Posted 31 августа 2019,, 07:00

Published 31 августа 2019,, 07:00

Modified 1 апреля 2022,, 15:04

Updated 1 апреля 2022,, 15:04

«Больше не шанхайский базар». Как Омск экстренно избавляют от пестрых вывесок

31 августа 2019, 07:00
Мэрия начала борьбу с аляповатыми фасадными вывесками, которые вместе с остановочными киосками должны исчезнуть ко времени визита двух президентов. Город55 рассказывает, что изменится в городской среде и как этому сопротивляются предприниматели.

Что случилось?

7 мая 2019 года администрация Омска утвердила Положение о типах, видах, технических характеристиках и требованиях к местам размещения знаково-информационных систем (ЗИС). По замыслу это должно совершить маленькую революцию в городском облике: все разнокалиберные фасадные вывески, которыми снизу доверху увешаны здания, приведут к единому стандарту. Речь не о рекламных баннерах, а именно об информационных «табличках», сообщающих название, адрес, режим работы магазинов, ресторанов и прочих коммерческих организаций. В мэрии отмечают, что предприниматели стараются сделать их как можно ярче и заметнее и в итоге вывески превращаются в полноценные рекламные конструкции, которые ухудшают архитектурный облик зданий — и при этом не приносят городу ни копейки.

Тут есть нюанс: против яркой рекламы на зданиях никто не возражает, если за ее размещение предполагается плата. А фасадные вывески, которые в терминологии мэрии относятся к ЗИС, отныне должны соответствовать строгим правилам. Подавляющее большинство таких конструкций в городе под них не попадает, поэтому предприниматели обязаны их заменить до 1 ноября. Как раз в начале ноября состоится форум, на который ждут президентов России и Казахстана.

Так или иначе, город намерены избавить от «визуального шума» — по крайней мере, не приносящего прибыли. «Шум» допускается, если бизнесмены не захотят менять вывески и переоформят их в качестве наружной рекламы.

«Радости» не будет

Вне закона оказываются бегущие строки и мигающие «стрелочки» на фасадах. Уйдут в прошлое цветные подложки, на которых размещаются буквы; затянутые пленкой с изображениями окна; несанкционированные указатели и растяжки с названиями фирм. Но также под каток попадут старые советские вывески, ставшие частью городской среды. Например, у знаменитой надписи «Радость» рядом с транспортной академией практически нет шансов. Ее оставят, только если собственники многоквартирного дома, на крыше которого она находится, согласятся оформить ее как рекламную конструкцию. С учетом того, что вывеска никакого дохода не приносит, а затрат на содержание требует, скорее всего, ее ждет судьба соседней надписи «Голубой огонек».

Какие правила?

Администрация ссылается на опыт других городов, где приходят к таким же решениям. При этом во многих мегаполисах идут по пути создания единого дизайн-кода. В Омске работа над брендбуком города тоже ведется, но до его внедрения еще далеко. Поэтому внешний вид вывесок решили регламентировать отдельным постановлением.

Главное в новых правилах — отказ от разноцветных подложек и коробов. Теперь фасадные вывески должны оформлять только в виде отдельных букв либо на перфорированной основе. Конструкция не может превышать одного метра, по ширине — в пределах площади помещения, занимаемого организацией. Вывески с перечнем товаров и услуг должны иметь размер не более 0.6 на 0.8 м и находиться на входной группе, рядом с ней или в витринах. Также допускаются панели-кронштейны (конструкции, которые крепятся перпендикулярно стене) не более метра в высоту и 0.6 м в ширину. Таблички с адресами должны укладываться в параметры 1.2 на 0.2 м.

«Мы всего-навсего отходим от самой подложки, на которой обеспечивалось размещение. Остальное — шрифтовые, цветовые палитры — никоим образом не затрагивается. Цвет, шрифт остаются, элементы декора тоже никто не запрещает. Уход от подложек обусловлен стремлением сохранить архитектурный облик здания, чтобы не было разрозненности в оформлении. Если проехаться по улицам, вы увидите: у одного подложка 1.2 м, у другого — 2 м, у третьего 50 см. В итоге это создает хаотичность», — рассказала Городу55 Елена Карпова, директор отдела развития рекламно-информационной среды, который занимается воплощением этой реформы.

То есть бизнес может сохранить свое брендирование за счет шрифта и фирменных цветов, но сами надписи будут крепить отдельными буквами прямо на фасаде, а не на подложке.

Заодно снесут незаконные объекты

Борьба с вывесками уже стартовала. Сейчас уничтожают незаконные объекты, которых оказалось 80% от всей массы.

«Это конструкции, которые никогда не имели правоустанавливающих документов. Есть и заброшенные объекты: собственники или арендаторы съехали, а вывеска осталась, — объясняет Карпова.

Их будут убирать за счет бюджета. Если удастся установить собственников, то им предъявят иски. За легальные конструкции, не соответствующие новым правилам, возьмутся во вторую очередь — до 1 ноября предпринимателей не трогают. Причем пока усилия сосредоточены на центральных улицах. Что касается окраин, то реестры объектов по округам составят только в ноябре, потом начнутся контрольные выезды. Вместе с неправильными вывесками будут выносить незаконные киоски. Предприниматели сначала получат уведомления, а в случае неисполнения — штрафы.

Карпова утверждает, что мэрия не столкнулась с активным сопротивлением бизнес-сообщества. По крайней мере, письменных претензий не поступило, хотя есть один иск, пытающийся оспорить постановление. По ее словам, с крупными торговыми центрами, банками и федеральными сетями работать проще всего — они мобильны и подстраиваются под городское законодательство.

«На сегодняшний день я вижу, что предприниматели понимают ситуацию, что нужно уже приводить город в порядок. У нас город-миллионник, нужно соответствовать этому статусу», — утверждает она.

Крупный бизнес не против

Город55 решил спросить мнение самих предпринимателей. Некоторые из них уже получили типовое уведомление о необходимости «принять меры».

Владельцы крупных торговых комплексов действительно приветствуют инициативу мэрии, несмотря на некоторые затраты. Впрочем, их в основном понесут не сами ТК, а арендаторы. Заместитель гендиректора холдинга «Миллениум» и директор кинотеатра «Слава» Дмитрий Савельев рассказал, что арендаторы уже предупреждены: одни откликнулись, другие еще упираются, но к ноябрю все будет сделано.

«Я об этом говорил, когда еще выдвигался в горсовет [в 2017 году Савельев участвовал в праймериз „ЕР“ по определению кандидатов в депутаты ОГС]. Как житель города считаю, что нужно его приводить в порядок, устранять визуальный информационный шум. Ладно в центре, но на окраинах все заклеено дешевой китайской пленкой, выглядит как колхоз. Начинание полезное, но главное не перегреть рынок. Есть опасение, что на этой волне рекламщики поднимут цены. За этим должна следить ФАС», — считает он.

Владелец небольшого торгового комплекса в Октябрьском округе, пожелавший остаться анонимным, тоже готов исполнять закон, но не совсем верно понял сроки.

«Нормально относимся к этому. Город завесили плакатами — наоборот, хорошо, если будут вывески [в едином стиле]. Другое дело, что это затратно для малого бизнеса, ИП. Вывеска тысяч 10 будет стоить минимум. А комплекс немаленький, их нужно несколько штук. Мы свои уже сняли, сейчас только баннер, ждем 1 ноября, потом будем узаконивать. Постановление пока не читал, сейчас денег немного не хватает менять вывески», — рассказал бизнесмен.

Впрочем, некоторые недовольны тем, что мэрия улучшает облик города за счет предпринимателей.

«То, что должен быть порядок с вывесками, — я это поддерживаю. Вопрос в том, что у людей уже сделаны вывески, они потратили на это деньги. Сейчас все надо переделывать за собственный счет. Никаких льгот, вычетов нет, это просто дополнительная нагрузка на бизнес. Это неправильный подход. Это то же самое, если город решит, что нужно больше лавочек в парках, и обяжет нас за это заплатить. Город решил что-то улучшить — отлично, но почему это должно делаться за счет предпринимателей? Можно было бы сделать это постепенным переходом, более гуманно для бизнеса», — рассказали в отделе маркетинга ООО «Торговый дом Шкуренко».

Малый бизнес в обиде

Наиболее болезненно реформа воспринимается малым бизнесом. При этом не все ИП вообще в курсе, что такое постановление существует.

«Я только месяц назад оформила свои вывески — по правилам, которые тогда действовали. Я все сделала по закону, документы на вывески есть. Конечно, если мне скажут опять менять, на моем бизнесе это очень плохо отразится. Это опять деньги, и немалые. Год назад поставили онлайн-кассы, теперь надо фискальные накопители менять, опять по 10 тыс с каждой кассы, хотя нас уверяли, что никаких дополнительных расходов не будет. С нашей низкой покупательской способностью, конечно, все это влияет. Какие-то непонятные правила игры. Будет неприятно, но что делать. Не сказать, что я пойду со знаменами на улицу. Ну что делать, у государства всегда такие правила», — поделилась Наталья, владелица ИП «Ерохина» с сетью фруктово-овощных киосков.

Предприниматели не понимают, откуда такая срочность.

«Понятно, что это в связи с визитом главы государства. Конечно, хочется [хорошо] представить наш город, чтобы он был приличный, а не как шанхайский базар. Но, наверное, раньше надо было озадачиваться. Сколько теперь это будет стоить и кто это все сделает?» — говорит ИП.

Также мы нашли автора единственного иска к мэрии по поводу постановления. Сергей Бомбин, владелец ООО «Мечта» и ООО «Омскмебель», требует признать его незаконным.

«Постановление противозаконное. У них нет конкретных параметров определения, что такое информационная вывеска и что такое рекламная конструкция. Во-вторых, этим постановлением они пытаются дописывать федеральные законы — это вообще не их дело. Есть ФЗ „О рекламе“, а все потуги мэрии направлены на то, чтобы собирать штрафы. Весь смысл постановления на сегодняшний день — чтобы еще больше собирать штрафов с этого города, другой практической цели оно не имеет», — категорично заявил бизнесмен.

Город55 будет следить за итогами судебного спора.

"