Posted 17 февраля 2022,, 07:00

Published 17 февраля 2022,, 07:00

Modified 23 февраля 2022,, 16:52

Updated 23 февраля 2022,, 16:52

В Омске пожарные не смогли проехать по двору, заставленному машинами. Погиб человек

17 февраля 2022, 07:00
17 февраля 2022 года Город55 разбирался в трагедии, случившейся на улице Гашека, 4/2. Жильцы этого дома поздно заметили пожар на третьем этаже. Приехавшие на место пожарные потратили драгоценное время, пока пробирались по заставленному машинами двору. Когда огонь потушили, обнаружили тело погибшей хозяйки квартиры.

«Подъезд, где случился пожар, — в дальнем углу двора»

Трагедия в доме на улице Гашека, 4/2 случилась 6 февраля. В то воскресное утро жильцы поздно заметили пожар в квартире на третьем этаже. В МЧС позвонили, когда из окон уже валил густой дым. Остальные жильцы первого подъезда, где случилась беда, успели самостоятельно выбраться на улицу. Хозяйку квартиры, где начался пожар, спасти не удалось. Ее тело обнаружили уже после того, как все закончилось.

Комментарий специалиста

«Расстояние, которое можно было проехать на машине, прокладывали рукавами»

Официальный представитель ГУ МЧС России по Омской области Юлия Дойникова:

«Сообщение о возгорании в многоквартирном доме № 4/2 на улице Гашека поступило в 11:15. На момент прибытия сотрудников МЧС из окна квартиры на третьем этаже шел дым и уже самостоятельно по лестницам эвакуировались 20 человек, в том числе трое детей. Предварительная причина происшествия — неосторожное обращение с огнем.

«Сотрудники оперативно прибыли на место, въехали в арку дома. Но в самом дворе узкий проезд, заставленный автомобилями. Расстояние до подъезда, которое могли бы проехать на пожарной машине, они проложили рукавами. Но даже несмотря на это, локализацию огня провели за 11 минут».

Жильцы дома 17 февраля 2022 года рассказали Городу55: несчастья можно было бы избежать, если бы пожарные смогли подъехать к месту сразу. Но сделать это не получилось: единственный въезд во двор через арку был заставлен брошенными машинами. С трудом пробравшись через это препятствие, спасатели оказались заблокированы уже внутри двора. Узкий проезд был как попало заставлен автомобилями. Пришлось тратить драгоценное время на то, чтобы тянуть туда шланги с водой.

Подъезд хоть и первый, но фактически находится в самом дальнем углу двора. С той стороны въезда нет. Жильцы расположенного рядом дома 12 по Сибирскому проспекту поставили металлические ворота. Открыть их не получилось, потому что все пространство вокруг также было заставлено.

«Когда приехали пожарные, они не смогли ни во двор заехать, ни объехать ни с какой стороны — везде все загорожено, — рассказал Городу55 жилец дома на улице Гашека, 4/2 Алексей. — В итоге им пришлось тащить и разматывать бухты с рукавами через все это расстояние. Они тяжелые, жильцы помогали их таскать, потому что люди ведь тоже опасались за свое имущество. Хорошо еще, что огонь не сильно разгорелся и не перекинулся на другие квартиры. Но время потратили. Человек погиб. Конечно, мы переживаем. У меня двое маленьких детей. Не дай Бог, у нас случится такое же ЧП».

«2,5 года назад сюда же не смогла проехать скорая»

По словам Алексея, недавняя трагедия буквально повторила ситуацию, случившуюся 2,5 года назад и облетевшую тогда СМИ. Скорая по той же причине не успела к пожилой женщине с сердечным приступом.

Машина с бригадой медиков не смогла подобраться к тому же к самому первому подъезду ни с одной стороны, и фельдшеру с тяжелым реанимационным оборудованием пришлось идти по полутемному двору пешком. Когда она добралась до места, оставалось лишь констатировать смерть пациентки.

Родные скончавшейся женщины понимают, что ее состояние оказалось крайне тяжелым, пограничным. Но до сих пор живут с мыслью: если бы у медиков была возможность оказать помощь их родному человеку на несколько минут раньше, все могло сложиться иначе.

По словам жильцов, все началось в 2019 году, когда соседи из дома на Сибирском проспекте, 12 поставили забор. Жильцы других домов жаловались во всевозможные инстанции — писали коллективные обращения в МЧС, мэрию, Госжилинспекцию и ГИБДД. Однако выяснилось, что спорная придомовая территория приватизирована жильцами, а значит они сами могут решать, что там устанавливать. Поскольку во дворе остался еще один проезд — через арку — формального повода отказать у контролирующих ведомств не было и разрешение на установку ограждения выдали.

«Повесили там хитрую табличку: „В случае чего звоните по такому-то телефону“. Но сами понимаете, при пожаре, когда счет идет на секунды, обращаться в управляющую компанию, расположенную в полутора километрах от места, довольно глупо, — объясняют жильцы. — Пока побегут за ключом и найдут его, будет уже поздно. Сейчас у нас с одной стороны арка, с другой — забор. Единственный пожарный проезд всегда заблокирован машинами. Причем таким хламом, который стоит месяцами. После ЧП все убрали — под некоторыми авто даже нет снега, чистый асфальт. То есть их там бросили еще осенью или даже летом».

«В нашем дворе бросают машины жильцы четырех-пяти соседних домов»

Впрочем, большинство жильцов заботит не сам забор, а стихийная парковка в их дворе, который проектировался более 40 лет назад и не предназначен для современного количества личных авто. Там оставляют машины жильцы четырех-пяти соседних домов.

«Наш двор — это одна большая парковка. Если уж с людьми ничего не сделаешь, они все равно ставят машины, надо расширять сам проезд, — считает Алексей. — У меня обычный седан. Мне приходится ехать одним колесом по тротуару, чтобы добраться до своего подъезда. От газона с одной стороны остается сантиметров 10. И столько же — от зеркал припаркованных машин с другой. Плюс у нас во дворе еще находится ДШИ-9. Привозят на занятия детей и паркуются в нашем дворе».

Жильцы дома, по их словам, неоднократно обращались к управляющей компании ЖКО «Московка» с просьбой расширить проезд. Но все упирается в деньги: работы очень затратные. Также омичи уже несколько лет пытаются попасть в программу по благоустройству дворов от мэрии, но пока безуспешно. Проблемы бы не существовало, если бы водители пользовались расположенной рядом платной охраняемой парковкой, но многие автовладельцы предпочитают ставить машины прямо под своими окнами.

«Мы это контролировать не можем. Даже если наши жильцы уезжают, чужие сразу же ставят там свои авто, — сетует старшая по дому на улице Гашека, 4/2 Татьяна. — Не будешь же с каждым бегать ругаться. У нас в прошлом году была война, мы людям говорили: „Не ставьте здесь машины, у нас глухой двор“. Я тоже переживаю по поводу случившегося. У меня здесь мама пожилая живет, ребенок. Когда пожар начался, я была на работе, он испугался и полуголый выбежал на мороз. Я написала заявление оперуполномоченному из отделения Старой Московки, он брал показания по поводу пожара. Надеюсь, зафиксировал, что у нас тут стихийная парковка».

«Надо перекрыть двор и с другой стороны»

Татьяна по-своему видит решение давней проблемы. Она предлагает вообще огородить забором и их часть двора, чтобы внутрь не могли попасть «чужие» машины:

«Появятся парковочные места. Можно перенести мусорку и освободить пространство для разворота машин. Но на это должен согласиться еще соседний дом № 4/1. За предложение должны проголосовать 70% жильцов. Еще после первого случая со скорой мы разговаривали на эту тему с их старшей по дому. Она хотела поставить шлагбаум в арке. Я ей сразу сказала, что это незаконно. Пространство очень маленькое, и шлагбаум просто снесут. Это как слону дробина. Если ставить, то забор и съемные ворота, как положено. Ученики школы искусств смогут просто позвонить в домофон и зайти во двор. А в ситуации пожара, естественно, жильцы бы их уже открыли. У нас тут весь подъезд на улице стоял. Но все упирается в деньги. Другой дом решил, что это слишком дорого».

Ситуация, о которой мы рассказали, к сожалению, не единичная для Омска. Представители экстренных служб, в том числе и скорой помощи, жалуются на перекрытые и заблокированные брошенными машинами дворы. Проблема актуальна не только во дворах старой застройки, но и в современных микрорайонах. Особенно остро строит вопрос на Левом берегу, рассказывают специалисты. Единого мнения, как решать эту задачу, пока нет ни у кого.

"