Posted 28 июня 2019,, 10:20

Published 28 июня 2019,, 10:20

Modified 23 февраля 2022,, 12:35

Updated 23 февраля 2022,, 12:35

Выйти из тени: с 1 июля в РФ вводится обязательная маркировка обуви

28 июня 2019, 10:20
Согласно расчетам Минпромторга России, введение маркировки выведет из теневого оборота до 100 млн пар обуви.

По данным Российского союза кожевников и обувщиков, рынок обуви в стране в 2018 году снизился на 3%, до 1.4 трлн рублей. Всего граждане приобрели около 329 млн пар обуви, в том числе обуви отечественного производства — 120 млн пар. Большая часть приходится на женскую обувь. Мужской и детской производят примерно в одинаковом объеме. Еще порядка 15% приходится на рабочую и ортопедическую обувь.

На сегодняшний день в РФ зарегистрировано более 2 тыс производителей обуви. Немногим более 50 из них — крупные. Одна из таких — компания «Ральф Рингер». Основал ее в начале 90-х годов Андрей Бережной. Начав с импорта обуви, он, быстро изучив рынок, приступил к производству. Сегодня предприятие располагается на трех производственных площадках. Часть сырья и материалов импортные. В результате отечественная продукция проигрывает заграничной в себестоимости.

«Ввозная пошлина на обувь готовую близка к нулю. Импортная пошлина на ввоз подошвы, которую производят в Италии, в Китае, где угодно, — ноль. А на ввоз материала, того самого эластополимера, — пошлина 5%», — говорит владелец компании «Ральф Рингер» Андрей Бережной.

В 2018 году «Ральф Рингер» выпустил 2 млн пар обуви. 95% обуви нашли своего покупателя: около половины — через собственную торговую сеть компании, порядка 20% — через официальных партнеров, остальное — через небольшие магазины по всей стране.

Один из немногих растущих секторов обувного рынка — производство специальной обуви. Московская компания «Паритет» занимает примерно 15% рынка продаж рабочей обуви. В 2018 году производство, а также выручка предприятия выросли на 20%. Компания существует на рынке спецобуви с 2007 года. Заказчиками выступают армия, полиция, МЧС, нефтяники и геологи. На госконтракты приходится около половины всей выпускаемой обуви.

«Если говорить о силовых структурах, там маржа в пределах 10%. Что касается рабочей и спецобуви, где-то 15%, где-то 18%», — рассказывает директор компании «Паритет» Татьяна Федоренчик.

По мнению участников рынка, сегодня российский покупатель предпочитает экономить на обуви, что способствует росту серого импорта. По оценкам экспертов, в теневом обороте находится около трети всей обуви в РФ, а в сегментах кроссовок и детских сандалий — почти половина. В Торгово-промышленной палате РФ уверены, что перекрыть нелегальный поток сегодня нереально по причине мягкого законодательства.

«Нужен кардинальный пересмотр законодательства, которое будет более серьезные экономические санкции вводить, конфискации, а не возврат там куда-то и т. д. — тогда мы начнем двигаться к какому-то обелению рынка», — сказал в программе «Бизнес-вектор» на телеканале РБК президент ТПП РФ Сергей Катырин.

С 2018 года в России запущен пилотный проект маркировки обуви — аналог проекта маркировки меховых изделий, но пока внедряемые меры вызывают сомнения в Торгово-промышленной палате.

«Если там в шубе не сложно проследить производителя — и это, кстати говоря, интересует покупателя. Но про обувь так не скажешь. В массовом сегменте и в детском сегменте все же ищут просто подешевле. Никто не разбирается, где произведено, кем произведено, из чего», — говорит глава ТПП.

Стоит отметить, что маркировка обуви в РФ станет обязательной с 1 июля 2019 года. Чиновники из Минпромторга убеждены, что маркировки выведет из тени до 100 млн пар обуви. Российские обувщики не уверены, что это будет отечественная продукция. Они считают, что вводимая мера — налоговая и отечественное производство не подстегнет. Для отечественного бизнеса был бы интересен возврат ставки НДС на 18% и снижение пошлин на импортное сырье и комплектующие.

"