Posted 4 июля 2019,, 10:20

Published 4 июля 2019,, 10:20

Modified 23 февраля 2022,, 12:41

Updated 23 февраля 2022,, 12:41

В Омске начали производить компьютеры для исполнения «закона Яровой»

4 июля 2019, 10:20
Мало кому известно, но в Омске делают компьютеры для промышленного и даже домашнего использования. Без особых конкурентных преимуществ, в том числе в части цены, они востребованы в госучреждениях в связи концепцией «информационной безопасности».

Сегодня в Омске презентовали компьютерную технику местного производства. О ее существовании мало кто знает, однако с 2012 года омское предприятие «Промобит» разрабатывает компьютеры на базе российских процессоров «Эльбрус-8С» и Эльбрус-1С+». Система «Эльбрус» появилась еще в СССР и использовалась в основном в оборонной промышленности, а в 2010-х годах ее возродили и сделали частью российской политики по импортозамещению. Сферой применения отечественного процессора служат в основном государственные учреждения и бизнес-структуры, требующие повышенного уровня информационной безопасности.

Омское предприятие на базе «Эльбруса» создает несколько продуктов: сервер, узел хранения распределенной системы хранения данных, а также персональный компьютер и материнскую плату. Предназначены они в большей степени для промышленных целей, но есть и ПК, которые подходят для домашнего использования. Выпускают их под маркой «БитБлейз». Как рассказал генеральный директор одноименной группы компаний Максим Копосов, конечный продукт разрабатывается в Омске, хотя микропроцессор и материнскую плату производят в других регионах. Сейчас в Омске изготавливают лишь некоторые детали, но лоббируют запуск производства корпусов и плат (не материнских) на Омском НИИ приборостроения (ОНИИП), который, к слову, недавно поглотил ПО «Иртыш» и ОПЗ имени Козицкого.

Основной вопрос к производителям, который прозвучал на презентации для прессы, — зачем нужны компьютеры местного производства на уже сложившемся рынке? Ответ сводится к тезису: информационная безопасность страны. Проектировщики не отрицают, что у омской техники нет преимуществ по сравнению с импортными аналогами — помимо тезиса «инновационные патриотические идеи».

Кроме того, не выигрывает омское «железо» и в цене: компания придерживается ценовых установок зарубежных конкурентов. Для промышленных целей это оборудование как минимум не дешевле аналогов, а домашние компьютеры гораздо дороже — их цена около 100 тыс. рублей за штуку. Себестоимость действительно ниже, однако затраты сильно возрастают из-за интеллектуальных прав.

«Да, он дороже, потому что не массовый. Но дело не в цене. Нам надо беспокоиться о том, чтобы не отстать. Африканцы будут собирать кофе и бананы, а мы — продавать нефть», — заявил глава НП «ИТ-Кластер Сибири» Александр Тимофеечев.

Производители не скрывают, что бизнес вырос на антироссийских санкциях. Изначально перспективы компьютеров «БитБлейз» были очень размыты — компания ранее пыталась зайти на контракты Минобороны, но не смогла. А в 2014 году случились санкции, и импортозамещение стало российским трендом. Оборудование удалось продать в несколько госструктур. Например, его внедрили в систему выдачи загранпаспортов. Другим заказчиком стала госкорпорация «Росатом». В условиях новой российской политики у омской компании широкий рынок даже без прочих конкурентных преимуществ — ее продукты интересны государственным структурам, которые переходят на отечественные аналоги по «закону Яровой» и исходя из сложившейся политической конъюнктуры.

«Мы используем геополитические условия, чтобы расти и становиться конкурентоспособными. Что делать многомиллионной стране, которая сидит под санкциями?» — говорит гендиректор Копосов.

При этом, обосновывая необходимость информационной безопасности, производители часто апеллируют к теме возможных диверсий, информационной слежке со стороны западных спецслужб и требованиям «закона Яровой».

Перспективные ниши использования омских разработок — госучреждения, те же «инновационные патриотические идеи», то есть потенциальные системы электронной медицины, удаленного образования и проч., которые должны реализовываться на исключительно российских мощностях. Потенциал возрастает и в связи со скандальным «законом Яровой», который среди прочего повлечет необходимость закупки большого количества серверов отечественного происхождения. Есть перспективы зайти и на нацпроекты с их абстрактным запросом на цифровую экономику.

Ближайшая перспектива — внедрить омские компьютеры и «Эльбрус» в органы региональной власти. Переговоры уже ведутся. По мнению производителей, процесс затормозила только реорганизация областного правительства. Во всяком случае, в Тюмени это уже реализовывают.

"