Posted 31 декабря 2019,, 04:56

Published 31 декабря 2019,, 04:56

Modified 23 февраля 2022,, 14:26

Updated 23 февраля 2022,, 14:26

Самые «лучшие» за решеткой: главные арестанты уходящего 2019 года

31 декабря 2019, 04:56
Весь 2019 год прошел под знаком арестов высокопоставленных чиновников и резонансных уголовных дел. За решетку попадали как влиятельные чиновники и бизнесмены, так и силовики вместе с оппозиционерами.

Верховный суд официально отчитался о количестве арестов за 2019 год. По сравнению с предыдущим годом их число несколько снизилось (в 2017 году за первые 9 месяцев были арестованы 85.3 тыс человек, а за 9 месяцев 2019 года — 70.6 тыс человек).

Правда о том, что жить стало спокойней, говорить не приходится. Самые громкие дела этого года наглядно показывают, что за решеткой может оказаться кто угодно по любому поводу. Поэтому издание «Новые Известия» подготовило рейтинг самых громких и обсуждаемых арестов в уходящем 2019 году. Всего издание насчитало 61 громкое уголовное дело.

В топ-10 «политических» арестов попали всем известные эпизоды. Самым громким оказался арест журналиста Ивана Голунова за якобы хранение наркотиков, которые, как выяснилось, подбросила полиция. В итоге дело обернулось отставками в верхушке пирамиды силовиков и масштабным объединением людей против полицейского произвола.

Второе место досталось арестам по «московскому» делу — для некоторых протестующих дело закончилось тюремными сроками. В частности, Сергей Абаничев отсидел 2 месяца за то, что бросил пластиковый стаканчик, а Егору Жукову дали 3 года условно за то, что он выпускал на YouTube ролики с рассказами о преимуществах мирного протеста. Наиболее же громким эпизодом оказалось дело Павла Устинова, которого избили и обвинили в том, чего он не делал, даже при наличии видеозаписи.

Оказались за решеткой и участники протестов в Екатеринбурге (6-е место рейтинга) против строительства храма в сквере. Но даже полицейский участок не смог помешать защитникам сквера, который в итоге удалось отстоять. В результате городским властям пришлось начать диалог.

Самыми крупными коррупционными арестами в 2019 году оказались аресты экс-министра по делам Открытого правительства Михаила Абызова (3-е место) и сенатора Рауфа Арашукова (4-е место). Арест сенатора по обвинению в причастности к двум убийствам состоялся прямо во время заседания Совета Федерации 30 января.

Попадали за решетку и видные бизнесмены. В частности, много шуму наделал арест главы Baring Vostok Майкла Калви (мошенничество руководством фонда за 10 месяцев расследования так и не было доказано), основателя «Рольфа» Игоря Петрова (из-за давления силовиков ему пришлось продать крупнейшую сеть своих автосалонов «Рольф» конкурентам), а также сооснователя «Промсвязьбанка» Дмитрия Ананьева (банк еще до ареста был фактически отнят у него).

Также арестованы оказались двое расхитителей — замглавы Пенсионного фонда Алексей Иванов (за получение взятки в 4 млн рублей) и гендиректор «Лео Телеком» Антон Новиков (обвиняется в присвоении 26 млн рублей в 2017 году при строительстве первой очереди на космодроме Восточный).

Под прицелом силовиков оказались не только коррупционеры и неудобные журналисты, но и сами представители силовых ведомств. Самым громким арестом стало задержание полковника ФСБ Кирилла Черкалина. Сумма найденных денег и ценностей у начальника «банковского» отдела управления «К» — 12 млрд рублей. Еще семеро сотрудников ФСБ были арестованы за ограбление банка на 140 млн рублей под видом проверки.

За вымогательство 100 млн рублей у предпринимателя 25 сентября был задержан генерал-майор МВД Алексей Мельников, а из-за обвинений в превышении должностных полномочий с применением насилия был арестован подполковник МВД Дмитрий Панкратов. Также находятся за решеткой двое сотрудников Росгвардии, которых арестовали за подброс наркотиков школьнику и вымогательство у него денег.

Редакция отмечает, что громкие аресты в 2019 году отличались сезонностью (сезон региональных чиновников, сезон силовиков, потом сезон протестующих и сезон предпринимателей). Еще одна важная тенденция — среди арестованных чиновников много заместителей, а не непосредственных руководителей.

«При отсутствии института лоббирования в России укрепились определенные механизмы, когда губернатор „решает вопрос“, а его зам становится оператором данного процесса — деньги чаще всего берет именно он. Звенья пониже, руководители департаментов и пр., засунув язык, куда скажут, подписывают то, что им дадут, не получая за это ни копейки. „Козлами отпущения“, скорее, становятся замы, но признательные показания помогают избежать такой участи — все понимают, что реальные злоумышленники ранжируются выше», — комментирует тенденцию редакция Telegram-канала «Старая площадь».

Эти тенденции говорят о том, что в преддверии большого трансфера в 2024 году количество громких арестов будет только увеличиваться, а «силовые» гайки — закручиваться.

"