

Как добавили в министерстве образования, ведомство и органы управления образования муниципальных районов Омской области проводят различные предупредительные меры - дополнительные инструктажи по профилактике травматизма на уроках, о безопасном поведении вне школ. Разъяснения дают на родительских собраниях, профилактических беседах, классных часах о личной безопасности с обучающимися и родителями. Проводятся дополнительные рейды и инструктажи семей, находящихся в социально опасном положении, с участием правоохранительных органов.

У всех на слуху смертельные случаи со школьниками, произошедшие не на физкультуре, а на соревнованиях и тренировке спортивной секции. Напомним, сначала в сентябре 2016 года на тренировке умер мальчик, занимавшийся футболом в отделении СДЮСШОР «Иртыш» на стадионе «Шинник». Проверка установила, что 14-летний ребёнок не получил к занятиям спортом допуск от врача и не был обследован. На тренировке он почувствовал себя плохо, сел на скамейку и через несколько минут скончался. Медики установили, что причиной стало базальное субарахноидальное кровоизлияние в мозг из-за перенесённого ребёнком в 2-летнем возрасте менингита. Тренера-преподавателя привлекли в дисциплинарной ответственности, а двух медиков спортивной школы оштрафовали.

Кроме того в ноябре также 2016 года в Омском районе в Красноярской средней школе проходили соревнования по баскетболу. Уже на церемонии награждения призёров 16-летнему школьнику стало плохо, «Скорую помощь» на место оперативно вызвали, но спасти подростка медики не сумели. Представители Следственного комитета тогда оперативно пояснили СМИ, что до того ребёнок вместе с родителями обращался в больницу по поводу заболевания сердца. Врачи посоветовали им пройти комплексное обследование, но сделать этого ребёнок уже не успел.

Кирилл Янчицкий

Источник: ИА «Город55»

"