Posted 8 июня 2021, 03:00

Published 8 июня 2021, 03:00

Modified 19 августа, 21:52

Updated 19 августа, 21:52

Вице-президент ТПП: навигационное развитие — часть электронной промышленности РФ

8 июня 2021, 03:00
Навигационный рынок в России стремительно набирает обороты. По словам директора по развитию и совладельца компании «Форт-Телеком» Владимира Макаренко, сценарии, позволяющие понимать скорость движения автомобиля, его точный маршрут и полосу, придут на смену системам мониторинга транспорта.

Частные компании сейчас предпочитают нанимать людей, а не приобретать умную систему. Такой подход кажется невыгодным, рассказал коммерческий директор компании «Навиджин» Петр Казаков.

Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев рассказал, что навигация сейчас используется везде — как в производстве, так и в быту. В том числе ее активно используют в обороне.

Сейчас отрасль навигации оценивается в 150 млрд рублей: больше половины — система мониторинга автотранспорта, носимые навигаторы — 20% рынка, доля систем навигации внутри помещений — 20%, остальная часть сегмента у геодезии и картографии, а также у сельского хозяйства.

Большая часть российского коммерческого рынка навигации — это импорт. Но есть и сильные отечественные сегменты. Например, в производстве оборудования для систем экстренного реагирования при авариях участвовала российская организация. Первой оборудование для «ЭРЫ-ГЛОНАСС» разработала компания «Форт-Телеком».

Сейчас компания больше 60% выручки зарабатывает на рынке навигации. 800 миллионов — на прямых поставках на конвейеры датчиков системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Остальное — это продажа оборудования для мониторинга коммерческого транспорта.

Сейчас маржинальность производства навигационного оборудования составляет 10-12%. Крупные игроки рынка предлагают пользователям не только устройства, но и услуги по их обслуживанию, аналитику данных и консалтинг. Подход получил наибольшее распространение на рынке навигации внутри помещений. Эти системы сейчас разрабатывает компания «Навиджин» из Сколково. Они помогают ориентироваться пассажирам на 40 российских вокзалах, а также заменяют указатели в супер- и гипермаркетах.

«Ритейлеры сейчас в стадии активного обдумывания способов повышения среднего чека и расширения товарной номенклатуры в одном чеке клиента. Поэтому они рассматривают систему навигации и геотаргетированных подсказок в процессе нахождения в торговом зале клиентов», — рассказал коммерческий директор компании «Навиджин» Петр Казаков.

Также «Навиджин» занимается разработкой высокоточных датчиков, которые можно носить с картой пропуска или прикрепить к технике. В России высокий спрос на контроль рабочего персонала, а также на попадание в опасные зоны.

Спрос на российском навигационном рынке частично задает правительство, устанавливая нормы для крупных заказчиков: транспорта и промышленности, но выполняют заказы часто компании — производители электроники с госучастием. Частный бизнес редко доходит до участия в сделках.

Российская Торгово-промышленная палата предлагает ряд ключевых ориентиров. Фатеев подчеркнул, что в сделках должны участвовать все. Это будет полезно не только для производства, но и для научных разработок, для взаимодействия с крупными компаниями.

«В том числе и для того, чтобы заработал механизм импортозамещения в данном виде», — отметил он.

Еще одним успешным участником рынка является подмосковная компания «Румб». Предприятие основал кадастровый инженер из Сыктывкара Виктор Хвалынский с партнерами. Предприятие изготавливает геодезический приемник. В разработку основатели вложили около 10 млн рублей. Столько же вложили сторонние инвесторы. Устройство позволяет установить координаты с точностью до сантиметра.

«Геодезисты — это основной наш потребитель. Но эти координаты можно использовать для широкого круга задач. В том числе, допустим, картография, отслеживание разработки месторождений, аэрофотосъемка», — рассказал создатель проекта Виктор Хвалынский.

Чтобы развивать сегмент высокоточной навигации, нужно расширять сеть из базовых станций по примеру сотовой связи — необходимо по одной в радиусе на каждые 50 км. Сейчас в России 2500 станций, а нужно в десять раз больше.

Такую сеть государство в одиночку построить не сможет. Для привлечения частного капитала необходимо ослабить регулирование этой части рынка. Проект поправок в отраслевые законы в апреле обсуждали в ТПП.

«Не может навигационное развитие быть отдельно от развития всей электронной промышленности в России. Мы определили те подходы, которые касаются изменения с точки зрения налогообложения, налога на прибыль, НДС и создания отдельного реестра для производителей и самой продукции в рамках реестра радиоэлектронной промышленности», — рассказал вице-президент Максим Фатеев.

Предприятия, работающие сейчас на навигационном рынке, научились зарабатывать на перемещении людей и техники. Теперь правительству важно помочь рынку в развитии. Для этого необходимо лишь ослабить требования к строительству навигационных сетей и разработать механизм защиты данных.

Подпишитесь