Posted 30 мая 2021,, 10:43

Published 30 мая 2021,, 10:43

Modified 23 февраля 2022,, 16:25

Updated 23 февраля 2022,, 16:25

Растут как на дрожжах. Омску грозит срыв госконтрактов из-за цен на стройматериалы

Растут как на дрожжах. Омску грозит срыв госконтрактов из-за цен на стройматериалы

30 мая 2021, 10:43
Фото: Медиахолдинг1Mi
Неконтролируемый рост цен на строительные материалы, в частности на металл, пластик, стекло, грозит сорвать исполнение госконтрактов на ремонт социальных объектов в Омске. Школы города к учебному году могут остаться без окон и фасадов. Разбираемся, есть ли выход из этой ситуации.

Ценовой расклад

По данным Омскстата, индекс цен на строительные материалы вырос на 12.3% в сравнении с апрелем 2020 года. Цифра относительно невелика (сахар за это же время подорожал на 41.8%), однако внутри списка стройматериалов, как говорят участники рынка, есть позиции с более чем двукратным подорожанием.

К примеру, листовая сталь, по данным омских предпринимателей, выросла в цене за полгода от 87% до 124%, оцинкованный металл на 79%, стекло — более чем на 40%, комплектующие для пластиковых окон — примерно на 40%, алюминиевый армирующий профиль — на 80%.

По информации Сибирского центра ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике, увеличение сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, вызванное ростом стоимости материалов, по некоторым объектам только в первом квартале 2021 года по отношению к четвертому кварталу 2020 года составляет 50%.

Сигнал тревоги

В конце мая «Общероссийский народный фронт» и «Опора России» при участии регионального минэкономики организовали встречу с омскими предпринимателями, на которой обсудили возможные варианты решения проблемы роста цен на стройматериалы.

По мнению бизнеса, если сейчас ничего не предпринять, то неконтролируемый рост цен может привести к срыву предстоящих аукционов, а также отказу от уже заключенных госконтрактов на ремонт объектов социальной сферы.

«Я выиграл тендер на ремонт школы № 97 в Кировском округе. Там замена окон и вторая смета — усиление здания. Школе уже лет 60, старый кирпич, на здании трещины. Приняли решение усиливать по периметру стальным прутом. Когда я считал смету, в нее очень трудно было уложиться. В окнах я проходил, но работы сейчас мало, поэтому согласился и на строительную часть, укрепление здания.

Но спустя две недели из-за роста цен я понимаю, что уже не вмещаюсь в смету. Подумал, может, я неправильно считаю. Скинул двум товарищам, которые занимаются стройкой. Они говорят: в смете заложено 1.48 млн рублей, мы бы за это взялись за 2.5 млн рублей. И что мне делать?»

— задается вопросом предприниматель, производитель пластиковых окон Андрей Болдырь.

Проблема в том, что у бизнеса сегодня нет возможности корректировать смету предстоящих расходов в случае резкого повышения цен на материалы.

Согласно федеральному законодательству о госзакупках, при заключении госконтракта его цена остается неизменной даже при существенном росте цен на стройматериалы. Особенно это актуально для многолетних контрактов.

В теории условия контракта можно изменить при форс-мажорных обстоятельствах. Однако на практике суды обычно отказывают в удовлетворении требований, где истцы ссылаются на инфляцию. Они полагают, что предприниматели при заключении договора могли предвидеть рост цен.

А потому бизнес предпочитает перестраховываться и не подавать заявки на потенциально рискованные аукционы.

Один из таких примеров — конкурс на капитальный ремонт омского ТЮЗа. Главное управление контрактной системы Омской области до сих пор так и не смогло найти подрядчика — желающих поучаствовать в конкурсе не нашлось.

Контракт на ТЮЗ довольно крупный — начальная стоимость более 400 млн рублей. Срок завершения работ — сентябрь 2023 года. Видимо, последний пункт больше всего смущает потенциальных подрядчиков, поскольку им трудно спрогнозировать, как изменятся цены на стройматериалы в течение двух лет.

Выход из ситуации

Поменять что-то можно только на уровне правительства РФ, считают участники омского строительного рынка, общественники и чиновники.

В региональном минэкономики Городу55 подтвердили рост цен, в частности на металлопрокат, но объяснили, что в рамках своих полномочий ничего с этим поделать не могут.

«На федеральном уровне принимаются меры для стабилизации ситуации, проводится работа по оценке обоснованности роста цен. В частности, Федеральная антимонопольная служба уже установила признаки картельного сговора. Так как решения по государственному регулированию цен могут приниматься только на федеральном уровне, предпринимательские объединения направили предложения в федеральную „Опору России“, которая уже представит уполномоченным органам ситуацию в целом в России с предложениями», — сказал первый заместитель министра экономики Омской области Денис Кушнер.

В омской «Опоре России» полагают, что требуется срочная корректировка закона о госзакупках и введение временных ограничительных мер на экспорт товаров, по которым наблюдается высокий рост цен.

«Это нормальный рыночный механизм, которым можно пользоваться. Также из мер, которые мы предлагаем, расширить возможности для госзаказчиков по пересмотру стоимости уже заключенных контрактов в связи с резким ростом стоимости отдельных материалов. При этом нужно предусмотреть четкий, понятный механизм подтверждения роста среднерыночной цены на те или иные материалы», — сказал председатель Омского регионального отделения «Опоры России» Александр Дерябин.

Законодательная инициатива

Судя по всему, федеральные власти в курсе ситуации с госзакупками в строительной сфере, но почему-то не спешат принимать решение. Минстрой РФ в марте вынес на публичное обсуждение поправки в закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С тех пор изменения зависли на этапе согласования.

Согласно документу, чиновники предлагают дать возможность менять условия госконтрактов в случае роста стоимости строительных материалов или работ более чем на 5%. При этом сроки исполнения или цена контракта не должны изменится более чем на 30% от первоначальных величин. Стоит отметить, что в тексте есть еще одна корректирующая поправка — если цены на стройматериалы упадут, то контракт подлежит корректировке в сторону уменьшения.

Авторы изменений предлагают применять их действие только к тем договорам, которые заключены на срок не менее одного года, и только если без изменения исполнение контракта невозможно.

***

Надо сказать, что замедленная реакция Минстроя на рыночные изменения не совсем понятна. Комфортный строительный сезон во многих регионах России, в том числе в Омской области, очень короткий и ставит предпринимателей в жесткие рамки. А тут еще и неконтролируемый рост цен на стройматериалы.

Без скорейшего принятия поправок в закон о контрактной системе (а он еще даже не внесен в Госдуму) вполне вероятны срывы проведения конкурсов по ремонту и строительству жизненно важных для региона объектов.

А тем временем омский бизнес, задействованный в строительной сфере, находится в режиме тревожного ожидания.

«Есть размещенные закупки, на которые никто не заявляется. Это уже есть. Страдают социальные объекты. Им выделили деньги, они такие счастливые. Думают, сейчас мы поменяем наши дырявые окна. Но не тут-то было.

За 15 лет работы в оконном бизнесе такого не было никогда. Рабочая сила не подорожала, зарплаты не увеличились, а материалы растут как на дрожжах. Считаю, с этим что-то надо делать»,

— говорит предприниматель Андрей Болдырь.

"