Posted 26 июля 2021,, 06:34

Published 26 июля 2021,, 06:34

Modified 23 февраля 2022,, 16:39

Updated 23 февраля 2022,, 16:39

Спорная инициатива. Быть или не быть техосмотру автомобилей в Омске

Спорная инициатива. Быть или не быть техосмотру автомобилей в Омске

26 июля 2021, 06:34
Фото: Медиахолдинг1Mi
ГИБДД выступает за отмену обязательного техосмотра автомобилей, сенаторы Совета Федерации против и предлагают свой вариант реформы. Так нужен или нет техосмотр автомобилей? Разбираемся с экспертами.

История вопроса

Реформа системы техосмотра в России идет с 2011 года и все никак не может завершиться. 10 лет назад Госдумой был принят федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Документ в корне менял существовавший до этого механизм техосмотра. Обязательное ТО передавалось из ведения МВД коммерческим техническим станциям.

Однако все пошло не так, как задумывалось. Существовавшая коррупционная система ТО с участием гаишников в течение нескольких лет превратилась в рынок торговли фальшивыми диагностическими картами.

В 2018 году правительство РФ задумалось о реформировании закона о техосмотре, чтобы прижать так называемый серый рынок ТО. В первой половине 2019 года в кабинетах власти сформировался перечень новых требований к ТО. В первую очередь, введение фото- и видеофиксации процедуры техосмотра и замена бумажной версии диагностической карты на документ с электронной подписью.

Предполагалось, что поправки вступят в силу летом 2020 года, но помешала пандемия коронавируса. Срок перенесли на 1 марта 2021 года. Но к этому времени выяснилось, что лишь половина ранее аккредитованных операторов техосмотра смогли подтвердить готовность работать по новым правилам.

В условиях пандемии правительство РФ решает ввести небольшое послабление. С целью уменьшить вероятные скопления автомобилистов на пунктах ТО кабмин продлевает на полгода диагностические карты, действие которых истекает до 1 октября 2021 года (соответственно, штрафы за отсутствие ДК начнут выписывать только с 1 марта 2022 года). А позже Госдума РФ принимает закон об отвязки прохождения техосмотра от полиса ОСАГО (норма вступает в силу 22 августа 2021 года).

Новые инициативы

Не успела реформа ТО как следует стартовать — началась новая сумятица. Сенсацией стало предложение МВД о ликвидации системы ТО для частного автотранспорта с сохранением процедуры для пассажирского и коммерческого транспорта. В начале июня о работе над этой инициативой сообщил начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Михаил Черников. При этом в Госавтоинспекции предложили ввести скидки при оформлении полиса ОСАГО и оплате транспортного налога тем автомобилистам, которые добровольно сделают техосмотр транспортного средства.

А вслед за этим комитет по экономической политике Совета Федерации предложил альтернативный вариант развития системы техосмотра. Сенаторы полагают, что отмена обязательного ТО недопустима. Более того, требуется ужесточение текущих правил.

Политики предложили сдвинуть на более ранний срок вступление в силу наказания за отсутствие у автовладельца диагностической карты — с 1 марта 2022 года на 1 октября 2021 года. (При фиксации камерой видеонаблюдения владелец транспортного средства будет ежедневно получать штраф в две тысячи рублей.)

На сегодня и полицейские, и сенаторы направили свои предложения в правительство РФ, которое пообещало их учесть.

Правила техосмотра

Омские участники рынка ТО с недоумением отнеслись к предложению ГИБДД об отмене обязательного техосмотра. По словам директора ООО «Омская городская служба аварийных комиссаров» Юрия Юренко, Госавтоинспекция всегда продвигала ТО как фильтр для отсеивания неисправных автомобилей, но сейчас почему-то резко изменила свою позицию.

«Возможно, это связано с тем, что ГИБДД боится: если все машины поедут на ТО, количества пунктов не хватит, чтобы провести полноценный техосмотр всех автомобилей. Поэтому идут на разные варианты, предложения по поводу того, чтобы ТО был добровольным.

На мой взгляд, без пунктов ТО очень сложно будет существовать, так как мы являемся единственным буфером, чтобы неисправные ТС не попадали на дорогу», — сказал эксперт.

С ним согласен руководитель «ABCDE-Центр техосмотра и страхования» Иван Гейнц, который считает, что действующая сегодня система ТО с обязательной фотофиксацией процедуры оптимальна, хотя и есть некоторые детали в правилах ее прохождения, требующие корректировки.

«Если человек занимается тюнингом, ему невозможно пройти техосмотр. А чтобы внести изменения в конструкцию автомобиля, надо кучу документов собрать и уйму времени потратить. Ребята из клуба 4×4, например, — для них это проблема № 1. Их постоянно останавливают. Они штрафы платят, как дань», — рассказывает специалист.

Что касается фальшивых диагностических карт и в целом серого рынка техосмотра, эксперты утверждают, что с момента введения обязательной фотофиксации проблема перестала носить массовый характер. Хотя и не отрицают, что случаи незаконного ТО есть.

«К нам периодически обращаются с предложением предоставить доступ в базу данных, чтобы можно было сделать техосмотр без заезда на пункт ТО. Это не в наших интересах, но такие предложения поступают», — говорит Иван Гейнц.

То, что теоретически систему электронного ТО можно обойти, подтверждает и Юрий Юренко, но таких возможностей, по его словам, осталось очень мало. Официальные операторы стараются сами избавляться от левых пунктов ТО.

«Сейчас сложно сделать реальную диагностическую карту, чтобы она была в базе, а не подделка. Операторы ТО объединились. У нас есть общие группы, где мы переписываемся, спрашиваем. Если, допустим, узнаем, что какой-то страховой агент в Омске посылает какие-то фотографии, например, в Хакасию и оттуда ему приходят диагностические карты, это мгновенно проверяется. Это невозможно скрыть. Люди хвастаются. Мы узнаем, посылаем в ту или иную ГИБДД данные фотографии с заявлением либо напрямую в управление ГИБДД в Москве, и очень быстро возбуждается административное дело. Там большущие штрафы — 50 тыс на техэксперта и 200 тыс на саму организацию либо сразу же аннулируется аттестат аккредитации. Таких процессов уже очень много прошло. Тех, кто балуется таким, почти не осталось», — рассказывает Юрий Юренко.

***

Есть ощущение, что власти никак не могут выбрать формат развития системы техосмотра. Вроде бы наметилось какое-то движение и даже серый рынок немного поприжали, но тут неожиданно заговорили об отмене ТО, а следом об ужесточении процедуры.

Такая неопределенность всех нервирует. И операторов ТО, которые не могут планировать свой бизнес. И автовладельцев, которые такое метание видят абсурдным.

В правительстве говорят, что изучают различные сценарии реформы, и обещают объявить о выбранном варианте в ближайшее время. Но зачем тогда надо было ее запускать весной этого года?

Неужели непонятно, что отсутствие логики и последовательности существенно усложняет проведение любых реформ.

"