Posted 27 марта 2018,, 05:01

Published 27 марта 2018,, 05:01

Modified 4 августа 2022,, 20:56

Updated 4 августа 2022,, 20:56

Арктическая горная компания банкротит ответственного бизнес-партнера

27 марта 2018, 05:01
В Новосибирском областном арбитраже рассматриваются два встречных иска: первый из них подала «Арктическая горная компания» (АГК) — она пытается добиться банкротства строительной компании «Афина Паллада». Первопричиной конфликта эксперты называют позицию подрядчика, не желавшего идти на грубые нарушения закона.

Крайний Север остается перспективной площадкой для освоения природных ресурсов. На этой промозглой почве возникают крупные конфликты, имеющие последствия для всей страны.

Одним из неоднозначных, по мнению экономических обозревателей, случаев произошел при сотрудничестве «Арктической горной компании» со строительной фирмой «Афина Паллада», которая входящей в одноименный холдинг. Последней грозит банкротство, однако юристы организации уже подали встречный иск.

«Афина Паллада» – крупный профессиональный игрок строительного рынка на Арктике. В 2015 году фирма по договору подряда с АГК, взялась подготовить для АГК всю необходимую инфраструктуру вокруг планирующегося к разработке месторождения угля. Это очень значительный объем работ неподалеку от побережья Северного Ледовитого океана, вблизи порта Диксон. Речь шла о строительстве технологических дорог, зимников, строительстве объектов инфраструктуры, промышленных площадках.

Значительная часть этих работ была выполнена за счет собственных средств подрядчика: в район Диксона переправили строительную и транспортную технику. Однако, как заверяют представители «Афина Паллада», заказчик не выплатил в общей сложности 160 миллионов рублей, в том числе в эту сумму была заложена и заработная плата рабочих.

В свою очередь АГК, работая на опережение, подала иск в суд, заявив, что компания подрядчик не исполнил все обозначенные договором работы. Этот иск стал стартом схемы по разорению строительной компании мошенниками.

Как отмечают эксперты, проблемы в отношениях заказчика и подрядчика возникли не вчера. И почва этих проблем в разных весовых категориях партнеров. С одной стороны «Афина Паллада», крупная компания, лицензия которой позволяет вести строительные объекты стоимостью до 100 миллиардов рублей (на сегодняшний день таких компаний по всей стране всего десять). И с другой стороны «Арктическая горная компания», которая не имела права заниматься добычей полезных ископаемых - лицензии у АГК не было. Строительный процесс был запущен, несмотря на то, что АГК как могла, оттягивала предоставление всех необходимых разрешительных документов.

Когда стало ясно, что разработчик месторождения собирается, по всей видимости, незаконно, хищническим образом вести работу в уникальном природном регионе, строители приостановили работу. Позиция руководства «Афина Паллада» со временем подтвердилась – возбуждено уголовное дело о незаконной добыче природных ресурсов «Арктической горной компанией», в разбирательстве принимают участие надзорные структуры в сфере экологии, деятельность компании находится под пристальным вниманием российских экологов.

Однако невыполнение обязательств со стороны заказчика подорвало финансовую устойчивость строительной компании. Несмотря на то, что кредитный портфель «Афина Паллада» на 80% состоит из средств, заимствованных в других структурах одного холдинга, была запущена процедура банкротства СК «Афина Паллада», которой пыталась воспользоваться АГК. Она предприняла попытку ввести своих людей в совет кредиторов строительной компании. Позже прокуратура отменила это решение и не допустила АГК к участию в управлении строительной компанией.

Из последовательных действий АГК логично предположить, что заказчик мог рассчитывать завладеть или умышленно разорить подрядчика. Вероятная схема выглядит так. Заказчик, заведомо по закону не имеющий права заниматься добычей полезных ископаемых, заключает контракт с подрядчиком - компанией, занимающей солидное место на рынке, имеющей слаженный коллектив, технологическую базу и значительный портфель проектов.

Добросовестный подрядчик предпринимает попытки выйти из сотрудничества с партнером, чья деятельность в дальнейшем приведет к чудовищным экологическим последствиям для всего региона. В ответ получает от заказчика иск на огромную сумму, что выводит компанию из финансового равновесия.

Запускается процесс банкротства, впрочем, не окончательный, поскольку кредитные ресурсы в основном заимствованы из других структур холдинга «Афина Паллада», владельцем которого является предприниматель Айк Магакелян. То есть средства могут переливаться из одного источника в другой, так, чтобы сбалансировать работу подразделения холдинга, у которого возникли временные трудности.

Но АГК вероятно рассчитывает на банкротство бывшего партнера, поэтому предпринимает усилия для внедрения в совет кредиторов СК «Афина Паллада» своих людей. Надо признать, если бы это получилось, задача была бы практически выполнена.

Однако «Афина Паллада» не потеряла устойчивость, сохранила мощности и коллектив, расплатилась по имевшимся задолженностям, в том числе и теми, которые возникли вследствие невыполнения договорных обязательств АГК.

Эксперты полагают, что период деятельности АГК подходит к завершению. Уголовное дело о незаконной добыче полезных ископаемых поставило крест на компании. Мошеннические и рейдерские схемы в наше время стали другими. Но бизнес по-прежнему мало защищен от недобросовестных игроков, работающих вне правового поля. Только масштабы потерь от разорения таких компаний как «Афина Паллада» будут очень серьезными. Это и налоги, и материально-имущественный комплекс. Но главное социальный фактор. Ежемесячный фонд заработной платы в СК «Афина Паллада» превышает 300 миллионов рублей. Это доходы 10 тысяч сотрудников компании, гарантия материального достатка их семей.

Поэтому если тенденция сохранится, и крупные компании будут выводить из равновесия теми или иными мошенническими или рейдерскими схемами, социальное напряжение в стране будет расти.

"