Posted 17 декабря 2020,, 06:47

Published 17 декабря 2020,, 06:47

Modified 23 февраля 2022,, 15:54

Updated 23 февраля 2022,, 15:54

«Все ушли в онлайн». Как в пандемию выживают омские мастера-ремесленники

17 декабря 2020, 06:47
Народные художественные промыслы — уникальное достояние России. В этой отрасли заняты десятки тысяч человек. Сегодня ремесленники переживают непростые времена. На и без того трудную экономическую ситуацию наложилась пандемия. Город55 попытался понять, что нужно сделать, чтобы сохранить многовековое народное ремесло.

По информации Минпромторга России, оборот российских предприятий народных промыслов в 2019 году вырос на 27% (объем рынка составляет около 8 млрд рублей). Между тем, по данным ассоциации «Народные художественные промыслы России», ситуация выглядит иначе. У организации есть точные данные по членам объединения промыслов, и цифры говорят о многолетней стагнации отрасли.

Так, производители текстильных изделий в 2019 году выручили около 1 млрд рублей. Чуть меньше — мастера художественной ковки и литья. Порядка 500 млн рублей заработали изготовители керамики. Примерно по 300 млн рублей — мастера, работающие со стеклом и деревом. И на прочие художественные промыслы пришлось немногим более 200 млн рублей.

По словам президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катрина, Россия — одна из немногих стран, которые сумели сохранить народные художественные промыслы. Однако сегодня отрасль находится в достаточно сложной ситуации. И одна из главных проблем большинства ремесленников — сбыт.

«Как правило, это все реализуется в местах пребывания туристов: какие-то ларьки и так далее. Нужны более устойчивые связи с торговыми сетями, с крупными магазинами — чтобы там была возможность у промыслов свою продукцию реализовывать», — отметил глава ТПП РФ Сергей Катырин.

Семья омского ремесленника Семена Беленко на протяжении четырех поколений занимается изготовлением посуды из дерева и бересты по технологии конца 17 века. По его словам, минувший год для местных производителей выдался тяжелым. Многие мастера народных промыслов не смогли выжить и закрыли дело. Те, кто остался, спасаются интернет-торговлей.

«Все ушли в онлайн. Если брать омских мастеров, мы сейчас все работаем на Америку, на Европу. Ушли от своих соотечественников. С одной стороны, для нас это выгодно, мы туда товар продаем в два-три раза дороже, а с другой стороны, грустно — мы теряем свою культуру. Зарубежных заказчиков не интересует культурное наследие. Нам больше приходится ориентироваться на рынок, на спрос. В России, например, когда участвуешь в ярмарках, мероприятиях, идет культурный обмен, общение с людьми, озвучивание технологий, традиций», — рассказывает Семен Беленко.

Мастер считает, что государству надо больше проявлять активность в развитии культуры и поддержке народных промыслов. По его словам, в период пандемии многие омские ремесленники не попали в реестр тех, кому полагалась финансовая помощь. Но они не в обиде и денег с государства требовать не собираются. А вот от помощи в реализации своей продукции не отказались бы.

«Не нужно никаких денег давать ремесленникам. Это мастера, а не попрошайки. Если мастер и взял у государства что-то, он эти деньги отработает на 300%. Как правило, это люди чести, они гордые и считают это подачкой. А вот что было бы неплохо, так это выделить какую-то площадку, куда ремесленники могли бы приезжать и реализовывать свои изделия. Чтобы омичи знали, что у нас есть мастеровая слобода и она находится в таком-то месте», — говорит Семен Беленко.

По мнению участников отраслевой ассоциации, в 2020 году большая часть художественных предприятий в РФ будет убыточна. Ремесленники отмечают, что есть механизмы поддержки промыслов в виде государственных субсидий на покрытие части затрат. Однако трудность заключается в том, что ремесла у нас отнесены к промышленности. И каждая мастерская, чтобы получить поддержку, должна демонстрировать рост производства и объемов продаж.

«Мне кажется, ремесла в меньшей степени относятся к промышленному производству, в большей — это уже художественные произведения. Естественно, другой должен быть подход: и к оценке, и к результатам. Ну что мы будем оценивать — сколько наштамповали подносов или сколько кинжалов изготовили на этом производстве? Не в этом же суть этого производства», — сказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Осенью этого года правительство РФ подготовило изменения, касающиеся деятельности ремесленников. Планируется ввести саморегулирование, а также стандарты художественных стилей и разрешения на их использование.

Однако участники рынка убеждены, что новые правила окажут пагубное воздействие на отрасль. Россия за последние три десятка лет утратила порядка 40 народных промыслов. Чтобы сохранить оставшееся, ремесленники предлагают понизить критерии поддержки мастерских, добавить изделия народных промыслов в программы госзакупок, а также создать инструменты для привлечения частного капитала.

"