Posted 3 декабря 2018, 05:03
Published 3 декабря 2018, 05:03
Modified 19 августа, 21:05
Updated 19 августа, 21:05
Главный итог недели – повышение стоимости проезда в муниципальных автобусах до 30 рублей. Объясняют это подорожанием топлива, запчастей, повышением зарплат работников пассажирских предприятий. И вообще, эти 30 рублей – это как бы и не 30 рублей, а 25, если житель будет расплачиваться по безналу. К чему эта вариативность цен? В мэрии говорят, что безналичный расчет нужен, чтобы победить в борьбе с нелегальным оборотом средств на транспорте.
Сама по себе идея гениальная, за разницу в 5 рублей возмущенные пассажиры со свету сживут водителя, чей транспорт не оборудован терминалом. В такой логике на омичей переложили не только финансовую ответственность (оплачивать подорожание топлива, зарплаты работников околобюджетных пассажирских предприятий, а также за ошибки менеджмента: почти все пассажирские предприятия под угрозой банкротства), но и контроль за перевозчиками.
Разумеется, сама по себе борьба с нелегальным оборотом средств в общественном транспорте не может являться причиной подорожания проезда. Поэтому открытым остается вопрос: почему, собственно, 25 и 30? Если все будут оплачивать проезд безналичными средствами, по 25 рублей, то хватит ли этих денег на безубыточное существование ПП-8 (единственное городское предприятие, которое сейчас работает на маршрутах)? Если хватит, то зачем тогда подняли до 30 рублей? Если не хватит, то почему весь проезд не подняли до 30 рублей? В общем, какой процент оплаты должен проходить наличными, чтобы достичь безубыточности ПП-8?
Ценообразование
И еще нюанс, на котором не акцентировали внимание СМИ – закупки топлива. 7 ноября председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление №1329, которое регламентирует соглашение между органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами в части розничной и оптовой торговли автомобильным топливом. Сам документ имеет мало конкретики: из него понятен общий принцип заморозки цен для крупнейших производителей и приведен перечень этих компаний. Омск в данном случае интересует «Газпромнефть» - компания есть в списке.
Суть соглашений ясна из протокола совещания у зампреда Правительства РФ Дмитрия Козака и проекта подписанного Медведевым постановления, опубликованного в сети. И эта суть сводится к тому, что нефтеперерабатывающие предприятия обязали: во-первых, сохранить уровень производства нефтепродуктов на уровне аналогичного периода 2017 года (то есть не допускать дефицита продукта); во-вторых, до марта 2019 года не поднимать цену на топливо выше роста инфляции.
Там же приведены данные о ценах на бензин и дизельное топливо в регионах (данные на 28 октября 2018 года). Из них следует, что в Омской области литр бензина АИ-92 в среднем стоит 40,28 рубля за литр или 53,2 тыс. рублей за тонну. А рекомендованная цена продажи - 50,8 рубля за тонну. Там же приведены данные по АИ-95 и дизельному топливу (отдельно по летнему и зимнему). Рекомендованная цена АИ-95 – 53,7 тыс. рублей за тонну. Дизельное топливо (зимнее) – 51,6 тыс. рублей за тонну.
При этом 20 ноября МУП «Пассажирское предприятие №8», единственное МУП, выпускающее автобусы на маршруты, закупило у ООО «Управление АЗС» топливо совсем по другим ценам (см. таблицу). По контракту подрядчик обязуется до 31 марта 2019 года поставить заказчику 6 тонн АИ-95, 60 тонн АИ-92 и 5000 тонн зимнего дизеля. Общая сумма контракта - 303 млн рублей.
Средняя цена с НДС руб./литр | Средняя цена с НДС тыс. руб./тонна | Рекомендованная цена с НДС тыс. руб./тонна | Закупил ПП-8 от 22.10.2018 Контракт подписан 20.11.18 руб./литр | |
И-92 | 40,28 | 53,5 | 50,8 | 44,9 |
И-95 | 42,5 | 56,4 | 53,7 | 47,1 |
Дизельное топливо (зим) | 44,18 | 54,3 | 51,6 | 60 |
ООО «Управление АЗС» - это компания семьи Геннадия Фридмана. 82% уставного капитала принадлежит его сыну Илье Фридману. Директор организации Роман Вольф также является директором ООО «Топлайн». Под брендом «Топлайн» в Омске работает сеть АЗС.
Небольшая с федеральной точки зрения компания само собой не входит в шорт-лист правительства РФ, в чье ценообразование Белый дом решил вмешаться. К слову, все, что регламентирует правительство в отношении некрупных сетей АЗС – это требование к ФАС (антимонопольщики) и ФНС (налоговики) проверить сети на индексацию цен. Стоимость бензина не должна расти более чем на 4%.
«ФНС России, ФАС России обеспечить проведение внеплановых проверок деятельности «независимых» сетей автозаправочных станций, обратив особое внимание на организации, превышающие индикативный уровень цен, предусмотренный приложением к настоящему протоколу, более чем на 4%», - говорится в протоколе совещания у Козака.
Фаворит в поставках топлива
Обратив внимание на упомянутый тендер, Город55 проверил общее количество закупок ПП-8 автомобильного топлива за 2018 год. Результат удивляет. Во-первых, выяснилось, что ПП-8 дробит крупные закупки. Во-вторых, доминирующим поставщиком топлива является ООО «Управление АЗС».
Единственный поставщик, кроме компании семьи Фридманов – это дочка Газпрома ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи». В июне с ними было заключено 12 контрактов по 2 999 320 рублей каждый. Общий итог сотрудничества с муниципалитетом – 35,5 млн рублей.
Тогда же, в июне, с ООО «Управление АЗС» было заключено 29 контрактов по 2 999 626 рублей каждый. Всего на 87 млн рублей.
Все прочие контракты ПП-8 на поставку топлива заключались исключительно с ООО «Управление АЗС». Всего за 2018 год компания Фридмана выиграла тендеров ПП-8 на 635,3 млн рублей.
Крайний тендер (запрос котировок) с завышенной ценой был объявлен 22 октября, то есть фактически о планах правительства «заморозить» цены на топливо еще не было известно. Но договор-то был подписан 20 ноября, то есть спустя две недели после постановления Правительства РФ. Получается, правительство во главе с Медведевым, угрожая санкциями, рекомендует нефтепереработчикам «заморозить» и даже чуть сбавить отпускную стоимость бензина. Но вместо того, чтобы воспользоваться ситуацией и с именем Медведева на знамени попробовать добиться выгодной цены, муниципальное предприятие закупает дорогое топливо (стоимость закупки даже выше, чем средняя розничная цена по региону).
И это странно. А учитывая, что «Управление АЗС» не производит нефтепродукты, а является лишь звеном перепродажи, то закупать бензин они, вероятно, смогут по ценам, ограниченным правительством. Разница станет их прибылью, а для омичей она легла в основу подорожания проезда. И это грустно.