Posted 31 мая 2018,, 12:04

Published 31 мая 2018,, 12:04

Modified 23 февраля 2022,, 12:09

Updated 23 февраля 2022,, 12:09

Российский рынок беспилотной авиации набирает высоту

31 мая 2018, 12:04
Сегодня не существует точных параметров российского рынка беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Эксперты склоняются к цифре в 10 млрд. рублей в год.

Из этой суммы примерно 1 млрд. рублей приходится на продажи легких дронов. Около 1,5 млрд рублей - на поставки средних БПЛА. Самый большой кусок пирога 7,5 млрд. рублей – оказание услуг с использованием беспилотников.

Каким будет рынок дронов в ближайшие годы? В каких отраслях требуются беспилотники? Способы применения, прогнозы и тренды. Об этом материал ИА «Город55».

Российский рынок беспилотников

Один из лидеров на российском рынке беспилотников среднего класса (массой до 30 кг) компания «Финко», основанная в 2012 году. По данным компании, они обеспечивают треть закупок такой техники в России. Один из совладельцев «Финко» Максим Шинкевич считает, что наши производители БПЛА на фоне зарубежных выглядят достаточно хорошо. Нет ничего такого, что есть за границей и чего нет у нас, говорит он. В тоже время стоимость российской техники существенно ниже импортных аналогов.

Общая выручка компании «Финко» в 2017 году составила 0,5 млрд рублей. Из них около двух третей приходится на выпуск и продажу БПЛА. Оставшаяся сумма – выручка за осмотр нефтяных и газовых объектов. Цена комплекса для аэрофотосъемки стартует от 1,5 млн рублей и зависит от стоимости подвесного оборудования. Для сравнения, стоимость подобного комплекса видеонаблюдения на базе самолетов – 15-18 млн. рублей.

«Прибыль выше в продажах, поскольку конкуренции здесь не так много. Комплексы у нас с конкурентами разные: немного отличаются друг от друга плюс разные заказчики. А вот на рынке оказания услуг - мы там все вместе работаем. И там, к сожалению, бывает так, что мы работаем на пределе рентабельности», - говорит Шинкевич.

Компания «Авиационные роботы» специализируется на контрактах по контролю за дорожными работами и строительством. Стартовый капитал предприятия – 20 млн рублей, большая часть которого пошла на закупку летной техники.

«Мы выявляем нарушения. Заказчик оговаривает, что его интересует: допустим, движение строительной техники без тентов, объезд весовых контролей. Допустим на стройке выходной, а какая-то деятельность ведётся. Разработка незаконных карьеров – это сплошь и рядом сейчас в Ленинградской области. Мы за один 2016 год выявили три незаконных карьера, которые потом закрыли, после того, как мы их обнаружили», - сказал коммерческий директор компании «Авиационные роботы» Евгений Тарасенко.

Типичный аппарат «Авиационных роботов» стоит порядка пяти млн рублей. Окупить его не просто - требуется летать три года по 20 часов в неделю. Сегодня компания добавила в перечень своих услуг контроль за лесными угодьями, рассчитывая с помощью нового направления выйти в этом году в прибыли. Еще одна перспективная услуга - сбор данных о состоянии посевных площадей. Но пока такая информация, говорят участники рынка, не пользуется спросом у фермеров. Осложняет работу с фермерами и действующий режим секретности. Правила запрещают пеердавать информацию без согласования со спецслужбами. А на это уходит время. Между тем аграрию нужна моментальная информации.

«Вот сегодня взошли посевы. Ему надо посмотреть, во-первых, как они взошли, во-вторых, есть ли там сорняки, нужно ли обрабатывать химикатами или это делать не стоит. Стоит ли это делать сегодня или лучше подождать. Конечно, эта тема секретности и рассекречивания она довольно сложные проблемы создаёт для тех, кто мог бы пользоваться информацией», - говорит в программе «Бизнес-Вектор» на телеканале РБК президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

С 2011 года в Омском государственном техническом университете работает научно-исследовательская лаборатория «Малые беспилотные аппараты». За это время ее сотрудниками разработано несколько летательных аппаратов. Первый экземпляр модель ПП-45, двухдвигательная машина самолетной компоновки, способная нести оборудование для аэрофотосъёмки, мониторинга и передачи картинки в реальном времени. Последний проект лаборатории - беспилотник ПП-50 «Взор», модель с установленной системой автоматизации управления полетом.

«Задача была поставлена, чтобы наш летательный аппарат мог полностью в автоматическом режиме летать и проводить аэрофотосъемочные работы с минимальным участием человека. В 2015 году мы собрали прототип. На сегодня ПП- 50 изготавливается штучно, по заказам геодезических фирм и используется для проведения аэрофотосъемок. Мы ведем техническое сопровождение, работаем с заказчиками по улучшению и доработкам конструкции. Третий год машина уже эксплуатируется и каждое следующее изделие улучшается и дорабатывается с учетом летной эксплуатации», - говорит руководитель НИЛ «Малые беспилотные аппараты» Павел Погарский.

Сегодня омская лаборатория изготавливает по три беспилотника в год, имея производственные возможности увеличить выпуск до 10 аппаратов. Средний ценник на омский БПЛА на 15- 30% ниже аналогов.

«Комплекс для аэрофотосъемки на базе ПП- 50, когда продается сам БПЛА с программным обеспечением, доработанной фотовидеотехникой, наземной станцией управления, зарядным устройством, АКБ, цена получается - 985 тысяч рублей. Если изучить рынок, то мы увидим, что БПЛА, которые способны летать от 2 до 3 часов, как наш аппарат, выполнять такие же функции, у наших конкурентов существенно дороже, порой разница доходит до 50%», - отмечает Павел Погарский.

НИЛ занимает нишу беспилотников малого класса. Основной покупатель геодезические компании. В ближайшей перспективе у лаборатории работа над новым проектом для нефтегазовых компаний.

«Проект, связанный с проработкой конструкции и технических возможностей с целью увеличения продолжительности полета БПЛА в два раза и дальности полета по маршруту. Есть определенная ниша, где надо летать на дальние расстояния, мониторить линейные объекты. Сейчас мы работаем в этом направлении», - добавил руководитель лаборатории.

Стоит отметить, что у сотрудников лаборатории есть большой опыт экспериментальных полетов беспилотников на дальние расстояния. В 2012 году ими был построен электоролет ПП-48, который установил четыре рекорда России по продолжительности и дальности полета по замкнутому маршруту (продолжительность почти 6 часов, дальность маршрута около 150 км). Эти рекорды до сих пор в РФ никем не побиты.

Прогноз развития рынка БПЛА в РФ

По данным российской ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем, сегодня в структуре российского гражданского рынка услуг БПЛА около 80% приходится на картографирование и анализ протяженных объектов. Поисково-спасательные операции занимают – 18%. Доля услуг для сельхозпроизводителей примерно 2%.

Эксперты ожидают, что к 2020 году структура рынка кардинально изменится. По их прогнозам, через два года два лидирующих сегодня направления потеряют свои позиции. На картографию и анализ объектов будет приходится по 15%. А в лидеры выйдет сельское хозяйство – 20% и услуги по доставке грузов – 50%.

«Предположим, есть 1 млн. семей, которые будут пользоваться доставкой 10 раз в год. Получается 10 млн. транзакций. Цена доставки несколько сотен рублей - вот уже сразу миллиарды рублей только на услугах. Плюс также стоимость самих БПЛА, поскольку чтобы сделать 10 млн. доставок в год, надо иметь несколько десятков тысяч аппаратов», - отмечает руководитель группы компаний «Геоскан» Алексей Семенов.

По мнению участников, потенциал российского рынка беспилотных авиационных систем уже в ближайшее время может выйти на объемы в 30 млрд. рублей. Однако, чтобы привлечь в этот сегмент новых игроков надо упрощать правила полетов для беспилотников. Спрос на технику и услуги большой, российские производители готовы его удовлетворить. Нужны только понятные всем правила игры.

По словам главы Торгово-Промышленной платы РФ Сергея Катырина правительство уже разработало и утвердило дорожную карту по совершенствованию процедур. Ее внедрение лишь дело времени.

«К лету 2019 года, я полагаю, что будет вопрос решён по упрощению режима секретности, по упрощению процедур получения разрешения на полёты, сроков получения, сроки, на которые даётся это разрешения», - подчеркнул он.

Источник: ИА "Город55"

"