Posted 20 ноября 2017,, 03:15

Published 20 ноября 2017,, 03:15

Modified 23 февраля 2022,, 12:00

Updated 23 февраля 2022,, 12:00

Атака на банковские карты: как не стать жертвой кибер-мошенников

20 ноября 2017, 03:15
307 преступлений по Омскому региону в 2017 году.

Современный человек все чаще и чаще пользуется банковскими картами для того, чтобы рассчитаться в магазине, получить заработную плату, оплатить счета по коммунальным услугам, купить товары в интернет-магазинах. На фоне роста владельцев банковских карт увеличивается и число мошенничеств, связанных с использованием секретной информации карт и счетов.

О том, какие уловки используют мошенники для хищения денежных средств со счетов владельцев банковских карт, сообщает издание «Комсомольская правда».

Осторожно, вирус!

К самым распространенным видам мошенничеств относится рассылка сообщений по e-mail и через бесплатные мессенджеры, к примеру, WhatsApp или Viber. В большинстве случаев такие сообщения приходят под видом прайс-листов или документов с «супер-акциями». После того, как абонент открывает подобное сообщение для прочтения, в систему мобильного устройства загружается вирусная программа, которая открывает вход мошенникам в он-лайн банк. В случае заражения вирусом телефона, мошенники получают еще и смс-пароли, которые приходят от банка.

СМС о блокировке карты

«Мне пришло смс-сообщение с текстом «Ваша карта будет заблокирована через 2 дня, свяжитесь с оператором», - пишет омичка в соцсетях. – Мне стало интересно, какая из моих карт подвергнется блокировке, но телефон показался каким-то странным. Вспомнила, что дочь буквально накануне предупреждала о том, что именно таким образом орудуют мошенники. В итоге позвонила на горячую линию банка, и, как оказалось, информация из сообщения не подтвердилась – ни одна из моих карт не заблокирована. Будьте осторожны!»

Как отмечают эксперты, такой способ мошенничества является классическим. В данном случае лучше всего перезвонить в банк, и, если сообщение окажется ложным (что бывает в 99% случаев), лучше сообщить в колл-центр кредитной организации о попытке совершения мошеннических действий.

Сайты-двойники

Покупка в интернет-магазине – еще одно направление мошенников. В сети разрабатывается простая схема – создается сайт-двойник магазина, схожего по названию с оригинальным, например Adidas и Abibas. При этом, оплатив покупку в Abibas, товар не придет, а вот деньги спишутся с карты без возврата. Отмечается, что в прошлом году при содействии Центробанка России закрыты 1600 сайтов-двойников.

Заманчивые предложения

В октябре 78-летняя омичка едва не лишилась 100 тысяч рублей, ее вовремя остановил сын. На домашний телефон женщине позвонил неизвестный, который представился сотрудником банка. Мужчина сообщил омичке, что ей положена компенсация, но чтобы ее получить, необходимо выполнить ряд операций в банкомате. Пенсионерка все исполнила, тем самым открыв доступ к своим счетам, однако, чуть позже она обратилась в банк за выпиской по проведенной операции, но оказалась, что она не совершена. Как выяснилось, ранее ее сын подключил функцию ограничения на перевод крупных сумм. После этого омичка обратилась в полицию. По данному факту возбуждено уголовное дело, сообщает пресс-служба УМВД России по Омской области.

Зачастую мошенники представляются сотрудниками как финансовых структур, так и государственных структур. Первые обещают «золотые горы» и огромную прибыль, предлагая внести денежные средства в личном кабинете, но на липовом сайте. Вторые сообщают, что тому или иному гражданину положена компенсация, но для ее получения необходимо оплатить какие-нибудь пошлины или налоги. В обоих случаях «жертва» может лишиться денежных средств.

Доверчивость до добра не доведет

По данным УМВД России по Омской области за 10 месяцев текущего года зарегистрировано 307 преступлений по фактам мошенничества с использованием личной информации владельцев банковских карт.

«В Омской области чаще всего жертвами интернет-мошенников потерпевшими становятся пенсионеры, граждане старше 60 лет, которые не в полной мере осведомлены о мерах безопасности при использовании банковских карт, - сообщают в полиции.

По словам Артема Сычева, заместителя начальника Главного управления безопасности и защиты информации Банка России, эта категория граждан оказывается привлекательной для злоумышленников. «При получении сообщений от незнакомцев, они не должны верить им на слово. Лучше сначала позвонить родным и близким людям и посоветоваться с ними», - подчеркивает Сычев.

«По значительности причиненного ущерба владельцам банковских карт в 2017 году выделяется уголовное дело в отношении супругов из Омского района, обманом завладевших деньгами 17 человек в сумме 300 тысяч рублей путем перечисления на банковские карты», - отмечают в пресс-службе УМВД России по Омской области.

«В 2016 году на каждый миллион рублей, переведенный с карт, в руки мошенников попадал 21 рубль, в 2015 году – 28 рублей», - подчеркивают в пресс-службе ЦБ РФ и добавляют: «Как и 100 лет назад, основное оружие злоумышленника – хитрость, а слабое место – невнимательность и доверчивость».

Кроме этого в пресс-службе Центробанка России напоминают, что в случае похищения денежных средств с карты, начинает действовать закон о национальной платежной системе, на основании которого банк обязан вернуть клиенту деньги. Однако, кредитная организация может и отказать владельцу карты в возврате денежных средств, но только в том случае, когда банк докажет, что клиент сам нарушил порядок использования электронного средства платежа. К таким моментам относится хранение ПИН-кода вместе с картой или самостоятельное сообщение злоумышленникам секретной информации.

Новые технологии

Эксперты отмечают, что использование современных карт, оснащенных бесконтактной технологией, поможет минимизировать риски стать жертвой мошенников.

К примеру, такая карта имеет функцию ограничения на списание без ПИН-кода – максимальный порог установлен на уровне 1000 рублей. Кроме этого, защищена технология оплаты через мобильный телефон, потому что оплата в данном случае происходит только по отпечатку пальца владельца карты, а, соответственно, считывание информации в данном случае становится невозможным.

Но если представить, сколько уйдет времени и сил у злоумышленника, который будет ходить по городу с считывателем и прислоняться к сумкам и карманам, выискивая карты с бесконтактной технологией оплаты, а также учитывая тот факт, что данные карты имеют ограниченную сумму при списывании без ПИН-кода (1000 рублей – прим.), то можно с уверенностью сказать, что такие банковские карты являются самыми безопасными.

Финансовая безопасность

В конце сентября во время прямой линии в cоциальной сети Facebook Артем Сычев, заместитель начальника ГУ безопасности и защиты информации Банка России, рассказал пользователям об основных методах, используемых злоумышленниками при попытках обналичивания банковских карт россиян, а также поделился советами, как уберечь себя и родственников от уловок кибер-мошенников.

Так, по словам Сычева, мошенники, в первую очередь пытаются войти в доверие к потенциальной жертве, и начинают просить предоставить им доступ к распоряжению денежными средствами, а в некоторых случаях предлагают напрямую перечислить деньги им. «Отсылают смс-сообщения, что, якобы, карта заблокирована, при этом указывая номер телефона, по которому нужно перезвонить для решения проблемы», - приводит пример замначальника Главного управления по защите информации ЦБ РФ и продолжает: «Правильной реакцией в данном случае должен стать звонок непосредственно в кредитную организацию по номеру телефона, который указан на Вашей банковской карте, чтобы уточнить, заблокирована карта или нет. Если же сообщение оказалось ложным, в банк также необходимо сообщить о попытке мошенничества».

Также эксперт отмечает, что вектор мошенников в последнее время сменился на более молодое поколение, то есть на граждан до 40 лет, именно эта категория людей мобильна и использует всевозможные гаджеты в повседневной жизни, доверяя им и не проверяя. В этих случаях специалист Главного управления по защите информации Центробанка советует, устанавливать и постоянно обновлять антивирусные программы на мобильных устройствах, не открывать не внушающие доверие СМС-сообщения, стараться внимательнее относится к тем сайтам, которые мы посещаем или где скачиваем какую-нибудь программу.

Источник: ИА «Город55»

"