Posted 11 сентября 2018,, 06:09

Published 11 сентября 2018,, 06:09

Modified 23 февраля 2022,, 12:21

Updated 23 февраля 2022,, 12:21

Министр Чекусов: «До пенсии мне тут не досидеть, это я прекрасно понимаю»

11 сентября 2018, 06:09
Нынешняя уборочная кампания в Омской области обернулась настоящим провалом: многократное отставание от графика, плохая погода и множество иных проблем. По словам министра сельского хозяйства региона Максима Чекусова, ситуация с уборкой урожая в регионе близка к критической.

Корреспондент ИА «Город55» поговорил с министром сельского хозяйства региона Максимом Чекусовым о том, через что сегодня проходят аграрии во время очень тяжелой уборочной кампании. Министр честно признал проблему и рассказал, какими последствиями для всех аграриев региона может обернуться сегодняшняя погода.

Расскажите вкратце о том, с каким базисом регион подошел к уборке. Как прошла посевная?

Мы в этом году были настроены на очень хорошую работу в растениеводстве. Хорошо поработали с элитными семенами – в 2016 году на них мы выплатили субсидии в размере 40 миллионов рублей, в 2017 - 85 миллионов, в этом году уже 140 миллионов. Засеяли много полей элитными семянами, это очень хорошо, хотя синоптики, конечно, нас подвели, но ругать их уже бессмысленно.

Прогноз радикально отличался от реальной погоды?

В этом году нам обещали раннюю весну, но получилось так, что в прежние годы в апреле на полях была пыль, нам приходилось за каждый день бороться, потому что с них влага испарялась. Май оказался холодным и это уникальный случай, когда в Омской области в мае была такая холодная погода. Последний раз так холодно в мае было 49 лет назад. Мы объявили ЧС, но если вы, как аграрий, что-то посеяли, и зерно не взошло, это недополученная выгода. По факту, гибели урожая не было.

И как с этим приходилось бороться?

Люди просто пересевали поля. В некоторых районах фермерам, которым пришлось пересевать, порядка 4,5 миллионов рублей будет выплачено в качестве компенсаций. Самыми проблемными оказались Колосовский, Любинский и Большереченский районы, они у нас всегда влагой избалованные, а в этом сезоне на полях вообще стояла вода, там лебеди и утки на них плавали. Уникальный, конечно, год, столько влаги в регионе не было, наверно, никогда. Посевную мы закончили к 20 июня, а это крайне поздно.

Уборочная кампания начались с той же самой погоды…

Обычно уборка озимых культур у нас начинается примерно, с 1 августа, сейчас же мы до сих пор эту уборку не закончили. Озимые не убраны, они осыпаются, хлеба полегают, во многих районах люди зайти на поля не могут – там лужи. И даже если луж нет, стоит влажность в 40 процентов, а на поля мы должны заходить только в том случае, если она не выше 20-25 процентов. У меня вызывает большую тревогу вот это наше рекордное отставание. На 7 сентября убрали лишь 6% наших площадей, это 120 тысяч гектаров. В прошлом году на 7 сентября мы убрали уже миллион гектаров.

Только у нас в регионе такая ситуация или везде?

Зависть, если честно, берет – в Красноярском крае убрали уже четверть урожая, а в прошлом году у них 600 тысяч гектаров ушло под снег, по сути, у них были те же проблемы, что и у нас. В Кемеровской области тоже убрана почти четверть урожая, им погода позволяет, вот они и работают в полную силу. Но вообще ситуация в этом году во многих регионах тяжелая – в Забайкалье вообще уборку не начинали, новосибирцы тоже стоят на месте, по площадям они даже отстают от нас.

Неужели все настолько плохо?

Не со всеми аспектами – для кормовой базы погода этим летом была идеальная, корма в этом году у нас просто шикарные. Однозначно будет, чем кормить КРС, так что без молока и мяса не останемся. Очень хорошая работа была проведена по борьбе с вредителями и болезнями растений. С техникой в этом году тоже проблем нет – ее у нас в достатке, причем много новой. Приобретено 10 современных сушильных комплексов, много тракторов и комбайнов нашего и зарубежного производства.

Фермеры часто берут технику в кредит. Они смогут их выплатить?

В прошлом сезоне ведь цены на зерно рухнули, поэтому люди реально обнищали. Скажем так, тем фермерам, которые брали кредиты под сезонные работы, будет очень сложно их вернуть в этом году. На это наложилось и удорожание топлива, поэтому сейчас Правительство готовит к распределению 237 миллионов рублей в качестве компенсаций аграриям по расходам на ГСМ. Прекрасно понимаем, что это не самые большие деньги, но мы планируем их довести до людей еще до наступления октября.

Это ведь настоящее бедствие. Может ли стать еще хуже?

Что же касается будущего, то если ситуация будет развиваться также, как сейчас, придется объявлять режим чрезвычайной ситуации во всем регионе. Будем собирать данные по региону от аграриев, вычислять убытки и отправлять все это в федеральный минсельхоз. Делается это для того, чтобы затем убытки были возмещены, но нужно сразу понимать, что эти деньги могут позволить аграриям максимум свести концы с концами.

В ряде районов ЧС уже введена, верно?

Да, в Большереченском ,Черлакском, Называевском и Исилькульском районах введен режим чрезвычайной ситуации. Там до сих пор на полях стоит вода, люди и техника туда просто не могут зайти, уборка не началась. Темпы крайне низкие, обычно мы в сутки убираем по 100 тысяч гектаров, 6 сентября мы убрали всего лишь 25 тысяч. Когда возможность появляется, мы сразу выходим на поля, но она есть далеко не у всех. Большеуковский район к уборке вообще не приступал, Усть-Ишимский – тоже, Калачинский район работает очень слабо.

И какой прогноз погоды на будущее?

Числа 15-го сентября над регионом должен установиться антициклон. Сейчас в 9 районах избыточное увлажнение, «КамАЗы» на полях просто тонут. Но могут ударить морозы, а так как зерно еще невызревшее, это может нанести удар по его качеству. В прошлом году у нас ведь фуража из 3,460 млн тонн было всего 15%, это отличные показатели, в этом же могут быть другие результаты. Опасаемся морозов, ждем погоды, потому что ничего другого мы сделать не можем.

Кстати о качестве зерна. С этим есть проблемы?

Темпы уборки невысокие, но виды зерна в этом году у нас отличные. На некоторых полях мы видим поистине «кубанские» урожаи, по 50 центнеров с гектара, это отличный результат. Начали убирать рожь, чечевицу, горох. Фронт работ есть в каждом хозяйстве, о том, что люди сидят, сложа руки, говорить, конечно, не приходится. Но опять же, часть урожая уже перестаивает, и сейчас мы начинаем его терять в виде осыпавшихся зерен.

Есть какой-то механизм, который в этой ситуации поможет аграриям?

Даем рекомендации оборудовать комбайны специальными стеблеподъемниками. Само собой, можно убирать зерно и в ноябре, но это очень плохо скажется на его качестве. Однозначно нам придется заходить в октябрь, поэтому скажу, что хлеб нам в этом году достанется очень и очень тяжело. По факту, битву за урожай мы начали еще весной и продолжаем осенью.

То есть, если в регионе установится хорошая погода, то шансы на удачную уборочную кампанию все же есть?

Да, больше всего нам, конечно, не хватает солнечных дней и ветра. Ждем просвета. Сегодня такая погода, что если даже появится солнце, нужно 2-3 дня, пока влажность уменьшится. Ситуация очень сложная, мы ищем любую возможность для поддержки аграриев.

- После выборов по уставу все члены регионального кабмина пишут заявление на увольнение. Так у главы региона появляется возможность хоть бы и полностью изменить команду. Каковы ваши шансы остаться в должности министра?

- Я сам себя могу контролировать и быть собой недовольным. Если я допущу какую-то серьезную ошибку, то сам напишу заявление. В прошлом году, когда буйствовала АЧС, я не мог ее остановить, потому что следственные органы так и не смогли найти цепочки распространения этой заразы. Очень сильно переживал. Но совместными усилиями множества служб и ведомств вирус остановить удалось.

До пенсии мне тут не досидеть, это я прекрасно понимаю. Но я реализовал далеко не все идеи, и с приходом Александра Леонидовича Буркова возможности для их реализации стало больше. Здесь будет так, как губернатор решит, если он видит на этом месте другого человека – то он тут и должен сидеть. Я не переживаю за свою судьбу в этих коридорах власти, но понимаю, что если меня попросят уйти, то формальным поводом будет, конечно, неудачная уборочная кампания.

Источник: ИА «Город55»

"