Posted 10 января 2018,, 07:15

Published 10 января 2018,, 07:15

Modified 23 февраля 2022,, 11:46

Updated 23 февраля 2022,, 11:46

Деньги и мандаты: сколько партии потратили на выборах в Омский горсовет

10 января 2018, 07:15
Одно депутатское место за 480 зарплат.

Среди итогов ушедшего 2017 года есть и такой нюанс, как политически-денежный. А именно – сколько потратили политические партии в Омской области на выборные кампании. Самым наглядным примером является голосование по партийным спискам, такие выборы в 2017 году были лишь избрание депутатов Омского городского совета (помимо них – только довыборы в одномандатных округах в советы сельских районов и отдельных поселений).

«Единая Россия» в выборах по партийным спискам победила, но чего ей это стоило? Оказалось – очень немало. Редакция ИА «Город55» воспользовалась данными городской избирательной комиссии и составила таблицу затрат всех, кто прошёл в Горсовет.

Таким образом, самые эффективные траты и в среднем на один мандат, и на один набранный голос оказались у КПРФ. На втором месте по эффективности – «Коммунисты России», на третьем – ЛДПР, на четвёртом – «Единая Россия» (хотя её общие затраты на кампанию – самые большие), на пятом – «Справедливая Россия» (по общим затратам она при этом вторая!).

Минимальная зарплата в Омской области в 2017 году составляла 7800 рублей. Таким образом «Справедливая Россия», например, на один депутатский мандат в среднем потратила 480,51 минимальной зарплаты, а «Единая Россия» - 208,75. Либо на эти деньги можно было проехать на маршрутке (стоимость проезда – 25 рублей) 149 919 и 65 130 раз соответственно.

Представители прошедших в городской парламент партий дали свои комментарии в дополнение к сухим цифрам.

Владимир Жуков, руководитель Омского регионального отделения партии «Коммунисты России»:

- У нас много денег ушло на судебные разбирательства с КПРФ, которая пыталась снять нас с выборов. Это не секрет. Они потратили на это тоже немало. Мы были вынуждены защищаться. Адвокаты ведь стоят денег. А так о наших особых денежных тратах говорить не приходится, у нас как не было расчётного счёта, так и нет. Я имею в виду, у нашего отделения в целом. Мы и не привлекаем деньги, и не зависим ни от кого. Так что сложновато оценивать эффективность вложений и ещё что-то… Те жертвователи, которые собрали нам эти небольшие деньги, мы им, конечно, благодарны. Привлечь их, конечно, было сложно, с одной стороны нас «прессует» власть, с другой – так называемые соратники на левом фланге в лице КПРФ (у них в чём-то даже больше возможностей, чем у государства).

Что касается агитации, то что-то делал наш товарищ, ведущий «12-го канала» Владимир Казанин, что-то – другие люди, которых ну можно по пальцам пересчитать. Были и листовки, но в целом это были несопоставимые объёмы по сравнению с возможностями оппонентов. Агитацией в социальных сетях занимался лично я. Наши аккаунты и в «Фэйсбуке», и во «ВКонтакте», и в «Одноклассниках» пользуются большой популярностью.

Алексей Ложкин, координатор Омского регионального отделения ЛДПР:

- Не все каналы агитации, которые хотели, мы задействовали. Не всё успели. Сумма эта, которая у нас была, я считаю, не такая уж и большая.

Но мы, например, использовали не все радиостанции, которые хотели. Некоторые из них просто не были зарегистрированы в Горизбиркоме и соответственно не имели права размещать чью-то агитацию. Хотя мы считали, что их слушают как раз наши возможные избиратели. Радио в основном слушают автомобилисты, это мобильные активные люди, в том числе политически активные, которые вполне могут и прийти на выборы и проголосовать. Они слушают и новости о том, что происходит в мире и в городе, и музыку… Им многое интересно.

Мы старались разместить агитацию так, чтобы распределить равномерно по всем 20 одномандатным округам. Соответственно это получилось в среднем по 190 тысяч рублей на округ. Это не такие большие финансы. То, что взяли два мандата и насколько эффективно по 950 тысяч за один мандат… Действительно, в некоторых округах у нас был низкий результат, где-то – более высокий. Конечно, хотели результата получше, но что есть, то есть. Сейчас мы проводим анализ, наверное, были недоработки, думаю, к следующим избирательным кампаниям, которые у нас пройдут – президентской и губернаторской – мы подойдём более конкретно и опять же будем использовать максимально большее количество каналов агитации. И, думаю, выступим более успешно.

В этот раз мы использовали и видеоэкраны, и телеканалы, и биллборды, и автобусы, и газеты, и листовки выпускали (хотя их, наверное, было недостаточно). Агитировали у крупных магазинов. У нас проблема была в том, что мы влились в кампанию не совсем готовыми, новый координатор отделения был назначен, когда она уже по сути началась. В идеале такие назначения нужно производить заранее и готовиться к кампании – соответственно тоже. И поэтому тоже не всё, что мы планировали, у нас получилось. Возможно, времени нам немного не хватило.

Основные поступления в избирательный фонд пришли из партийной казны. Было и одно частное пожертвование в 2700 рублей, нам оно пригодилось, когда чуть-чуть не хватало на агитационный материал. В одномандатных округах у нас кандидаты тоже могли вносить деньги на свои избирательные счета и сами выпускать агитационные материалы. Кто-то так и делал. Но это было не больше той средней суммы на округ в 190 тысяч рублей. Диапазон их вложений был самый разный – от 15 и до 150 тысяч. У всех разные возможности, тем более нам на выборах не помогает большой бизнес, мы просто делаем ставку на наших обычных, но активных граждан, которые хотят позитивных изменений в жизни остальных.

Андрей Алёхин, второй секретарь Омского обкома КПРФ, депутат Законодательного Собрания:

- Нашей эффективностью я не удивлён, у нас всегда так, потому что у нас главное – идея. Хотя без денег избирательную кампанию тоже не проведёшь.

Мы самодостаточная организация, у нас своё здание, свои типография, газета, телеканал. У нас всё своё. Поэтому мы всегда определяем тот модуль, который необходим для каждого кандидата, и на это закладываем необходимые деньги. Считаем, что этого достаточно. Кто-то считает, что нужно дополнительно – ну тогда уже ищут дополнительные деньги. И у нас главное в избирательной кампании не так чтобы максимально задавить деньгами, а всё-таки идея.

Думаю, дело не в том, что если бы мы чуть больше вложили, то больше бы голосов и набрали. Подлую роль в кампании в Горсовет сыграли «Коммунисты России». Это была главная проблема и одновременно спецоперация, никаких подписей они не собирали, всё, что можно было нарушить, они нарушили, любую другую партию бы за это сняли с выборов. Но цель была украсть у нас голоса, это «выстрелило». Мы бы заняли первое место, обыграли бы «Единую Россию». Если бы не было «Коммунистов России». Мы потеряли из-за них как минимум три мандата. Как минимум. В частности наш кандидат Сергей Жуков проиграл всего 30 голосов Провозину от «Единой России» из-за того, что перед ним в бюллетене стоял другой Жуков, от «Коммунистов России». И я знаю, что довольно много людей на этом ошиблось при голосовании.

Владимир Гуселетов, руководитель Омского регионального отделения «Справедливой России»:

Как председатель партии «Справедливая Россия» в регионе, я, конечно, не доволен теми результатами, которые мы получили на выборах. Кампания была достаточно сложной, партии выставлялось большое количество административных препонов. Были даже реплики от некоторых чиновников о том, что «Справедливую Россию» не хотят видеть в новом созыве Горсовета.

Тем не менее, мы взяли два мандата. На потраченные деньги было проведено достаточное количество мероприятий. Издавалась крупным тиражом партийная газета - за время избирательной кампании вышло три её номера. После принятия федерального закона ФЗ-217, который затрагивает интересы дачников, был развернут специальный печатный проект, направленный на садоводов и огородников. Он, кстати, продолжает свое существование и после выборов. Во время кампании мы использовали множество разных информационных каналов, через которые доносили до граждан программу партии, рассказывали о её деятельности и намерениях кандидатов. Мы неплохо поработали на уличных мероприятиях – наши акции были заметны.

В Омском региональном отделении «Единой России» комментарии по теме материала давать отказались.

Кирилл Янчицкий

Источник: ИА «Город55»

"