Posted 8 апреля 2020,, 12:06

Published 8 апреля 2020,, 12:06

Modified 23 февраля 2022,, 13:52

Updated 23 февраля 2022,, 13:52

«У нас ж…». Как омские предприниматели пережили нерабочую неделю

«У нас ж…». Как омские предприниматели пережили нерабочую неделю

8 апреля 2020, 12:06
Фото: Медиахолдинг1Mi
Коронавирус нанес серьезный удар по малому и среднему бизнесу. И омские предприниматели, создавшие свои собственные бренды, не стали исключением. Город55 узнал, как они переживают нерабочие дни.

Елена Харламова, основатель «Простошапка»

— 70 процентов нашей выручки — это розничные продажи. Естественно, после закрытия магазинов мы их теряем. Плюс мы потеряли часть оптовых заказов, так как точки продаж у наших дилеров в других городах тоже закрыты.

Прошлая неделя была очень стрессовой для меня и сотрудников, потому что мы пытались придумать рабочую схему в измененных условиях, но распоряжения и постановления от правительства менялись еще чаще, чем наши планы. Сначала мы начали шить маски и оставили работать 1 магазин в режиме пункта самовывоза. Но спрос оказался очень высок, производство масок почти нерентабельным, а магазин пришлось закрыть совсем. В итоге было решено маски дарить за заказ на сайте, тем самым стимулируя онлайн-продажи.

Пока так и работаем — отправляем заказы, вкладывая туда маски бесплатно. Организовали специальные тарифы по доставке. Заказов стало больше, конечно, но все равно это не принесет нам той выручки, которая бывает в это время. Апрель у нас хороший месяц, когда люди переодеваются в легкую одежду и переходят на тонкие шапки. Сейчас же все сидят дома, а выйдут, когда шапка уже не понадобится.

По аренде. У нас четыре помещения: офис, цех и два магазина. Магазин в Омске в собственности, остальные помещения снимаем. Аренду за апрель я успела проплатить уже, но буду разговаривать с собственником магазина в Тюмени о предоставлении скидки за простой. В целом, плата за аренду помещений не сильно бьет по нам, это примерно 10% от постоянных расходов. Больше всего мы тратим на зарплаты и налоги.

Часть сотрудников мы перевели на «удаленку», и они продолжают работать дома, кто-то ушел в оплачиваемый отпуск, кому-то предложили вариант аванса с дальнейшей отработкой. Продумали варианты для всех сотрудников, чтобы никто не остался без денег. За март все получили зарплаты в полном объеме. Пока у нас есть финансовая подушка, можем поддерживать людей. В общем, не отчаиваемся, ищем еще варианты, как можно заработать и привлечь сотрудников, которые остались не при делах. Скоро все закончится!

Роман Залесов, основатель «Залесов и Скок»

— Можно у вас на сайте говорить слово «жопа»? Так вот, у нас жопа. На сколько упал оборот? На сто процентов. Выручки нет, мы не сдаем изделия, не проводим примерки и не принимаем новые заказы. И прибыль у нас как раз появляется в момент, когда мы сдаем заказ. Максимум, что я могу сделать, это попросить часть расчета у клиентов за вещи, которые уже в работе. По аренде никаких преференций. Выставили счет за апрель, про заморозку или отсрочку ни слова. Распределили работу мастеров по домам, развезли часть оборудования. Италия и Англия не отгружают материалы, все фабрики закрыты. Но на удивление работают в обычном режиме Швейцария и Чехия, оттуда мы возим сорочечные ткани. Мы не под угрозой закрытия, но потеряли очень много самого ценного ресурса — рабочего времени.

Антон Еськов, совладелец CoffeStars

— Оборот упал в половину. При этом, считаю, нам еще крупно повезло — мы сохранили несколько точек продажи кофе на вынос. Продуктовый ритейл не под запретом. Продажа на вынос не под запретом. Вот и получается, что наши точки в супермаркетах «Новатор» — законно работают. Но пришлось приостановить работу кафе, пекарни и точек в торговых и деловых центрах. Также пробуем работать с доставкой обжаренного кофе, сиропов в офисы или на дом, но оперативно выйти на этот сегмент сложно. Вообще, я думаю, изоляция встряхнула весь мелкий бизнес, и после нее конкуренция сильно увеличится.

Петр Мельников, производитель электровелосипедов MoonBike

— В прошлом году мы без перебоев собирали и отправляли электровелосипеды клиентам. Сейчас ситуация стала намного сложнее. Клиенты уже с осторожностью относятся к покупкам, тем более товар дорогой — 79990 рублей. Поставка запчастей затруднена — мы увеличили срок ожидания товара до трех недель. Граница закрыта, временно испытываем трудности доставки велосипеда в Германию, Швейцарию — товар долго стоит на границе. Но в целом мы не расстраивается, пока весь мир находится в «турбулентности», мы наконец-то занялись теми делами, которые откладывал в долгий ящик: повысили сервис, сделали новый сайт, прорабатываем партнёров за границей. Надеемся, что эта история с коронавирусом закончится в мае.

Иван Притуляк, тренер по публичным выступлениям и эффективной коммуникации

— У нас сотрудников нет, аренду не платим, ибо тренинги целевые, под набранную аудиторию. Продаж как таковых у нас нет, поскольку в онлайн мы только-только намылились. Сейчас на этапе прогрева. Воспринимаем локдаун как возможность нарастить свои компетенции, осваиваем новые тренинговые области, и сейчас как раз только набираем сотрудников для продвижения в онлайн. Так что в цифрах — ноль, продаж пока тоже ноль.

Роман Попов, директор сети кофеен Skuratov в Омске

— Мелкие предприятия, у кого нет поддержки и крупных инвесторов, скорее всего закроются. Мы конечно все это тяжело переживаем. Многие арендодатели идут на уступки, многие не идут. Как они объясняют? У них у самих убытки, кредиты. В таких случаях поднимается вопрос, насколько прибыльно продолжать этим заниматься. Может быть, проще закрыться. Не только у нас такая ситуация, у многих в Омске. Я думаю, омские кафе сильно пострадают. Откуда брать деньги на оплату сотрудникам? Мы в этом месяце выплачиваем сотрудникам зарплаты, а дальше будем смотреть по ситуации. Многие кафе уже отправляют в неоплачиваемые отпуска людей. Нечем поставщикам платить. Даже за тот товар, который взяли в марте.

Сергей Шилов, директор предприятия по производству масел «ШиК»

— После обращения президента, конечно, возник вопрос, будем мы работать или нет. Потом выпустили дополнительно документ регионального министерства, и стало спокойнее. Все-таки мы относимся к предприятию пищевой продукции. Сама ситуация с коронавирусом и принятыми в связи с этим мерами на нашем производстве не сказалась негативно. Наоборот, у нас продажи увеличились процентов на 15. Скорее всего, это связано со всеобщим ажиотажем. Перебоев никаких нет, у нас даже не стопроцентная загруженность, но вот увеличение есть. В целом все хорошо. Каков прогноз? Я думаю, что все это закончится в середине мая, но бизнесу, по которому был нанесен удар, потребуется определенное время на восстановление. Наверное, к концу июня уже все станет по-прежнему.

"