Posted 6 февраля 2020,, 05:32

Published 6 февраля 2020,, 05:32

Modified 1 апреля 2022,, 15:04

Updated 1 апреля 2022,, 15:04

Ночные очереди и фиктивные прописки. Чего стоит отдать ребенка в первый класс

Ночные очереди и фиктивные прописки. Чего стоит отдать ребенка в первый класс

6 февраля 2020, 05:32
Фото: Медиахолдинг1Mi
Дежурства у школ ночь напролет, паника в чатах, фиктивные прописки — родители идут на многие ухищрения, чтобы записать ребенка в первый класс. Разбираемся, что не так с электронными заявками и почему очереди — лишь симптом других проблем в современном образовании.

Как уже сообщал Город55, старт приема детей в 1 класс ознаменовался ночными стояниями родителей под дверьми омских школ. В сеть попало фото очереди у школы № 120 на проспекте Менделеева, где люди простояли порядка десяти часов на морозе, чтобы гарантированно попасть в список. Ажиотаж возник и вокруг других школ — например, «элитных» № 24, 7 на Левом берегу и № 15 в густонаселенном районе около ул. 21-й Амурской. Героические стояния родителей связаны с тем, что в учреждениях не хватает мест даже для тех, кто к ним прикреплен по прописке. А есть еще те, кто хотел бы устроить детей в школу получше, живя совсем в другом районе.

У школы № 120, по сообщению очевидцев, в ночь накануне приема стояли человек 160, а набирают всего 125 (пять первых классов). В школе № 24 лимит — 118 детей (тоже пять классов), а прикрепленных к микроучастку — около 400.

Проблема активно обсуждается в родительских чатах. Говорится, что в очередях «доходит до мордобоя».

«Отстояли очередь с 8 вечера пятницы до субботы 10 утра. 24-я школа. Очередь была 300 человек, сказали, возьмут только 200. И это все были по прописке,» — пишут в чате.

«В хорошую школу типа гимназии вообще не попасть. У знакомых гимназия по месту прописки. Им на собрании сказали приходить 4 февраля. За день до этого они пошли, у них не взяли документы. Я думаю, что до 3 февраля всех по блату и наберут — за помощь школе», — убеждены омичи.

При этом необходимость стоять в очередях вызывает вопросы, учитывая, что запись в школы должны вести и дистанционно: через МФЦ и портал «Госуслуги». Электронная запись сильно бы упростила родителям жизнь.

Перекладывание ответственности

Ситуацию Городу55 прокомментировал начальник отдела общего образования омского депобра Дмитрий Васюхичев. По его словам, никакого смысла в очередях нет: заявления можно подать онлайн через электронную почту школы. Во всех случаях их рассматривают в общем порядке по времени поступления, никакой приоритетности по форме подачи нет.

«Необходимости в стоянии в этой очереди никакой не было. Это индивидуальное решение граждан, которое я никак не могу комментировать»,говорит Васюхичев.

«На самом деле, меры принимались, чтобы уже в этот раз люди не морозились. В школах за неделю до начала приема провели собрание родителей, где объяснялся порядок приема в первые классы. Вся информация размещена на сайте школы, на информационных стендах внутри. Заявление можно подать несколькими способами. В часы приема посадили трех сотрудников, чтобы максимально быстро принимать документы», — добавляет чиновник.

В самих школах очереди комментируют неохотно. Где-то сразу бросают трубку, где-то ссылаются на занятость руководства в течение всего дня. Нам удалось пообщаться лишь с директором школы № 7, о нехватке мест в которой в том числе говорили родители. Там сказали, что особых проблем нет.

«Этот ажиотаж создают сами родители. Если брать нашу школу, я на родительском собрании просила, чтобы они этого не делали. Они меня услышали, за что я им благодарна. У нас все спокойно, за час всех принимаем, даже раньше графика все проходят. Может быть, где-то на улице и стояли, я не видела. С 9.00 принимали. Да, в 8.00 утра родители уже ждали, человек, наверное, десять. Я специально засекала: у нас на каждого человека уходит две минуты», — рассказала нам директор школы № 7 Инга Белобаба.

За два дня приема в школе заняли почти все места. Сейчас на сайте значится 11 вакантных позиций. При этом директор признает, что на всех прикрепленных к микроучастку мест все-таки не хватит — как и в прошлые годы. Педагоги относятся к этому философски: так бывает, не успевшим подберут другую школу.

Культура недоверия

По электронной почте заявки действительно принимают и уверяют, что включают их в общую очередь.

При этом выяснилось, что опции с обращением в МФЦ или через «Госуслуги» в Омске сейчас не работают, хотя во многих других регионах эта практика уже вошла в обиход.

У нас же пока не выпустили акт, который бы регламентировал такой порядок. Запись через «Госуслуги» только «прорабатывается», говорится в пресс-релизе депобра. Возможно, ее введут на следующий год.

Обращениям по «е-мейлу» родители не очень доверяют, считают, что надежнее будет по старинке принести бумагу и лично убедиться, что она принята. Чтобы успеть «уж наверняка», некоторые подают и заявку онлайн, и стоят в очередях. Рациональности в этом мало, все стояния работают лишь на психологическое успокоение. Так или иначе, заявления все равно потом перетасуют. Есть несколько категорий, на канцелярском языке, с «внеочередным», «первоочередным» и «преимущественным» правом обучения. Это льготники: дети военнослужащих и сотрудников силовых ведомств и т. д. За ними в очереди следуют ребята, чьи братья и сестры уже учатся в этой школе. Только затем принимают просто закрепленных за микроучастком. А тех, кто к школе не приписан, зачисляют только с 1 июля, поэтому им уж точно нет никакого резона проводить ночь на морозе.

При этом родители считают, что эти принципы могут нарушаться. Например, есть вариант с платными подготовительными курсами для будущих первоклассников: некоторые уверяют, что по итогам курсов (если ребенок хорошо себя зарекомендовал) им дают гарантию зачисления независимо от прописки. Это значит, что кого-то с пропиской в очереди подвинут, то есть списки все же подправляются вручную. Многие убеждены, что есть и коррупция, и блат. Подтвердить или опровергнуть это невозможно. Впрочем, если подтасовки и существуют, подвиги с ночными стояниями у школ выглядят еще грустнее и бессмысленнее.

«Я не исключаю, что такие ситуации [блат, взятки], возможно, где-то и существуют, но не думаю, что это носит системный характер. Наша система забюрократизирована, и это дает как минус, так и плюс. Минус в виде неповоротливости, плюс — потому что бумажный документооборот делает систему прозрачнее», говорит педагог, решивший остаться анонимным

Нехватка мест порождает еще одно неприглядное явление — фиктивные прописки. На сайтах объявлений можно найти предложения временно прописать желающих в доме с привязкой к «хорошей» школе. Цена вопроса — 15 тыс рублей. А в прошлом году двое родителей попали под уголовные дела, пытаясь таким способом устроить детей в уже упоминавшуюся школу № 7, официально сообщала прокуратура.

К бэби-буму не готовы

Очереди — лишь симптом более глубокой проблемы. Долгое время демографические установки властей фактически конфликтуют с возможностями инфраструктуры. Каждый год департамент образования бодро сообщает, что за парты сядут на тысячу-полторы больше первоклассников, чем раньше. В 2020 году их будет 15 тыс. При этом строительство школ в основном остановилось в 1990-е. В период спада рождаемости это не было проблемой, но сейчас в школы пошли дети 2010-х годов, время активного стимулирования «демографии» сверху.

Эти же дети поколения бэби-бума чуть раньше не могли попасть в садики. Очереди, ажиотаж и полулегальные лайфхаки в жизнь их родителей вошли уже давно. В последнее время ситуацию с местами в садах немного смягчили, но школы к бэби-бумерам оказались тоже не готовы.

«Проблема связана с простыми вещами. С одной стороны, демографические волны — у нас сейчас поколение 2000-х годов, когда был бэби-бум. Но параллельно происходил процесс оптимизации образования. Если в начале 90-х в России было около 70 тыс школ, то к 2020 из них дожило 42 тыс. Оптимизация задела и учителей, специалистов не хватает, в том числе для начальных классов», — рассказал нам молодой учитель Степан Кошкарев.

Кроме того, в городе выросли густонаселенные микрорайоны новостроек, где берут ипотеку многие молодые семьи. Вопросы социальной инфраструктуры при их проектировании оставались на заднем плане.

«Это вопрос к застройщикам, и к мэрии в том числе. Почему архитекторы не учитывают такие моменты? Строим дома, потому что это деньги. А школу построить невыгодно», - считает декан факультета начального, дошкольного и специального образования ОмГПУ Сергей Щербаков.

Начинаем решать вопрос демографии, ожидаются дети. Под это уже надо было готовить инфраструктуру, рассчитывая, что чего надо. Но у нас как всегда никто не ждал, что весна придет», добавляет он.

«Проблему на федеральном уровне диагностировали еще в 2015 году, когда решили, что к 2024 году должны ликвидировать вторые и третьи смены, обещали выделять по 200-300 млрд рублей на строительство новых школ. Но деньги не выделяли в таком количестве, в 2018 году выделили 25 млрд вместо 250 запланированных», — добавляет Кошкарев.

Сейчас в городе 146 школ (исключая вечерние и интернаты). Общее число учеников — более 120 тыс. То есть на каждое учреждение приходится по 800 с лишним детей. О необходимости строительства школ говорится давно, но процесс лишь недавно форсировали по нацпроекту «Образование». Строится школа в окраинном районе «Амурский-2», где совсем плохо с инфраструктурой. До 2022 года должны возвести школы на ул. Завертяева и в Ясной поляне (и еще три в районах области). Но, в любом случае, этого недостаточно. В департаменте образования уверяют, что в школы устроят всех детей — правда, не всегда рядом с домом.

«Чем более развита инфраструктура в округе, тем ближе будет находиться школа. Чем ближе к границам города, тем удаленность возрастает. Так город устроен, тут уже ничего не сделаешь», — говорит сотрудник депобра Васюхичев.

Возить детей в удаленную школу никто не хочет. Поэтому родители реагируют во многом иррационально в надежде увеличить свои шансы. Но вопрос, почему до этого года даже не предпринимались попытки организовать официальный электронный документооборот (школьные е-мейлы не в счет, это действительно странный способ — докажите потом, что ваша заявка не попала в спам). Возможно, не хватает и просто человеческого отношения — без канцелярной лексики и информационных стендов.

"