Posted 4 марта 2019,, 03:13

Published 4 марта 2019,, 03:13

Modified 23 февраля 2022,, 12:34

Updated 23 февраля 2022,, 12:34

Как проходили публичные слушания по китайскому городку в поселке Омский

4 марта 2019, 03:13
С вечера пятницы в Омске активно обсуждаются публичные слушания, посвященные строительству вахтового городка для СС-7 в поселке Омский. Мероприятие ожидаемо прошло со скандалом. Главный редактор Город55 присутствовал на слушаниях и делится своими впечатлениями.

Сел в такси.

– Ох, молодой человек, вы же знаете, у нас адрес показывается, только когда уже взяли пассажира… а тут у вас поселок Омский.

– Хотите отказаться?

– А можно вас попросить отказаться? Иначе мне понизят рейтинг.

– Я тороплюсь.

– Ладно, чего уж. Поехали. Омский – это где?

– Недалеко от Нефтяников. Знаете, если вы там подождете час-полтора, обратно с вами поедет полная машина.

– А что там?

– Публичные слушания.

За рулем Яндекс.Такси женщина. Ей за 40, сын – подросток. Во время поездки она один раз отвлечется от беседы, позвонит ему, скажет требовательно, чтобы поел за час до тренировки. Таксует недавно и не может пожертвовать рейтингом.

– А что за публичные слушания?

– Процедура такая. В некоторых случаях обязательная: когда нужно выслушать мнение местных жителей по важнейшим вопросам.

– А вы местный житель? Живете в поселке?

– Нет. И сегодня там будет много людей, кто не живет в поселке.

– Почему? Что там случилось?

– Рядом с поселком китайская компания строит вахтовый городок и не все этому рады.

– Ого, понимаю. А что китайцы здесь забыли?

– Газпром (ГазпромНефть. – Авт.) сейчас тратит огромные средства на модернизацию нефтезавода. Улучшают качество бензина, дизеля, снижают нагрузку на экологию. Один из подрядов выиграла китайская компания. Рабочим нужно где-то жить и они строят себе вахтовый город.

– О, я слышала об этом. Недавно везла на нефтезавод итальянцев с переводчиком. Они рассказывали, что китайцы сейчас на всех крупных стройках. Вот значит и в Омске тоже.

– Не только они. Итальянцы, которых вы везли – это тоже подрядчики. Еще есть голландцы, чехи, сербы, американцы, турки…

– А русские?

– Конечно, есть – нефтезавод же в России, там работают омичи.

– А почему русские не строят… ну вот то, что китайцы строят.

– А почему вы едете на японской машине?

– Ясно. Но и людей понять можно – эти китайцы уже повсюду.

– Собственно, большинство жителей не против. Китайцы обещают им дорогу починить, налоги в бюджет платить. Но есть группа лиц, которая пытается возбудить население, настраивает на конфликт.

– Зачем?

– Из-за денег. Сейчас китайцы арендуют у них в Омске жилье. Построят городок – съедут. А еще есть те, для которых чем хуже – тем лучше. Революцию хотят. Уверен, сегодня они приедут на публичные слушания, устроят какой-нибудь скандал, организуют неприятности. Такая у людей работа.

– А у вас какая? Вы на чьей стороне?

– На вашей. Я журналист.

«Местные, заходи!»

Издалека ДК поселка походил на улей – вокруг крошечного входа роились люди. Основная толпа на крыльце, меньше – на ступенях, остальные наблюдают со стороны. Всего около 30 человек, некоторые с камерами, некоторые в погонах, один в папахе.

Вход в ДК преграждали полицейские, оттого и шум – люди возмущались, давили количеством, пытаясь прорваться внутрь. Попробовал протиснуться ближе ко входу, застрял в четвертом ряду. В дверях, толкаясь с полицейскими, стояли знакомые персоны: главный редактор «Новой газеты - Регион» Георгий Бородянский, депутат Троицкого поселения Омского района Ирина Дроздова, активист штаба Навального в Омске Данил Чебыкин.

Если Бородянский и Дроздова, стоявшие у истоков конфликта, – это часть известной читателю Города55 группы санатория «Рассвет», где долгое время и жили китайские рабочие, команды директора санатория Нателы Полежаевой, которая и получала с иностранцев деньги за проживание, то сторонники Алексея Навального появились в этой истории совсем недавно.

Полгода они не замечали вахтовый городок китайской компании, а теперь активно распространяют видеоролики и организуют стихийные штурмы дома культуры поселка Омский.

– Вы кто? – в очередной раз спрашивал Данила Чебыкина полицейский на входе. – Вы местный?

– Я представитель СМИ, – отвечал полицейскому Георгий Бородянский.

– На каком основании вы нас не пускаете? – спрашивал Чебыкин.

– А вы кто? – снова спрашивал полицейский Чебыкина. – Вы же не местный.

– Местные, – развернувшись к толпе, кричал Чебыкин. – Местные, заходи!

Толпа навалилась, снова образовалась давка. Дверь хрустнула. Кто-то охнул.

– Назад, назад! – кричала полиция. – Шаг назад!

Толпа в очередной раз отхлынула от дверей. Давка ослабла. В дверях остались Бородянский и Чебыкин. Дроздова продавилась в ДК.

– Майор, я все равно туда зайду, – сипел мужчина впереди меня. Из-под съехавшей на бок шапки торчали мокрые седые волосы. – Я костьми лягу, но китайцев здесь не будет, слышь меня?

Полицейский, играя желваками, молча смотрел на мужика.

– Не любите китайцев? – спросил мужчину.

– Что? – было еще довольно тесно и он не сразу смог развернуться.

– Я спрашиваю, вы китайцев не любите или за поселок переживаете?

– А за что их любить? – наконец повернулся лицом, дыхнул перегаром, окинул мутным взглядом с недоверием.

– А если бы это были не китайцы, а жители Воронежа?

– Что?

– Если бы жители Воронежа приехали на вахту и строили городок по соседству, вы бы сейчас были здесь?

– А ты кто такой?

– Журналист.

– Вот и иди [...] отсюда, журналист, – просипел мужик и стал выбираться из толпы на простор. Выбравшись, закурил.

– Дайте дорогу, – люди расступились, из ДК в сопровождении медиков вышла женщина. 20 минут назад в давке на входе ей стало плохо, кажется, она была в предобморочном состоянии и после осмотра сотрудником скорой помощи ее вывели на воздух.

Уже этим вечером о ней расскажут СМИ, ее покажут оппозиционные каналы на YouTube. Публичные слушания в Омском районе чуть не закончились трагедией: в доказательство – видео этой несчастной женщины, которой чудом удалось выжить на входе в ДК. На поверку, эта несчастная женщина оказалась председателем регионального отделения партии «За возрождение аграрной России» Светлана Киселева, соседка и сподвижница упомянутой выше активистки Ирины Дроздовой, известной своими голодовками. Как и Дроздова, Киселева никакого отношения к поселку Омский не имеет, а свое присутствие на публичных слушаниях женщина объяснила неравнодушием. От госпитализации отказалась.

Как только основные члены группы «Рассвет» оказались внутри, караул был снят, местные жители зашли в зал и вход опустел.

Перекричать

Давка на входе, штурм ДК, крики, наигранные пострадавшие, строгие лица полиции – все это стало благоприятной почвой для провокационной прессы. Помимо «Новой газеты - Регион» и Sotavision – уже привычных спутников конфликта с китайской компанией, здесь оказались новые наблюдатели – немецкий телеканал Deutsche Welle. Конфликт на входе стал для них главным событием в трансляциях, потому что внутри оппозиционеры проиграли. Но не без боя.

Ворвавшись в зал, группа «Рассвета» заняла левую часть у подножия сцены, ближе всего к выступающим. Первой, на кого обрушилась их атака, стала представитель китайской компании СС-7 Алина Атаманенко. Она рассказывала, что компания недавно была зарегистрирована в поселке и теперь налоги будут поступать в местный бюджет. Городок будет автономным и потребление ресурсов не скажется на жизнедеятельности поселка, и более того, за счет налогов будет построена новая канализационная система, а на средства компании будет отремонтирован участок дороги.

Вся содержательная часть выступления Атаманенко о взаимодействиях инвестора с поселением заглушалась выкриками оппозиции. Всего оппозиционная группа – это 15-20 человек, которые целенаправленно срывали выступления «не своих» спикеров. Здесь важно отметить, что легитимность их присутствия на публичных слушаниях обеспечили несколько местных жителей. В частности Иван Лукьянов и Анна Павличук.

Лукьянов – первый верифицированный СМИ противник строительства китайского городка. Пресса заметила его еще в сентябре. В ходе публичных слушаний местные жители ему несколько раз напоминали, что когда в поселке строилась баня – он был против, когда проводили газ – он был в оппозиции. При этом ключевое требование, озвученное им к китайской компании – чтобы обещания были оформлены документально.

Иное дело Анна Павличук. Молодая мастер спорта – гордость поселка. Смелая и громкая. Блуждала по залу, выкрикивала то сбоку, то сзади.

– Уважаемая, вы кричите и, наоборот, время затягиваете, – обратился к Павличук полицейский, – устали уже все.

– Да все нормально, я вам повод даю, – улыбнулась ему активистка.

– Я вас охраняю, – улыбнулся в ответ полицейский.

– Так я, наоборот, хочу, чтобы вы меня попинали и я сразу уеду отсюда.

В своем выступлении Анна Павличук полностью процитировала недавний пост Нателы Полежаевой в Facebook о том, что губернатор Александр Бурков и глава района Геннадий Долматов работают в интересах китайской разведки. Этот заявление Полежаевой тиражировали подконтрольные ей СМИ и было очевидно, что кто-то должен озвучить его на публичных слушаниях. Озвучила Павличук.

Что касается местных жителей, они высказывались сдержанно. Ожидания от сотрудничества с китайской компанией оказались противоположными. Одни верили, что «китайцы способствуют улучшению жизни поселка», другие не верили. В 2017 году на публичных слушаниях жителей убедили, что Мясокомбинат не будет пользоваться местным водопроводом, но в итоге пользуется. Теперь вот СС-7 обещает.

В завершение встречи председатель райсовета Омского района Виктор Чебаков стал объяснять жителям, что их вводят в заблуждение и целенаправленно втягивают в конфликт.

– Вот они (оппозиционная группа. – Авт.) говорят, что автомобильная дорога будет разбита полностью, что будут перебои с водопроводом, электроэнергией. И вы, жители, под этим подписываетесь. Но давайте говорить откровенно, до прихода китайцев это было? Было. Вот смотрите, еще в 2012 году при составлении генплана было зафиксирован износ теплосетей, водопроводных сетей, транспортного сообщения. Это все было задолго до китайцев. Давайте с их помощью попробуем это исправить, – говорил Чебаков.

На моей памяти, впервые неэффективность предыдущих лет работы власть использует в качестве содержательного аргумента. И ведь не поспоришь, без участия иностранной компании у поселения нет источника дополнительных средств для ремонта коммуникаций.

К концу публичных слушаний оппозиция выдохлась. Чувствуя негатив со стороны основного количества присутствующих, они либо покинули ДК, либо были вытеснены к стенам по периметру зала. И только редкие выкрики Анны Павличук напоминали о недавних эмоциональных баталиях.

Через 15 минут после окончания мероприятия группа «Рассвета» загрузилась в «ГАЗели» и покинула поселок Омский. Свою работу они сделали. И хоть местным жителям удалось отстоять поселение, но пройдет еще не один месяц, прежде чем Омский перестанет ассоциироваться с давкой на входе в местный дом культуры.

"