Posted 4 июня 2020,, 06:05

Published 4 июня 2020,, 06:05

Modified 1 апреля 2022,, 15:04

Updated 1 апреля 2022,, 15:04

Санатории вместо Турции: на что надеются омские турфирмы

Санатории вместо Турции: на что надеются омские турфирмы

4 июня 2020, 06:05
Фото: Медиахолдинг1Mi
Как туристическая сфера выживает в период пандемии, когда все вернется в обычное русло и есть ли шансы у Анапы — в материале Города55.

Зарубежный отдых для россиян еще долго будет недосягаемым — на федеральном уровне практически не оставили надежд на то, что границы РФ откроются до конца года. Между тем с 1 июня оживает санаторно-курортный отдых внутри страны, хотя и с большими ограничениями. На очереди постепенное открытие отелей. Многие люди (42%, по оценкам Аналитического центра НАФИ) задумались о возможностях внутреннего туризма, и эксперты видят в этом уникальный шанс для отечественных курортов завоевать новую аудиторию. Правда, для этого должно сойтись слишком много факторов.

О сложившейся ситуации, колоссальных убытках и осторожных надеждах мы поговорили с представителями омских турагентств и гостинично-ресторанного бизнеса. Отметим, что некоторые из них согласились пообщаться на условиях анонимности, ссылаясь на коммерческую тайну, поэтому названия многих организаций мы сознательно не указываем.

Мертвый сезон

Почти трехмесячный простой стоил омским турагентствам порядка 90% доходности. В одной из фирм признались, что при средних доходах в 400 тыс рублей в месяц сейчас осталось около 40 тыс (и те в основном за счет оформления авиабилетов для людей, возвращающихся домой из других городов). Похожие пропорции и в других компаниях. Однако прямых потерь минимум, поскольку агентствам в большинстве случаев не пришлось возвращать деньги за проданные ранее туры — их перебронировали на другие даты. В режиме переброни, без новых продаж, компании существовали все это время.

«Если бы пришлось возвращать деньги, то сегодня ни турагентств, ни туроператоров не было бы»,говорят в турагентстве.

При этом остались обязательства по налогам, аренде, коммунальным платежам и выплате зарплаты — из этого и складываются убытки. Единственной мерой господдержки, которой удалось реально воспользоваться, был беспроцентный кредит на выплату зарплаты в размере МРОТ. В агентствах признались, что этого не хватило, но все же позволило в основном сохранить штат. Фирмы рассчитывают еще на двухпроцентный кредит для пострадавших отраслей, однако заявки по нему только начинают рассматривать. А вот отсрочку по налогам сколько-нибудь эффективной мерой в компаниях не считают. Некоторые столкнулись и с отказами собственников снизить или даже отложить арендную плату.

Будут ли банкротства

Что касается возможных банкротств в туристической сфере, то здесь эксперты крайне осторожны в прогнозах.

«Об этом будем говорить к концу 2021 года. Потому что очень многие обязательства перенесены до этого срока. До тех пор не будет ни банкротств, ни закрытий. А потом, если фирмы не смогут разрулить ситуацию со своими клиентами и те пойдут в суд [требуя возврата денег], то там уже будет видно», — полагает директор турфирмы «Мистер Фогг» Елена Кашленко.

Руководитель агентства «Дискавери» Наталья Афанасьева считает, что с рынка может уйти значительное число компаний, у которых нет никаких вливаний. Однако, по ее мнению, даже если отсеется 50%, как только туризм начнет оживать, это же количество вернется. «Довольно много фирм с минимальными затратами, где работает два человека, — это организовать будет несложно», — говорит она.

«Некоторые фирмы, не очень крупные, уходят с рынка. Среди сотрудников, по крайней мере, высказывалось такое мнение. Но в большей степени это звучит кулуарно. Возможно, они просто поддались панике», Евгения Кулагина.

»…Принять такое решение можно, когда ты понимаешь ситуацию, а сейчас она переходная. Те, кто давно работает в этой сфере, стараются сохранить позиции и ждут, что ситуация изменится. Мы видим, что уже полетели первые самолеты из Омска в Сочи», — говорит завкафедрой туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса ОмГТУ Евгения Кулагина.

По ее мнению, турагентствам этот период пережить даже легче, чем сегментам, опосредованно связанным с ними. Еще больше пострадали поставщики услуг (транспорт, средства размещения и т. д.) «Туризм — отрасль, где силен мультиплицитный эффект, она резонирует сразу в несколько сопутствующих отраслей. Одно рабочее место в туризме создает пять в других отраслях», — отмечает Евгения Кулагина.

Осторожные надежды

С 1 июня, как уже говорилось, открылся ряд санаториев и курортов, и этот список, вероятно, будет пополняться. К ним предъявлены жесткие требования — в числе прочего у них должна быть лицензия на медицинские услуги, а постояльцев не пустят без отрицательного теста на коронавирус.

Открытие, прежде всего, краснодарского направления и Крыма во многих вселяет умеренный оптимизм. Елена Кашленко отмечает, что цены там сейчас весьма привлекательные — на уровне межсезонья и ниже обычных летних примерно на 20% (в Анапу по тарифу «все включено» можно слетать за 27-28 тыс рублей, в Крым — в пределах 25 тыс). Эти направления поддерживаются государством, перелеты полностью субсидируются. «Потихоньку замечаем увеличение входящих звонков, люди спрашивают: „Правда, можно уже поехать куда-то?“ Сейчас мы находимся на стадии предварительного обсуждения, покупок пока немного», — говорит она.

Оттока клиентов из-за экономического кризиса Кашленко тоже не сильно опасается, так как есть люди со стабильными доходами (к примеру, бюджетники), готовые в сложившихся условиях заменить привычную Турцию на отечественные курорты. По ее словам, сейчас имеет место отложенный спрос — когда разрешат летать, самолеты будут заполнены с лихвой. Проблема только в том, что потенциальные туристы запуганы и не осведомлены об открытых направлениях. При этом она признает, что выход будет долгим и мучительным.

«Лето уже потеряно. Думаю, к сентябрю-октябрю все это закончится, государству надоест тратить деньги на субсидии и все вернется на круги своя», Елена Кашленко, «Мистер Фогг»

Иначе оценивает ситуацию Наталья Афанасьева. По ее мнению, упавшая покупательская способность еще сыграет свою роль. А сейчас люди не планируют поездок из страха не только перед вирусом, но и перед срывом туров, как это уже случилось в первую волну. На российские направления она не возлагает много надежд.

«Более-менее оживают авиаперевозки, понемногу санаторно-курортное направление, а чисто туристических моментов пока нет вообще. Даже если что-то начнет открываться, это все будет в таких минимальных масштабах, что о восстановлении прежнего уровня нельзя будет думать минимум год. Даже если все откроется, глубины продаж, как прежде, не будет еще год-два», — рассказывает директор «Дискавери».

Российские курорты — навсегда?

Все опрошенные спикеры отмечают, что внутренний туризм в этом году станет однозначным трендом как единственная альтернатива. Вопрос лишь в том, закрепится он надолго или это «разовая история».

«Это возможно, если только в этом году наших туристов очаруют Анапа, Крым. Им в этом году предоставлен шанс понравиться клиентам, многие из которых сейчас увидят их впервые. Анапа нас приятно удивила», — говорит Кашленко.

«Турки же тоже завоевывали нас когда-то. Если Анапа использует этот шанс, думаю, она в следующем году заметно вырастет», Елена Кашленко, «Мистер Фогг».

Проблема в том, чтобы в короткие сроки сделать отечественные курорты конкурентоспособными. При этом все равно будет категория туристов, которая предпочтет остаться без отдыха этим летом и подождать, когда станут доступны зарубежные туры. В долгосрочной перспективе, по мнению экспертов, внутренний туризм не перехватит позиции у «заграницы». К тому же наши курорты — это несколько летних месяцев, а осенью и зимой востребованы южные направления.

И все же, если курорты хорошо себя зарекомендуют, эксперты прогнозируют рост интереса к внутреннему туризму.

Ценовой вопрос

В ближайшее время цены на туруслуги будут стабильны — задача сейчас позволить туристам снова втянуться в процесс.

«Мы видим, что некоторые пытаются компенсировать свои убытки путем увеличения цены. Насколько это эффективно — большой вопрос, потому что платежеспособность населения падает. Думаю, каждый здесь выберет свою стратегию», — отмечает Евгения Кулагина.

При этом дать однозначный ответ, вырастут ли цены после снятия ограничений, эксперты затрудняются. Но восстановление отрасли зависит и от того, насколько адекватные цены сможет предложить рынок.

Сейчас некоторое количество желающих летать есть, но проблемой является заполняемость рейсов (они то и дело срываются). А вот к требованиям безопасности и агентства, и туристы относятся довольно лояльно. К примеру, необходимость сдать тест на COVID-19 за свой счет (от 2 тыс рублей) — слабое препятствие для тех, кто решил вырваться из четырех стен на отдых, хоть и далекий от ожиданий.

«Если бы люди летели в Турцию, там бы даже это не обсуждали — делали бы анализ по прилете в аэропорту. У нас же просто есть требования Роспотребнадзора. У нас ко всему есть требования, но не принято брать на себя ответственность — ее обычно перекладывают на людей», — сетует один из спикеров.

Отели в борьбе за выживание

Омск — город не туристический, поэтому главные отели зависят от деловой активности. В условиях, когда все крупные мероприятия отменены, а работа в дистанционном режиме стала нормой, на скорое восстановление позиций тоже рассчитывать не приходится. Крупным гостиницам удалось избежать закрытия за счет людей, прибывающих в командировки (единственная категория, размещение которой официально разрешено), либо обсервации. Так, в «Туристе» некоторое время жили вахтовики из Якутии. При этом заполняемость отелей остается на уровне 3-10 человек единовременно. Некоторые (к примеру, «Шато») были закрыты больше месяца. А «Камелот» выставлен на продажу.

Заполняемость в некоторых гостиницах упала на 95% — пропорционально снизились и доходы.

«Летний период будет сложным. Многие организации привыкли работать в удаленном режиме, соответственно, все основные сделки перейдут в онлайн, и загрузка отелей уменьшится. В тех отелях, которые находятся в курортной зоне, она может неплохо вырасти, но у нас город нетуристический. Минимум на 40% наша загрузка до конца года будет меньше, чем раньше», — рассказал управляющий одного из отелей.

Причем цены на проживание снизились, и дальнейший рост не прогнозируется, так как спрос нескоро вернется в привычное русло. По самым оптимистичным прогнозам восстановиться удастся не раньше конца зимы — начала весны 2021 года. Из мер господдержки, как и в случае с турфирмами, реальным вариантом оказался только кредит на МРОТ, за счет чего удалось избежать увольнений.

Убытки в отелях называют колоссальными. За счет небольшого числа командировочных и даже обсервации сократить их невозможно.

Новая реальность

Условия работы с учетом внушительного списка требований Роспотребнадзора — новая реальность. Некоторые вызывали возмущение на федеральном уровне, что привело к смягчению самых неоднозначных мер (запрет заселяться в один номер, запрет на многие отделочные материалы, срок пребывания не менее 14 дней). Впрочем, у омских отельеров, как и у турагентств, нет к ним больших вопросов.

«Меры безопасности — это даже не обсуждается. Давно всем понятно, что есть новые правила ведения бизнеса, и, если их не соблюдать, не будет никакого бизнеса. Это воспринимается как данность», Елена Кашленко, «Мистер Фогг».

В отелях признаются, что все меры безопасности стали обыденной нормой, и полагают, что многие из них с нами как минимум до конца года. Эти траты бизнес взял на себя, как правило, не пытаясь компенсировать повышением цен на услуги — клиентов и так почти нет.

***

Опрошенные спикеры дают позитивный и негативный сценарии развития событий. По первому открытие российских направлений хоть немного оживит рынок и составит устойчивый тренд на внутренний туризм благодаря поддержке государства и низким ценам, при том, что восстановления докризисных позиций можно ждать не раньше осени. По второму отрасль сократится до минимума, и отложенный эффект будет проявлять себя еще не один год. А при наихудшем развитии событий в открытых санаториях произойдут новые вспышки коронавируса, что приведет к еще более длительной консервации.

«Процесс восстановления в ту точку, где мы были, может затянуться надолго, изменится структура рынка», — описывает негативный вариант Евгения Кулагина.

"