«QR-коды — это профанация». Омский бизнес готовится потерять до 70% доходов

«QR-коды — это профанация». Омский бизнес готовится потерять до 70% доходов
«QR-коды — это профанация». Омский бизнес готовится потерять до 70% доходов
25 октября, 17:01ЭкономикаФото: pixabay.com
В Омске по требованию Роспотребнадзора вводят QR-коды, пока в учреждениях культуры, но не исключено, что вскоре к ним добавится бизнес. Готовы ли омские предприниматели к введению QR-кодирования? Сколько они могут потерять от своего дохода? Город55 изучил ситуацию.

Что будет

Неделю назад оперштаб по борьбе с коронавирусом с подачи главы омского Роспотребнадзора Александра Криги объявил о введении с 8 ноября на территории Омской области системы QR-кодов. Проверять электронные сертификаты о вакцинации от COVID-19 будут у посетителей театров, музеев и концертных залов.

Судя по динамике выявляемых случаев заражения коронавирусом, а также темпам вакцинации (23 октября побит очередной антирекорд — выявлено 420 новых случаев заражения; привились двумя компонентами вакцины всего около 553 тыс человек — примерно треть от общей численности населения Омской области), можно предположить, что список попадающих под QR-кодирование мест увеличится.

Фото:Медиахолдинг1Mi

Ожидается, что на заседании очередного оперштаба, которое состоится в конце нерабочей недели (президент Владимир Путин объявил нерабочие дни в России с 30 октября по 7 ноября), Роспотребнадзор будет настаивать на расширении списка ограничений.

Скорее всего, будет рассматриваться вопрос о применении QR-кодов для посещения кафе, ресторанов, торговых центров, кинотеатров, фитнес-клубов, а также о введении кодов в городском общественном транспорте (ранее Роспотребнадзор уже озвучивал такое предложение, но оно было отклонено).

Взгляд со стороны

Омский бизнес с тревогой ожидает введения новых ковидных ограничений. По мнению предпринимателей, запуск пропускной системы QR-кодов приведет к новому витку потерь и банкротств.

«Что касается бизнеса, это будет достаточно сильный удар. Мы сейчас изучаем, что происходит в других регионах, где уже ввели QR-коды. И что мы видим? Если брать общественное питание, то до 70% выручка падает. Второй момент — коллективы разбегаются.

И третий момент — это, конечно, профанация (введение QR-кодов). Русские люди быстро приспособятся к этой ситуации. Берешь бумажку с кодом, тыкаешь охраннику в торговом центре. Могу предположить, что этого для охранников и администраторов будет достаточно. Формально все будет соблюдено»,

— говорит омский ритейлер Виктор Шкуренко.

Сегодня в Омске работает 12 многозальных кинотеатров. В каждом из них работает от 30 до 60 человек. Представители индустрии кинопроката крайне негативно относятся к возможным запретам. Конечно, введение QR-кодов лучше полного локдауна, говорят они, однако если ограничения продлятся длительное время, кинотеатры окажутся под угрозой закрытия.

По словам директора кинотеатра «Вавилон» Бориса Собко, тому есть ряд примеров. У наших соседей в Казахстане систему QR-кодов запустили в августе. В результате некоторые города полностью лишились кинотеатров.

«Я общался с бизнесменами, они констатировали факт — в кинотеатрах пусто. Просто безумие какое-то. Резкое падение посещаемости. Пример — Усть-Каменогорск, рудный Алтай в Казахстане. Там последние годы работал кинотеатр „Юбилейный“, „Эхо“, в котором когда-то моя бабка была бухгалтером, и недавний игрок — современный кинотеатр в ТЦ „ADK“. Так вот, с этими кодами „Эхо“ уже не открылся. Они один кинотеатр потеряли. В Семипалатинске был кинотеатр, он тоже не открылся. Представьте, в Семипалатинске проживает около 300 тыс человек — и ни одного кинотеатра не осталось. Это очень опасное явление, которое я наблюдал», — рассказывает Борис Собко.

Фото:Медиахолдинг1Mi

По мнению директора кинотеатра «Слава» Дмитрия Савельева, в случае введения QR-кодов в омских кинотеатрах ожидается падение посещаемости на 30—40%. Кроме того, для исполнения правил потребуются дополнительные траты на организацию контроля электронных сертификатов у посетителей.

«Нужно кассовые зоны или администраторов оснастить телефонами для считывания QR-кода, свои телефоны сотрудники не хотят применять. Увеличится время обслуживания клиента, что будет вызывать раздражение, очереди. Либо надо ставить дополнительного сотрудника. Как показывает практика, не все граждане пользуются мобильным интернетом. Соответственно, нужен устойчивый хороший wi-fi. Все это вместе — лишние затраты», — сказал Савельев.

Спорт по QR-коду

В результате вероятного введения QR-кодов фитнес-индустрия может столкнуться с массовым обращением потребителей за возвратом платы за абонемент, что приведет к убыткам и возможному закрытию предприятий.

Фото:Медиахолдинг1Mi

Омские представители спортивного рынка не понимают необходимости введения QR-кодов. Поскольку работа клубов как раз направлена на укрепление здоровья, болеющие люди вряд ли станут заниматься спортом. Пандемийные запреты и так снизили посещаемость спортклубов, и потому потребность вводить новые ограничения отсутствует.

«Это полнейшая ахинея. Других слов нет. Зачем закрывать то, куда человек приходит, чтобы быть здоровым, чтобы оздоравливать себя внешне и внутренне.

Заболевают как раз от потери иммунитета. А иммунитет нужно закалять. Закалять не только прогулками на свежем воздухе, но и конкретными упражнениями с тренером. Онлайн — это бестолковая трата денег. Нужны живые тренировки, контакт тренера, который помогает, исправляет, если человек что-то делает неправильно», — считает директор фитнес-центра «Успех» Оксана Таран.

По словам генерального директора сети фитнес-центров FLEX GYM в Омске Владимира Соколова, чтобы предотвратить возможные убытки, их сеть спортклубов уже начала готовиться к введению QR-кодов.

«Я всем разослал сообщение. Пока QR-кодов нет, но надо заранее готовиться к худшему. Говорю, чтобы предупреждали клиентов, что, вполне возможно, такая история может случиться. Впереди зима, делать на улице нечего. Пока тепло, по улицам гуляют, а когда будет холодно, народ придет заниматься. Для нас это будет спасательным кругом, если клиент сразу придет с кодом. Будем оповещать клиентов, настаивать, чтобы они сделали прививку», — сказал Соколов.

Фото:Медиахолдинг1Mi

***

Вероятнее всего, введения системы QR-кодов для разных сфер бизнеса в Омской области не избежать. Косвенное подтверждение тому — информация, появившаяся в близком к областному правительству телеграм-канале.

С текущим темпом вакцинации (в среднем 4 тыс человек в сутки) достичь 80%-го коллективного иммунитета к 15 декабря (такая задача поставлена на последнем оперштабе) невозможно.

Предполагается, что система QR-кодов установит дистанцию между теми, кто поставил прививку, и теми, кто отказывается это делать, побудит омичей к скорейшей вакцинации.

Главное, чтобы экономику это не убило.

«При принятии тех или иных ограничительных мер решения должны быть взвешенными. Потому что они, прежде всего, касаются людей. К примеру, в сфере общественного питания в Омской области трудятся почти 20 тысяч человек. Поставщики продукции для общепита — это в разы больше вовлеченных людей», — сказал вице-губернатор Дмитрий Ушаков.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter