Posted 7 февраля 2021,, 06:25

Published 7 февраля 2021,, 06:25

Modified 23 февраля 2022,, 15:50

Updated 23 февраля 2022,, 15:50

«Это всегда волна недовольства»: нужно ли запрещать левые повороты в Омске

7 февраля 2021, 06:25
Запрет левых поворотов в Омске становится системной практикой, однако автомобилисты ее, мягко говоря, не приветствуют. Рациональное решение или транспортная ошибка — разбирался Город55.

Внедрить систему «правых поворотов» на основных городских магистралях, в том числе на Красном Пути, предложил исполняющий обязанности директора департамента транспорта Вадим Кормилец. По его словам, это заметно увеличит пропускную способность дорог. «Сотрудница нашего департамента живет на проспекте Комарова. Ездит домой на автобусе. Она дорогу с остановки „Госпиталь“ через Красный путь и улицу Лукашевича преодолевает за 30 минут. У меня на этот же маршрут на автомобиле уходит 56-58 минут», — проиллюстрировал он.

Чиновник назвал причиной заторов небольшое количество машин, которые занимают левый ряд для поворота и тормозят основной поток. При этом ситуацию для автомобилистов действительно усложнили выделенные полосы на Красном пути и Лукашевича: правый ряд теперь занимает общественный транспорт, а едущим прямо остается тесниться в среднем ряду. «Выделенки» пришли всерьез и надолго, поэтому другого пути, кроме «левоповоротных» запретов, администрация сейчас не видит: интересами меньшинства жертвуют ради большинства.

На Красном пути и других магистралях подобные меры еще прорабатываются, но решение не заставит себя ждать. Пока же дептранс анонсировал запрет еще восьми левых поворотов.

Возмущение автомобилистов

Тема левых поворотов оказалась для омичей животрепещущей — это видно уже по реакции в соцсетях. Многие раскритиковали инициативу.

В сети отмечают (заметим, справедливо), что при запрете левого поворота должна быть возможность осуществить его с помощью трех правых, что на Красном пути не везде возможно. Таким образом, пострадают жители микрорайонов Серебряный и Изумрудный берег.

«Жителям этих районов предлагается осуществлять разворот только на путепроводе возле Телецентра, поскольку разворот на ул. 7-я Северная невозможен (разрешен только въезд на Кр. Путь в сторону Нефтяников). На ул. Березовой развернуться тоже не получится. Разворот у Телецентра с большой долей вероятности приведет к образованию затора по мосту, не говоря уже о значительных перепробегах автомобиля, что увеличивает затраты не только времени, но и топлива и выбросов выхлопных газов», — пишет омич Денис Клемберг.

Многие считают, что это только перенесет пробки в другие места.

«В мировой практике с запретом левых поворотов строят путепроводы и тоннели. А в Омске просто запретят и сместят пробки на другие улицы», — возмущаются пользователи. — «Люди будут поворачивать направо, чтобы развернуться и проехать перекресток прямо. Потом [Кормилец] будет там с пробками бороться, сам себе работу придумывает».

Некоторые при этом отмечают, что на левый поворот у здания мэрии никто не покушается.

«Да без б, но только после того, как поубирают левые повороты у мэрии и прокуратуры», — ехидничают автомобилисты.

Справедливости ради, есть и те, кто поддерживает инициативу.

«Если у нас в городе большая часть не умеет поворачивать и разворачиваться, что еще можно сделать? Поэтому и убирают, слишком сложные маневры для них», — пишут в сети.

Мнения экспертов

Город55 спросил экспертов-транспортников, насколько «правоповоротная система» является адекватной мерой для Омска. Как выяснилось, специалисты не разделяют негодование водителей и в целом поддерживают нововведения, но отмечают, что ситуацию на каждом перекрестке нужно изучать отдельно.

«Это как раз общемировая тенденция и единственный, по сути, путь решения транспортных проблем — обеспечение движения большего количества людей, возможно, в ущерб меньшему количеству. Поворачивающих налево — несколько десятков за час, в то время как в прямом направлении по этой полосе проедет порядка тысячи, а автобусы перевезут несколько тысяч. Однако это не всегда разумно, если этот поворот обеспечивает единственную связь жилого района или какого-то объекта. Может, тогда стоит сделать светофоры с отдельными фазами поворота налево«, — говорит начальник отдела транспортной инфраструктуры ИТП «Град» Константин Васенко.

«Левый поворот — это один из самых опасных маневров в городской среде. Но, запрещая его повсеместно, мы вызываем напряженность населения, потому что будут большие перепробеги. У нас дорожная сеть негодная для этого. Когда есть параллельные магистрали и во встречных направлениях можно перебрасывать потоки — тогда другое дело. Поэтому в каждом месте нужно внимательно изучить ситуацию и только потом принимать решение. Поголовно на Красном Пути, по Маркса запретить — это не годится», — отмечает заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» СибАДИ Юрий Рябоконь.

А вот урбанист Николай Кондаков, автор телеграм-канала «Не мэр Омска», выступил против запрета левых поворотов, но предложил решение, которое еще меньше понравится автомобилистам.

«Это, с одной стороны, разгрузит Красный путь, но не уберет пробки. Потребность водителя повернуть налево не исчезнет. Такие водители поедут дальше и еще большим потоком будут стараться развернуться. Так мы еще больше парализуем другие перекрестки. Как снизить риск и не запрещать левые повороты? Сузить дороги на перекрестках, а лучше в целом. Так мы сможем дать возможность водителям объехать поворачивающих, а им — больше обзора. Водители не смогут сильно разогнаться из-за меньшей ширины дорог, тем самым у них станет больше возможности среагировать и принять решение», — считает урбанист.

Правоповоротной системе быть

За разъяснениями, на каких участках Красного Пути планируют запретить повороты и какие альтернативы будут у автомобилистов, мы обратились напрямую к и. о. главы дептранса Вадиму Кормильцу. Он объяснил, что запретят только часть поворотов на перегонах между светофорами, в каких точках — сейчас уточняется. Однако, скорее всего, сохранится поворот у администрации Советского округа из-за отсутствия альтернатив. Также не тронут повороты на Березовой и 7-й Северной при движении со стороны городка Нефтяников, поскольку на эти улицы поворачивает общественный транспорт.

Кормилец объясняет мотивацию по запрету двумя аспектами: увеличение пропускной способности дорог и снижение очагов аварийности. «Представьте человека, который попал в ДТП, лежит на больничной койке. Как ему объяснить, что кому-то, видите ли, не хочется лишние 200, 600, да хоть километр проехать, ему надо здесь повернуть», — говорит он.

Основная задача центральных магистралей — пропуск большого количества транспорта транзитом из одного района города в другой, поэтому приоритет будет отдаваться большинству.

При этом чиновник признает, что альтернативы не очень удобны, а систему трех правых поворотов на Красном Пути не везде можно выдержать — дублирующих улиц со стороны Иртыша просто нет.

При движении из Нефтяников придется «выкручиваться» через Березовую и 7-ю Северную. И ими же пользоваться по направлению из центра, выруливая по Волховстроя, 2-й Кольцевой либо 2-й Дачной.

«Один из вариантов — правые повороты. При движении из центра, к примеру. Левый поворот на Кемеровской запрещен. С помощью правых поворотов можно с Красного Пути доехать до 7-й Северной, там направо на Волховстроя, обратно по Кемеровской с правым поворотом, и теперь пересекаем свое первоначальное направление и попадаем, куда надо», — говорит чиновник.

Однако правоповоротную систему в Омске будут только расширять.

«Эта практика будет продолжать применяться. Ее придумали не мы, можно сказать, наши отцы по организации дорожного движения. Практика действенная, причем приносит результаты мгновенно», — считает Кормилец.

***

Таким образом, несмотря на отсутствие полноценных дублеров и возмущения жителей, от левых поворотов будут постепенно уходить. В дептрансе считают, что жители оценят систему позже.

«Для примера — предложите сейчас разрешить выполнение левого поворота на Интернациональной — Герцена: какая волна недовольства поднимется среди водителей. Все будут говорить: вы с ума сошли, хотите остановить движение по Интернациональной? Но, в свое время, когда мы запрещали левый поворот на этом участке, мы такую же волну недовольства получали со стороны других граждан, которым это было удобно, — говорит и. о. главы дептранса. — В обществе всегда будет часть, которой это мероприятие не нравится, и часть — как правило, большая, — которую это устраивает».

Что же касается инфраструктурных решений, то на них рассчитывать не приходится. По словам чиновника, локальные расширения проезжей части на дополнительную полосу для поворота налево не всегда позволяет городская застройка. И, что еще важнее, на это нет денег.

"