Posted 30 июля 2018,, 11:54

Published 30 июля 2018,, 11:54

Modified 23 февраля 2022,, 11:59

Updated 23 февраля 2022,, 11:59

Бизнес-авиация в Омске находится в зачаточном состоянии

30 июля 2018, 11:54
По мнению экспертов, рынок услуг деловой авиации в России составляет порядка 35 млрд рублей. В 2017 году частная и корпоративная авиация совершила 21 тысячу рейсов, три четверти – из аэропорта Внуково.

Деловые рейсы во Внуково стали обслуживать в 2004 году, на площадке ведомственного терминала Роскосмоса. Сегодня на этом месте построен центр деловой авиации «Внуково-3», два новых терминала - для внутренних и международных рейсов. Только на территории могут расположиться 150 самолетов, еще 100 авиалайнеров в ангарах.

По словам директора компании «Восток техникал сервис джетс» Андрея Акопова, их компания обслуживает примерно половину всех московских бизнес-джетов «Бомбардье» около 90 самолетов. За день через руки специалистов проходит три-четыре машины. В планах расширение бизнеса, но мешают этому высокие налоги на авиазапчасти. Порой собственнику борта дешевле перегнать его в Европу, чем ремонтировать в России, говорит предприниматель.

Стоимость бизнес-перелета в первую очередь зависит от класса авиалайнера. Час полета на легком самолете стоит от 3-4 тыс. евро. Средний самолет обойдётся клиенту в 5-6 тыс. евро. Тяжелый – от 10 тыс. евро в час. По данным авиакомпании «Рус Джет», примерно половина стоимости перелета уходит на техническое обслуживание самолета. Около трети – услуги аэропорта, 20% зарплата экипажа.

Собственных бизнес-лайнеров большинство российских авиакомпанией не имеет, предпочитают управлять чужими. Из 500 судов только 100 зарегистрированы в РФ, остальные летают под флагами иностранных государств. Специалисты говорят, что так проще и дешевле.

«Мы всю практически авиационную технику для бизнес-авиации закупаем за рубежом. Пошлины у нас ввозные на эти популярные авиалайнеры порядка 20%. Если ещё НДС добавить, то можно считать, что заградительные пошлины», - говорит президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

По данным участников рынка, около 80% авиационного парка – машины иностранного производства. Оставшаяся часть российские самолеты с бизнес-салоном. К примеру, лайнер ТУ-204 в комплектации «бизнес» рассчитан на перевозку 25 пассажиров. Стоимость такого самолета – 3,5 млрд рублей.

Еще одно направления вертолеты в бизнес-авиации. Стоимость площадки для вертолета напрямую зависит от цены на землю. К примеру, в Москве, вертодром на восемь машин будет стоить около 100 млн рублей. Игроки рынка считают, что на чартерах в вертолетном бизнесе много не заработаешь. Необходимо создавать рынок. Если будут летать не 500 вертолетов, а 5 тысяч, то тогда можно будет зарабатывать и это будет выгодно.

«Если нет спроса, активного спроса, растущего спроса, естественно, что и рынок ведёт себя так, как вы видели в вялотекущем процессе находится. Как только начнётся более активное давление снизу, что нужны лайнеры, что нужны более активно перелёты, нужны ускоренные процедуры, чтобы получать различные разрешения, регистрировать, лицензии оформлять, так начнут более активно работать разные ассоциации и так далее», - сказал в программе «Бизнес-Вектор» на телеканале РБК президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

В Омском регионе насчитывается около 50 частных самолётов. По большей части это одно, двух и четырехместные самолеты сверхлегкого и легкого классов. Базируются машины на четырех посадочных площадках в Омской области – Марьяновка (бывший аэродром ДОСААФ), Калачево, Камышино и Поповка. И используются, как правило, в личных целях. Что касается оказания услуг бизнес-авиации в Омске, то данное направление практически отсутствует. Эксперты видят этому несколько причин.

«У нас авиация общего назначения (АОН) и ее инфраструктура находятся в самом зачаточном состоянии. Эти четыре площадки расположены в одной части – юго-запад Омска. И все. А должно быть 285 таких площадок. Тогда плотность наземной инфраструктуры будет соответствовать плотности инфраструктуры в США и в Европе. Там, то до ближайшей посадочной площадки или аэродрома расстояние обычно не превышает 60 километров в какой бы точке страны самолет ни находился», - сказал руководитель омского отделения межрегиональной общественной организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов Сергей Круглов.

По мнению эксперта, одним из препятствий на пути развития бизнес-авиации в регионе является как раз сложность в реализации наземной инфраструктуры посадочных площадок.

Сама посадочная площадка каких-то больших капиталовложения не требует. Для ее организации надо всего 10-15 гектаров земли для взлетной полосы, полосы подхода, перрона и места для ангаров. Проблема в том, что земли, где можно построить такой аэродром – земли сельхозназначения, которые запрещено использовать в качестве посадочной площадки.

«Их надо перевести в категорию земель для промышленности и транспорта. Но в этом случае стоимость аренды земли, налоги увеличиваются сразу в 10—15 раз. Получается, по сути, запретительная норма. Это первое препятствия, которое мешает развитию авиации», - считает эксперт.

Второе препятствие, по мнению специалиста, ограничения на обучение пилотов. За рубежом порядка 80% летчиков готовится пилотами-инструкторами в индивидуальном порядке. В российском воздушном кодексе такое правило также предусмотрено, но подзаконными документами Росавиации – индивидуальная подготовка запрещена. Обучиться на летчика в России можно только в авиационных учебных центрах. Но их всего четыре на всю страну. Один из них в Омске.

«Малое число авиационных центров и отсутствие индивидуальной подготовки это искусственный тормоз. Такой подход приводит к тому, что желающих очень много, но получить разрешение на полеты не просто. Только в Омске таких центров подготовки пилотов должно быть ка минимум 5-7. Наш центр выпускает 5-7 пилотов в год. А стоимость обучения доходит до 500 тысяч рублей, а то и больше», - сказал Круглов.

Третья преграда, пожалуй, самая главная, запрет на коммерческое использование в России частной авиации. По закону, бесплатно перевести вас владелец самолета может, а за деньги - запрещено.

«Глупость неимоверная. Получаетсячеловеку нужно улететь, он готов оплатить этот перелет. Тот, у кого есть самолет, готов его увести, но этого делать нельзя. Завтра прокуратура придет, скажетэто коммерческое использование. В итоге люди начинают искать варианты обхода законодательства. Мне трудно это понять. Я со многими представителями наших авиационных властей разговаривал. Все вроде кивают и понимают. И тем не менее ничего не делают. И сегодня у нас этот целый пласт экономики просто закрыт. Ту не нужны никакие деньги, надо просто разрешить. И все мгновенно начнет развиваться», - считает Сергей Круглов.

Источник: ИА «Город55»

"