Posted 31 января 2019,, 08:12

Published 31 января 2019,, 08:12

Modified 23 февраля 2022,, 13:08

Updated 23 февраля 2022,, 13:08

Косметический рынок: омички предпочитают натуральное

31 января 2019, 08:12
Россиянки тратят на косметику около 1150 рублей в год. А вот японки, британки и жительницы Венесуэлы примерно в четыре раза больше. Как чувствует себя сегодня косметический рынок России, что предпочитают наши дамы и что такое натуральная авторская косметика. Об этом в материале Город55.

По данным Торгово-промышленной палаты России (ТПП РФ), отечественный рынок косметики и парфюмерии в 2018 году превысил 600 млрд рублей. Большая часть из этого объема пришлась на средства по уходу за телом, лицом и волосами. Далее идет сегмент женской и мужской парфюмерии. На третьем месте – средства для макияжа, немногим менее 15% рынка. Как отмечают эксперты, в последнее время сектор средств макияжа начал уступать свои позиции. Покупатели стремятся к уходу за собой, а не к скрытию недостатков.

Российские игроки

Один из крупных игроков на российском рынке косметики – группа «Парфюм стандарт». Начинали как торговая сеть «Рив Гош», сначала с декоративной косметики, затем к ней добавилась уходовая. В начале двухтысячных компания запустила свое производство.

«Само производство начиналось как фасовочное, когда мы привозили все основные материалы в Россию и собирали в готовый продукт. С тех пор кое-что изменилось, но в целом, это по-прежнему производство, которое базируется на западных ингредиентах», - говорит директор по маркетингу и электронной коммерции компании «Рив Гош» Дмитрий Подолинский.

По информации ТПП РФ, доля отечественных компонентов в декоративной косметике на нашем рынке крайне мала – около 10%.

«На сегодняшний день мы на 90 процентов всё наше сырье потребляем из-за рубежа. Поэтому в этом плане нам нужно быть достаточно свободными. Конечно, нужна поддержка государства в этом плане, потому что есть и НИИ, есть и светлые умы, которые не только с точки зрения дизайна, но и с точки зрения производных для производства этой продукции готовы делать», - отмечает президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

Производство косметики похоже на алхимию или кулинарию. Компоненты всем известны. Секрет в их сочетании. Технология изготовления также не отличается сложностью – все сведено к смешиванию и нагреву. К примеру, шампунь или гель для душа около трех часов варят на медленном огне. Сделать крем несколько сложнее. Для его изготовления требуется специальное оборудование и пять часов времени, в течение которых вода и сухие компоненты превращаются в эмульсию.

Основатель компании «Первое решение» и «Натура Сиберика» Андрей Трубников первый свой рецепт купил за пять тысяч долларов. После этого вкладывал только в производство – в оборудование и персонал. Сегодня в основе портфеля брендов у предпринимателя находятся средства из линеек «Натура Сиберика» и «Бабушка Агафья». На их долю приходится по 35% от общего объема продаж. 20% – марка «Планета Органика». Все остальные бренды занимают около 10%.

«В этих 10% потенциально может быть вторая «Натура Сиберика». Мы постоянно выбрасываем на рынок какие-то бренды и смотрим, что с ними происходит. В основном где-то четыре месяца. За четыре месяца начинаются вторичные продажи и ты смотришь, есть ли вторичные продажи», - сказал Андрей Трубников.

Авторская косметика

Омский предприниматель Татьяна Островлянчик пять лет назад основала магазин натуральной косметики «Ароматные Штучки». Начинала бизнес с маленькой торговой точки.

«Я на тот момент была в декретном отпуске и сделала поразительное открытие, что популярная детская косметика, купленная в супермаркете, почти полностью состоит из нефтепродуктов, половина из которых являются аллергенами и раздражителями. Как любая мама, желающая здоровья своему малышу, я начала искать альтернативу. И нашла несколько российских производителей, выпускающих косметику из натуральных ингредиентов: масел, экстрактов, полисахаридов и т. д. Так возникла идея открыть в Омске розничный магазин натуральной косметики», - рассказывает предприниматель.

Ее магазин по формату больше подходит для малого семейного бизнеса. При должном старании может прокормить семью, но из-за большого количества рисков в этом бизнесе нет высоких доходов и космических прибылей. За последние пять лет, говорит Татьяна, в Омске открылось более 10 магазинов натуральной косметики, половина из них закрылись, не проработав и года.

Светлана Дель-Кампо не только продает, но и производит косметику под брендом ART DELCAMPO. В 2012 году она вместе с сестрой вложила в компоненты и простейшее оборудование - около 2 тысяч рублей и выпустила свой первый килограмм оливкового мыла. Сегодня семейное производство выдает сразу несколько линеек продукции. Опыт работы позволяет не нанимать сторонних технологов. Все вложения только в ингредиенты.

«В процентном соотношении однозначно лидируют различные кремы и продукты для ухода за волосами. Собственно, это наши самые продаваемые продукты среди омичей. Наши клиенты - это, в основном, девушки 20-40 лет, по большей части мамы, которые больше других задумываются о безопасности всего, с чем контактируют их дети. Недавно выпустили мужскую серию, потому что мужчины тоже стали приобщаться к полезному и натуральному, и это радует», - сказала она.

В своем бизнесе Светлана не ощущает конкуренции. Говорит, у каждого омского производителя свои рецепты и своя целевая аудитория. Ее поддерживает автор еще одной омской натуральной косметики Мария Захарова. У нее свое небольшое производство с отдельной лабораторией.

«На данный момент я чувствую себя свободно, рост продаж есть. У меня не только омский рынок. У меня есть два представительства в Тюмени и Новосибирске. Свои авторские рецептуры я сначала пишу на листке, как это должно быть в теории. Я химик по образованию. Потом я делаю, например, крем и смотрю, как он себя ведет. Сразу тестирую продукцию. На себе, на знакомых. На животных не тестирую. Уходят на разработку несколько месяцев и десятки тысяч рублей», - отмечает она.

Международный косметический бизнес вкладывает в РФ

Начинающие производители косметики свои первые шаги, как правило, делают в лабораторных условиях. А после отдают продукт на контрактное производство крупной фабрике. До собственного производства большинство не доживают. Между тем крупные международные компании готовы вкладываться в наш рынок. Так, компания «Юнилевер» за 25 лет вложила в РФ 195 млрд рублей. Купила две фабрики: «Северное сияние» (г. Санкт-Петербург) и «Концерн «Калина» (г. Екатеринбург). Кроме того, на Урале компания сохранила выпуск такого популярного бренда как «Чистая линия».

В то же время в Санкт-Петербурге компания «Юнилевер» применила другой подход, полностью перестроив производство. От старых, еще советских брендов отказались, заменив их международными. В этом случае были решены сразу две задачи. Под российский рынок адаптировали известные за рубежом торговые марки. А также появилась возможность часть продукции сразу отправлять на экспорт.

«В принципе, портфель у нас готовый. И вывод продукции на рынок может занять от полугода до года. В этом году мы запустили бренд «Треземе»: это шампуни и кондиционеры. Инвестиции в этот бренд составили порядка 10% от общего инвестиционного бюджета», - добавляет управляющая директор фабриками компании «Юнилевер» в Санкт-Петербурге Марина Хабачева.

Участники отечественного рынка косметики не жалуются на конкуренцию. По их словам, намного сложнее противодействовать желанию контролирующих органов проверять каждый тюбик. Уже скоро часть косметической продукции для защиты от контрафакта могут обязать дополнительно маркировать. Производители в данной мере видят для себя только расходы.

«Там, где большой объем контрафактной продукции, я поддерживаю - цель маркировки понятна. И отрасль поддерживает. Там, где есть опасность для здоровья - это лекарства. И здесь тоже и отрасль поддерживает, и население, и мы. В парфюмерно-косметической продукции это мизер. По сравнению с миллионами пузырьков различных - там это исчисляется, самая большая цифра, если мне память не изменяет, в этом году они прогнозируют порядка 100 тысяч. Ну, это капля в море», - сказал в программе Бизнес-Вектор на телеканале РБК президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

"