Posted 31 октября 2018,, 04:20

Published 31 октября 2018,, 04:20

Modified 23 февраля 2022,, 12:32

Updated 23 февраля 2022,, 12:32

Рынок ОСАГО: в 2019 году начнется переворот

31 октября 2018, 04:20
Реформа автомобильного страхования решит несколько наболевших вопросов.

Вот уже 15 лет в России продолжается эпопея «автогражданки». В середине 2003-го года заработал закон обязательного страхования ответственности автолюбителей. Однако до сих пор идут масштабные споры о том, каким должно быть ОСАГО и что в нем следует поменять, чтобы сделать гибче и удобнее.

Никакого обнуления бонусов

Основная претензия российских автолюбителей к ОСАГО относится к работе и расчету коэффициента бонус-малус (КБМ). Это рейтинговая система, которая поощряет аккуратных водителей скидкой, в то время как попадающего в аварии заставляет платить дороже. Чем ниже КБМ, тем лучшим показателем это является и дает большую скидку.

Основное неудобство у водителей вызывало «сгорание» бонусов, если водитель год не оформлял полис. При этом могла возникнуть странная ситуация – аккуратный водитель, имевший до перерыва скидку в 50%, при получении нового страхового полиса оказывался в том же положении, что нерадивый водитель, вновь получающий полис. Оба имели начальный третий класс страхователя (КБМ=1), из-за чего за новый полис платили они одинаково.

«Я водитель с 23-летним стажем, никогда в авариях не бывал. Правила соблюдал, страховку вовремя оплачивал и оформлял, КБМ был низкий, скидка была около 50 процентов. Но пришлось продать машину и на полтора года стать пешеходом. Когда стал заново оформляться – оказалось, что все бонусы сгорели и никакой скидки я не получу. Это, конечно, меня возмутило – всю жизнь ездил по правилам, а плачу как типичный нарушитель», - делится омич Юрий Скоробогатько.

Оказывается, таких, как Юрий, много. Проблемы эти возникают именно из-за несовершенства системы коэффициента бонус-малус. Более 50% всех жалоб на ОСАГО, поступающих в Банк России, касаются КМБ.

«Мы планируем сделать систему КБМ простой и понятной. Сейчас, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО, его КБМ обнуляется. Также он сгорает и у аварийного водителя, который на год не вписывается в страховку и водит машину по полису «мультидрайв», то есть без ограничения водителей», - говорит директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.

Именно для того, чтобы закрыть лазейки для недобросовестных водителей и активнее поощрять аккуратных автолюбителей, и будет проведена реформа ОСАГО. Она позволит системе не прощать огрехи нарушителям, которые получают высокий коэффициент, а через год просто так возвращаются к КБМ-1.

С 1 января 2019 года коэффициент будет присваиваться персонально водителям и в течение года меняться не будет, рассказывает 56orb.ru. Более того, исчезнет срок давности – человек сможет сделать перерыв в управлении автомобилем хоть на несколько лет, а затем вернуться к нему со старым КБМ с сохранением всех бонусов.

Помимо этого решится вопрос с водителями, вписанными в полисы ОСАГО на разные машины. Если раньше из-за этого он мог потерять скидку, так как его КБМ «задваивался», то теперь коэффициент будет персональным и у каждого водителя он будет один. Раньше из-за других водителей с плохим КБМ, вписанных в ОСАГО на одну и ту же машину, остальным также мог быть присвоен высокий КБМ.

«Все эти огрехи мы намерены исправить в ходе самого первого шага реформы. У каждого водителя теперь будет только один КБМ. Причем для тех, кто имел несколько КБМ на этапе старта новой системы, будет выбран наилучший, то есть предоставляющий наибольшую скидку», - поясняет Габуния.

Все пострадавшие равны

В последнее время наметился тренд на снижение жалоб на невозможность купить полис ОСАГО или на навязывание сторонних услуг вместе с полисом. Однако полностью эту проблему нельзя назвать решенной – для этого Банк России намерен увеличить штрафы для недобросовестных страховщиков.

Оформление договора автострахования будет проходить под «прицелом» камер с записью видео и аудио. Подобным образом будут наказываться страховщик, сайт которого препятствует покупке полиса. Если сайт действительно зависает или выбрасывает регулярную ошибку, страховщик тоже получит штраф.

На обсуждении находится инициатива об отмене учета износа при страховых выплатах. Страховые компании сейчас рассчитывают стоимость исходя из учета износа деталей – чем старше автомобиль, тем меньше выплата. В будущем предполагается сделать для автомобилей «всех возрастов» одинаковые выплаты, чтобы их хватило на ремонт машины.

Однако необходимы ограничения для предупреждения мошенничества. Человеку не удастся разбить свой старенький автомобиль о самосвал и получить за него большую страховую выплату. При полной гибели машины возмещаться будет только ее реальная стоимость.

Также планируется пересмотр лимита ответственности по ОСАГО за вред в результате ДТП. Сейчас выходит абсурдная ситуация – жизнь пассажира маршрутки «стоит» в 4 раза больше, чем обычного пешехода или водителя. То есть при аварии, где погибли пешеход, водитель и пассажир, родственники первых двоих получат страховую выплату в размере 500 тыс. рублей, а семья пассажира – 2 млн рублей.

Естественно, жизни всех людей, вне зависимости от того, на каком месте в салоне или рядом с ним они находились, равны. Поэтому необходимо выравнивать уровень страховых выплат. Более того, новые поправки в законе об ОСАГО приведут к постепенному росту выплат.

Для того, чтобы цена полиса не увеличилась для всех автовладельцев, расчет выплат будет проводиться индивидуально и более справедливо для каждого водителя.

Источник: ИА «Город55»

"