Posted 20 августа 2020, 14:29
Published 20 августа 2020, 14:29
Modified 19 августа, 21:34
Updated 19 августа, 21:34
В аэропорту подтвердили — борт авиакомпании S7 сел в Омске в 8.50. В полете одному из пассажиров стало плохо.
Позже в Телеграме было опубликовано сообщение пресс-секретаря Алексея Навального Киры Ярмыш. По ее словам, политик возвращался в Москву из Томска и в полете ему стало плохо. По этой причине рейс совершил экстренную посадку в Омске. Ярмыш предположила, что Навального отравили, подмешав что-то в чай в аэропорту Томска. Эксперты, опрошенные Городом55, сообщили, что версия с «политическим отравлением» маловероятна, поскольку властям превращать Навального в «сакральную жертву», невыгодно.
После экстренной посадки в Омске Навального госпитализировали в токсикологический центр БСМП-1. Региональный Минздрав официально сообщил, что пациенту по прибытии в больницу проводят все необходимые обследования.
Тем временем появились комментарии пассажиров, летевших с политиком одним рейсом. По их словам, через несколько минут после взлета самолета мужчина, в котором не сразу узнали Навального, прошел в конец салона. Ему стало плохо, после чего экипаж совершил вынужденную посадку в Омске. Политика увезли в БСМП-1.
Сразу после госпитализации Навального в БСМП был организован пресс-центр, где журналистам обещали предоставлять оперативные данные о состоянии политика. «Штаб» разместился в спортзале больницы, предназначенной для медперсонала. К полудню туда стянулись представители большинства омских изданий, начали пребывать корреспонденты федеральных СМИ.
У БСМП-1 также дежурила полиция, при этом в УМВД по Омской области отказались от каких-либо комментариев по данной теме.
В это же время появились первые подробности госпитализации. Сообщалось, что политик находится в коме, подключен к аппарату ИВЛ. Его состоянии врачи оценили, как тяжелое. В Минздраве добавили, что на данный момент врачи подтверждают и исключают различные диагнозы. Более точно картина станет понятна ближе к 14 часам, после получения результатов анализов пациента.
После того как Навальный попал в больницу ситуация продолжала развиваться. Его пресс-секретарь объявила, что юристы оппозиционера намерены подать заявление в правоохранительные органы с требованием возбудить уголовное дело.
В СМИ появилась версия отравления оксибутиратом натрия.
В 14 часов омские врачи обнародовали некоторые данные о процессе постановки диагноза. Заместитель главного врача БСМП № 1 Анатолий Калиниченко во время пресс-подхода рассказал о состоянии Навального: тяжелое, но стабильное. Врачи борются за его жизнь. Впрочем, информация была весьма скудная: раскрывать подробности о результатах анализов или возможном диагнозе медики отказались со ссылкой на закон о неразглашении персональных данных.
«Нет никакой уверенности, что причиной его состояния является отравление. Это одна из возможных причин», — заявил Калиниченко. Сообщения о коме он также не стал комментировать.
В это же время стало известно, что в Омск летит жена Алексея Навального — Юлия. А также личный врач политика Анастасия Васильева. ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщил, что версия об умышленном отравлении не рассматривается, «не исключено, что он что-то выпил или принял вчера сам». Кира Ярмыш назвала это «полной чушью».
Врач Навального Ярослав Ашимхин заявил о намерениях перевезти политика в европейскую клинику.
Около 17 часов в БСМП сообщили очередные новости о состоянии Навального. Калиниченко вновь повторил, что детали лечения не могут быть разглашены без согласия родственников. По его словам, в БСМП прошло несколько телеконференций с ведущими экспертами федеральных центров, которые подтвердили правильность предпринятых омскими медиками мер. Планы по транспортировке Навального из Омска он опроверг: по его мнению, все необходимое для лечения есть на месте.
«Позволю себе осторожное высказывание. Учитывая то состояние, в котором он был к нам доставлен, учитывая полную неясность диагноза, то, что нам удалось его стабилизировать, уже хороший прогностический признак», - заявил врач.
К этому моменту возникла путаница, находится ли Навальный в искусственной или естественной коме. В областном минздраве заявили, что пациент без сознания, но не в коме: его подключили к аппарату неинвазивной вентиляции легких, хотя точный диагноз пока не поставлен. У политика наблюдается позитивная динамика лечения. Чуть позже в пресс-службе регионального Минздрава добавили, что, несмотря на постепенное улучшение, Навальный находится в естественной коме.
Около 17.30 пресс-центр закрыли до утра, однако журналисты продолжили ждать под дождем у дверей токсикологического отделения. Вскоре туда вошли только что прилетевшие из Москвы супруга Навального, его адвокат и личный врач.
Стало известно, что полиция провела досмотр вещей политика и его пресс-секретаря. Ничего подозрительного там не нашли. У БСМП-1 продолжали дежурить машины полиции, полицейские, в том числе в штатском, несколько раз входили в отделение.
Омич по имени Иван, бывший понятым, рассказал, как проходил досмотр.
Вечером супругу Навального Юлию пустили увидеть мужа (прежде Ярмыш писала, что ее не пропускают в больницу, так как «пациент не дал согласие на посещение»). Юлия также встретилась с главврачом БСМП-1 Александром Мураховским. В ходе разговора обсуждался вопрос транспортировки политика в другую клинику. Между тем в администрации президента сообщили, что готовы оказать содействие в отправке Навального на лечение за границу, если поступит соответствующая просьба.
Заместитель главного врача БСМП-1 Анатолий Калиниченко перечислил диагнозы, которые исключили у госпитализированного Алексея Навального. У политика нет травм, в том числе черепно-мозговых, инсульта и инфаркта миокарда, а также медики исключили COVID-19.
Пресс-секретарь Кира Ярмыш заявила, что жене и адвокату отказывают в предоставлении документов, которые бы позволили транспортировать Навального из омской больницы. Впрочем, позже пресс-служба Минздрава сообщила, что посещение пациента его супругой состоялось и результатами встречи Юлия Навальная осталась удовлетворена.
Журналисты продолжали дежурство у дверей отделения почти до 9 вечера. За это время к больнице прибыл сотрудник ФБК (Фонд борьбы с коррупцией; признан Минюстом иностранным агентом) Георгий Албуров. В больницу его не пустили, он остался ждать на улице.
Около 9 из отделения вышли Юлия Навальная и адвокат политика. Они молча сели в такси и уехали, отказавшись от комментариев. Врач Анастасия Васильева ограничилась пересказом уже известного: подробностей о состоянии Навального нет, к пациенту ее не пустили, омские медики делают все от них зависящее, но требуется транспортировка в европейскую клинику. «Нужна экстракорпоральная детоксикация, ультрафильтрация крови, которая, я не знаю, здесь есть или нет и как ее проводят», — сказала она.
По данным телеграм-канала Baza, у Навального развился отек мозга на фоне «токсического воздействия преимущественно синаптического уровня». Областной минздрав эту информацию не подтверждает. В то же время телеграм-канал Mash выложил заключение врача после МРТ Навального. «Структурных изменений головного мозга не выявлено», — говорится в документе.
Новая официальная информация о состоянии здоровья Алексея Навального появится завтра около 10 часов по омскому времени. Перед этим утром будут проводится консилиумы специалистов, на которых, по предварительным данным, также будут решать вопрос о переводе пациента из Омска.