Posted 6 июня 2020,, 08:48

Published 6 июня 2020,, 08:48

Modified 23 февраля 2022,, 14:05

Updated 23 февраля 2022,, 14:05

Новая масштабная велореформа в Омске. Реальность или очередная фантастика

Новая масштабная велореформа в Омске. Реальность или очередная фантастика

6 июня 2020, 08:48
Фото: Медиахолдинг1Mi
Что думает о новой-старой идее инициатор прошлого проекта велореформы в Омске экс-директор департамента по делам молодежи Михаил Расин? Считают ли реальной новую концепцию омские велосипедисты? Об этом в материале Города55.

Последние годы все больше омичей начинают использовать для прогулок велосипед. Однако мест для комфортного передвижения на велосипеде по городу катастрофически не хватает. Единственная официальная велодорожка вдоль набережной от «Зеленого острова» до речпорта была запущена пять лет назад, и с тех пор не появилось ни одного нового маршрута. Бороться с данной проблемой призвана новая концепция администрации города, презентованная на этой неделе. Проект рассчитан до 2024 года и на данный момент проходит процедуру согласования.

Новая концепция

Согласно опубликованной велоконцепции, на территории Омска планируется улучшить условия для велодвижения в традиционных местах отдыха омичей, открыть пункты проката велосипедов, увеличить число парковок, построить новые велосипедные дорожки на улицах и в муниципальных парках.

Из ближайших целей — уже в 2020 году обустроить велопешеходную дорожку от моста имени 60-летия Победы до улицы Перелета. Следующий шаг — обустройство отдельной велодорожки на «Зеленом острове».

Стоит отметить, что для городской администрации это не первый опыт разработки концепции велодвижения в Омске. В 2012 году тогда еще кандидат в мэры Вячеслав Двораковский начал продвигать идею о необходимости создания комфортных условий для омских велосипедистов. Позже, летом 2013 года, началось строительство велодорожки от Ленинградского моста в сторону Речного порта. Тогда же власти заговорили о выделении велосипедных зон в парках 30-летия ВЛКСМ, на «Зеленом острове», в «Советском».

Осенью 2015 года в Омске официально открылась велодорожка от улицы Чокана Валиханова до «Зеленого острова». Веломаршрут реализовывался в рамках регионального проекта «Иртышский берег». Минкульт РФ тогда выделил 10 млн рублей. Дорожку сделали двухсторонней. Местами заменили асфальт, разделили разметкой велосипедную и пешеходную зону, установили дорожные знаки и велопарковки. После запуска велодорожки на Набережной концепция велосипедизации города постепенно отошла на второй план.

Опыт строительства

По словам экс-директора департамента по делам молодежи, физкультуры и спорта Михаила Расина (он непосредственно занимался в мэрии реализацией планов развития велодвижения) велосипедизация в Омске не получила дальнейшего развития из-за недостатка финансирования, а главное — отсутствия консолидации между департаментами администрации.

«Велосипед как средство передвижения требует прежде всего внимательного отношения департамента транспорта. В Москве этим занимается департамент транспорта, а у нас почему-то департамент по делам молодежи, физкультуры и спорта. Я считаю, что это полнейший нонсенс.

А нашему департаменту транспорта велосипед как средство передвижения до фени, извините за выражение. Департамент транспорта был камнем преткновения.

Я начинал с Олегом Осинским (директор департамента транспорта с 2012 по 2014 год — ред.), и он мне в этом плане очень хорошо содействовал и помогал. Но когда он ушел и пришел другой человек, Виталий Маслик… Тот вообще не понимал, что делать. Когда я его на коллегии спросил, как вы обеспечиваете безопасность движения на велосипеде, он ответил, что, если была б моя воля, я бы вообще запретил по дорогам Омска ездить на велосипеде. Страшенно глупая вещь», — рассказывает Расин.

Экс-чиновник говорит, что в свое время планировал продолжение велодорожки от «Зеленого острова» в городок Нефтяников, но департамент транспорта тогда не смог выделить 2.8 млн рублей на проектирование.

«Я делал все без проекта. Потому что знал: если упрется в проект (а это деньги), ничего не получится. Я шел авантюрно, для того чтобы создать условия для людей. На сегодняшний день, если продолжать велодорожку от „Зеленого острова“ до Советского парка, это объединит город. Необходим проект. Если будет проект, который пойдет через Красный Путь, по тротуару, расширит тротуарную часть, обеспечит безопасность, это будет очень здорово, и мы соединим городок Нефтяников с железнодорожным вокзалом. По сути, весь периметр красивой набережной города Омска будет полностью охвачен», — считает Расин.

Исходя из своего опыта, специалист заявляет, что просто так, где попало в Омске «чертить» велосипедные дорожки неэффективно. Главное, что сейчас требуется, — это соединить существующую велотрассу вдоль набережной с парками и основными магистралями города.

Концепция в глазах велосипедистов

Надо сказать, что омские велосипедисты довольно скептически относятся к новой концепции городской администрации. Блогер Игорь Федоров считает, что в плане развития велоинфраструктуры последние два десятилетия в городе потрачены впустую и эти годы будет трудно наверстать.

«Пока администрация не объявит публично и не начнет следовать простому тезису, что в городе приоритет отдается пешеходам и велосипедистам, а не автомобилистам, все дальнейшие действия не имеют смысла.

Мы будем иметь бессистемную работу в этом направлении. Про велосипедистов будут периодически вспоминать, что-то делать и так же забывать, — говорит Федоров. — Велосипед сегодня вещь модная, вроде надо что-то об этом говорить, какие-то концепции рождать, но пока это не станет общегородской задачей — ничего не будет».

По словам Кирилла Рубашкина, члена велоклуба «Цепная реакция», до 2015 года клуб неоднократно вносил в городскую администрацию предложения по развитию велодвижения: предлагали маршруты, эскизные проекты. Но в итоге ни одна из инициатив не была реализована.

«Мое отношение к очередной велоконцепции просто и понятно: велоконцепций я помню много, а дорожка только одна — вдоль Набережной. И ведет она из ниоткуда в никуда.

Цели обозначены, как обычно, отличные, их у нас обозначать привыкли не стесняясь, без оглядки на собственные возможности. А вот реализация чаще всего куда скромнее, если вообще заметна», — сказал Рубашкин.

Большая часть проблем, которые поднимали омские велосипедисты пять лет назад, существуют в городе и сегодня: те же опасные решетки ливневок и подъезды к мостам через Иртыш. Велосипедисты сомневаются, что новая концепция сможет решить вопросы безопасности на таких участках дорог.

«У метромоста нет ни въезда, ни выезда. У него есть лестница, но она начинается в середине моста. Поэтому люди, которые едут по тротуару, вынуждены перелезать через отбойники вместе с велосипедами, чтобы ехать дальше. Это ужасно неудобно и опасно. А другого варианта нет. Если брать Ленинградский мост, то там нет отбойников и тротуар тоже начинается из ниоткуда. Лестница вертикальная, разбитая», — рассказывает велосипедист Елена Маслова.

Что касается строительства новых дорожек, то любители велосипедов предлагают не стремиться к массовости. Они считают, что лучше сделать одну-две велодорожки, но по всем правилам. Важнее соединить между собой пути передвижения велосипедистов, сформировав таким образом замкнутую маршрутную сеть.

«Велодорожка должна быть осмысленной, она должна иметь назначение и направление. Если она начинается у дома № 5 и упирается в дом № 9 — это не велодорожка, это просто тротуар», — говорят велосипедисты.

Что дальше

По некоторым данным, в Омске ежегодно продается от 40 до 50 тыс велосипедов. Тенденция такова, что велосипед перестает быть уделом только детей или сельских жителей.

Сегодня очевидно, что он стал в городе если не транспортным средством, то средством массового отдыха.

Омичи все чаще на выходных пересаживаются на велосипеды, и с этим уже нельзя не считаться. Как минимум надо обеспечивать безопасность таких передвижений.

Во что выльется новая концепция развития велодвижения в Омске, неясно. На текущем этапе чиновники говорят о согласовании проекта, но никакого обсуждения концепции в общественном пространстве не происходит.

А ведь для воплощения любой идеи нужен детальный план ее реализации, выполнение которого можно отследить и оценить. Такого плана пока тоже нет.

У омской велообщественности предложения по наполнению концепции содержанием имеются, от эскизов велосипедной сети и изучения в школах правил безопасного поведения на дорогах до создания программ по страхованию велосипедистов и велосипедов, но их мнением пока никто не интересуется.

"