Posted 5 сентября 2019, 10:11
Published 5 сентября 2019, 10:11
Modified 19 августа, 21:08
Updated 19 августа, 21:08
О современных школьных реалиях мы поговорили с Анной, мамой четвероклассника и девочки-детсадовца, и Надеждой, у которой дочь в четвертом классе, сын — в шестом. Женщины рассказали о том, насколько дорого сейчас собрать ребенка к учебе, что происходит с школьным питанием и почему даже автоматизация не спасает от больничных очередей за справками. Также мы выяснили, что, несмотря на все лозунги департамента образования о незаконности школьных поборов, эта практика процветает повсеместно. Хотя появились случаи, когда школы возвращают родителям уже собранные деньги.
Очереди за справкой
Анна: Нам нужны были справки в детский сад и на тренировки в бассейн. Через госуслуги, конечно, стало удобнее. Когда не было электронной регистрации, ты просто идешь, сидишь в очереди, чтобы взять талон. А сейчас можно сразу попасть к специалисту. Но очереди все равно случаются — это как попадешь. Сейчас все в садики идут, народа много, притом, что эти справки действительны 3-5 дней. В этом году у нас сделали отдельный кабинет, куда идти конкретно за справками в сады, чтобы люди не мешались с пациентами. Это было удобно. Но все равно ждать пришлось прилично: много писанины, справки надо заполнять от руки. И там живая очередь.
Но остался бред — надо идти к педиатру, чтобы взять направления на анализы. Работающий человек должен отпроситься, прийти к педиатру за талончиком, потом на следующий день отпрашиваться с утра на анализы и на третий день только можно забрать результаты. Конечно, это головная боль. Зачем идти к педиатру за направлением на базовые анализы, которые везде требуют? Я говорю не об узких исследованиях — стандартный набор. Если бы этот момент автоматизировали, было бы неплохо.
Закупки к школе
Анна: «Головняки», естественно, форма. Я неправильный родитель, беру то, что будет удобно ребенку, а не «белый верх, черный низ». Мальчики в младших классах — они же на коленях ползают, бесятся, падают, носятся на переменах. Вот и представьте, что случается с брюками в классическом стиле. Они, наоборот, выглядят неопрятно, колени вытираются, вытягиваются. Это неудобно, непрактично. А отдавать какие-нибудь 8 тыс за качественные брюки, из которых он через полгода вырастет, я тоже не готова. Поэтому я беру джинсы. Рубашки тоже — однотонные, неляпистые, но это не классика. Пока отопление не включат — просто однотонные водолазки.
Раньше из-за формы придирались. Но я, честно говоря, не заморачивалась: выслушаю, покиваю головой и все. Что они сделают, ребенка выгонят? Я поддерживаю, что дети в школу не должны ходить как на показ мод, но надо понимать, что детям неудобно в форме. Они полдня проводят в этой одежде.
Учебники, слава богу, нам выдают. Канцелярия, конечно, затратно. Но у нас учитель ввела систему: каждый год девочки приносят 25 тетрадей в линейку, мальчики — 25 в клетку. Мы их сдаем, и в течение года учитель раздает. Дорогие ручки-карандаши я не покупаю — они быстро ломаются, теряются. Раньше покупали рабочие тетради, но потом от этого ушли, чтобы дети сами письмо ставили: или ты кружки обводишь, или сам прописываешь. Правда, бумагу в школу пачками носим — учитель распечатывает тесты и прочее. Есть еще пошлина — сколько-то пачек с класса собираем секретарю и директору.
Надежда: Если посмотреть, только на самую необходимую одежду, без всякой роскоши, вышло на двоих детей около 18 тыс рублей. В нашей школе форма: строго белый верх, черный низ, для физкультуры синий спортивный костюм. Это еще по цвету надо искать. А раз цвет ходовой, он дороже — по крайней мере, мне так показалось. Костюм для мальчика, кофта для парадного выхода, кофта для повседневной носки, две рубашки, обувь сменная и для физкультуры. Если девочка, это еще дополнительно юбки, платья. Этого комплекса, в принципе, хватает на сезон, докупать не приходилось.
Из канцелярии что-то осталось с прошлого года, что-то докупалось. Вышло в районе 3 тыс., не учитывая, что мы покупали рабочие тетради. На учебники делали взнос только в первом классе, сейчас бесплатно. В общем на сборы мы потратили больше 20 тыс. рублей.
Про поборы
Анна: В первом классе мы, понимая, что дети будут четыре года учиться в этом кабинете, сделали все. Роспотребнадзор сказал, что у нас освещение не соответствует СанПиН. Мы за свой счет полностью меняли проводку, покупали лампы дневного света. Сами меняли парты. В нашей школе есть основное здание и маленький филиал с начальными классами. Все деньги, которые собирают, идут в большую школу. Чтобы в маленькой что-то делали, я за все это время не заметила. У нас главная проблема — туалет, сразу с холла ужасный запах, зайти невозможно. Сын первое время терпел, потому что подойти просто невозможно, глаза режет. Но это все стоит.
Недавно приходила делегация от родительского комитета — решать, сдавать или не сдавать деньги на школу. Я сразу отказалась, потому что не знаю, на что они идут. Отчетность наверняка есть, но я вижу, что в нашем филиале ничего не делают. Я сдаю только на то, что мы делаем с своем кабинете.
То же самое в садике. Каждый год пишется, что выделяются какие-то нереальные деньги на замену окон. В нашем саду — что сын ходил, что дочка сейчас — каждый год каждая группа собирает на окна. То мы делаем ремонт, то мы покупаем чайники, игрушки, меняем туалет, краны. В конце прошлого года полностью делали косметический ремонт, красили стены, потолки, снова меняли окна.
Да, мы возмущаемся. Какой ответ заведующей? «Денег нет». Департамент постоянно говорит, что поборы запрещены, но это же не так, что приходит заведующая и говорит: собираем деньги, делаем ремонт. Это не так работает. Предполагается, что денег нет, что хотите, то и делайте. Мерзнут ваши дети — меняйте окна за свой счет. Туалет не работает — меняйте ради бога. У нас целый день дети там проводят, и что, они мерзнуть будут? У нас альтернативы просто нет. Или потом сиди с ребенком на больничном. Но у нас группе такого нет, чтобы кого-то гнобили, если родители не сдали деньги.
Ты понимаешь: если не сдашь эти 2 тыс, в итоге потратишь гораздо больше. Купить лекарства, чтобы простуду вылечить, и то больше, а если еще антибиотики назначат? Плюс, если идти на больничный, сколько ты в зарплате теряешь. Так что это просто экономически нецелесообразно деньги не сдавать.
От директора зависит, будет он обивать пороги, чтобы что-то делалось, или нет. Иди долбись, делай свою работу, требуй денег. Хочешь — подними инициативу среди родителей: давайте подписи соберем. Но директор хочет быть удобным департаменту, а не родителям.
Надежда: Есть сборы для нужд школы, но они оговариваются, что это для нужд класса. Возможно, на это и идет, закупается вода детям в кулер и тому подобное. Скорее всего, есть родители, которые отказываются сдавать деньги, вопрос в том, как к этому отнесется остальной родительский состав. Это не приветствовалось. Один такой конфликт я наблюдала, но не участвовала и не знаю, чем закончился. Я сдаю, если надо, потому что мой ребенок там учится. Бывало банально 150 рублей. Но вообще по-разному. Максимальная сумма — наверное, тысячи полторы. Это и подарки для детей на новый год, и какая-то сумма на нужды класса.
В нашей школе в том году нам объявили, что собирать деньги с родителей нельзя. Какую-то часть денег вернули, что-то оставили на подарки. Наша школа в этом плане честно к нам отнеслась.
Про питание
Анна: О питании я сильно не беспокоюсь. Ребенок сам выбирает. Такого, чтобы он пришел и сказал: «Какая гадость», не было. В моем детстве было гораздо хуже, нас заставляли доедать. Но в прошлом году школа запретила приносить продукты из дома. У нас в классе есть мальчик из семьи веганов, там строго никакого мяса. Не знаю, как выходили из этой ситуации. Может быть, он все равно что-то приносил, может, гарнир съедал. Но ведь есть и дети-аллергики, которым нельзя какие-то продукты.
Есть субсидированное питание, где все блюда без мяса. У них там гарниры, каши, хлеб, чай. Детям отдельный стол накрывают. У нас пока проблем на почве «бедный-небедый» нет: школа маленькая, влияния старшеклассников нет. В большой школе говорят, что обстановка гораздо хуже. Может быть, когда наши туда перейдут, будут смотреть на чужой карман, у кого телефон круче, но пока у нас хороший микроклимат.
Надежда: «На питание у нас жалобы. К тому моменту, когда ребенок садится за стол, еда холодная, абсолютно невкусная. Что один, что другой ребенок говорит, что это никто не ест, все отодвигают и съедают просто булку с чаем. Свои продукты приносить в этом году запретили, в том — была возможность. По сути, мы платим деньги за выброшенный обед. Скорее всего, я буду кормить ребенка дома и не буду больше это оплачивать».