Posted 16 декабря 2019,, 02:30

Published 16 декабря 2019,, 02:30

Modified 5 мая 2022,, 11:23

Updated 5 мая 2022,, 11:23

«Самый близкий к правде». Рейтинг Омска на инвестиционной карте страны

16 декабря 2019, 02:30
Мы продолжаем наш спецпрект «Омск офигенный». На очереди его бизнес-раздел, в котором ищем ответы на экономические вопросы.

Напомним, ранее мы разбирали тему по составляющим. Вспоминали, как убегали из региона градоформирующие предприятия, смотрели, куда исчезают налоги от бизнеса средней руки и мелких предпринимателей.

Теперь попытаемся понять, а есть ли какие-то общие показатели, по которым можно судить об инвестиционной привлекательности региона.

Существуют же экономические рейтинги. Быть может, такой индикатор является единственным критерием, на который надо ориентироваться и который может объективно определить место Омской области на инвестиционной карте страны.

Рейтинги бывают разные

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ считается официальным документом. В 2016 году в данном статусе его закрепило свои распоряжением правительство России. В 2017 году федеральные власти обязали регионы учитывать показатели национального рейтинга при составлении своих целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ.

Результаты национального рейтинга по традиции представляются на Петербургском международном экономическом форуме. Инвестиционный климат регионов оценивают по 44 показателям. В зависимости от величины показателя происходит распределение по пяти группам – A, B, C, D и E. Группа А – регионы-лидеры, группа С – регионы со средними значениями показателей, группа Е – регионы-аутсайдеры. Согласно методике АСИ, 35 показателей рейтинга основываются на опросах и экспертных оценках, девять – на данных статистики.

Часто говорят, что Омская область проигрывает в ситуации жесткой конкуренции в инвестиционном поле. В целом рейтинг АСИ подтверждает данный факт. Несмотря на то, что регион поднялся на семь позиций за последний год, мы до сих пор находимся в нижней части таблицы. Хотя, надо отметить, улучшения наблюдаются. По 26 показателям Омская область стала лучше по сравнению с 2018 годом. По 16 из них – относительно других регионов.

В частности, Омская область включена в группу А (лидеры) по среднему времени регистрации юридических лиц. Положительная динамика отмечена экспертами по показателю, характеризующему эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство и сокращение сроков получения разрешения на строительство, а также уменьшение количества процедур при подключении к электросетям, по доступности государственной финансовой поддержки и трудовых ресурсов.

«Работу над каждым направлением, влияющим на инвестпривлекательность региона, мы продолжаем, даже по тем позициям, где у нас хорошие позиции. В частности, в ноябре правительством региона обновлен пакет налоговых преференций для бизнеса, которые направлены на стимулирование инвестиционной деятельности предприятий», – сказал заместитель министра экономики Омской области Денис Кушнер.

Что касается Сибирского федерального округа, то Омская область на сегодняшний день является середнячком по инвестиционной привлекательности. По большинству показателей мы уступаем наши ближайшим соседям – Новосибирской области, которая последние два года входит в двадцатку лучших национального рейтинга. Также выше нас по инвестиционной привлекательности располагаются четыре других региона Сибири: Томская область – 34-е место (снижение позиции на 9 пунктов), Кемеровская область – 41-е место (рост на 8 позиций), Республика Алтай – 48-е место (+13), республика Тыва – 53-е место (-7 пунктов). Вслед за Омской областью на инвестиционной карте идут два сибирских региона: Иркутская область – 65-е место (+2) и Алтайский край – 66-е место (у региона падение на 12 позиций). И в самом низу таблицы – Красноярский край – 74-е место (-11) и республика Хакасия – 77-е место (+4).

Сколько рейтингов, столько мнений

Понятно, что любой рейтинг не может полностью охватить все аспекты инвестиционного климата ввиду сложности экономического хозяйства и особенностей каждого региона. С вопросом, для кого предназначен рейтинг и может ли он служить рекомендацией по повышению инвестиционной привлекательности, мы обратились к омским экспертам, предпринимателям и общественникам.

Общее мнение специалистов – рейтинг может и должен служить ориентиром для власти и бизнеса, хотя эксперты и обратили внимание на искусственность, или «синтетичность» любого подобного исследования.

Наиболее критичная точка зрения у заведующего кафедрой омского филиала Финансового университета при правительстве РФ Сергея Евсеенко. По его мнению, в системе инвестиционной политики рейтинги занимают самое последнее место, важнее финансовые меры и действия инвестиционных институтов, отвечающих за привлечение денег в регион.

«Рейтинги относятся к числу показателей, причем, синтетических. Я вспоминаю цитату Леонида Полежаева, который говорил: дайте мне немножко денег, и я буду в тройке в рейтингах. Результат инвестиций есть объем налогов, объем прибыли вещи, связанные с экономическими показателями. Рейтинги – это субъективный фактор и показатель. Какие преференции для инвестора предоставляет правительство Омской области, площадки, подготовка кадров, коммунальные услуги, газ, дороги, инфраструктура – это более важно для инвестора, принимающего решение о территориальной посадке какого-то объекта», – сказал эксперт.

Иной точки зрения придерживаются уполномоченный по защите прав предпринимателей Юрий Герасименко и представитель общественной организации «Опора Россия» Олег Ананьев.

«Как известно, цель национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации заключается в оценке результатов усилий органов власти всех уровней в регионе по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Данный рейтинг важен не только для органов региональной власти – в нем дается комплексная оценка их деятельности, но и для бизнеса, так как он транслирует потенциальному инвестору соответствующие условия предпринимательской деятельности в том или ином субъекте РФ», – считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области Юрий Герасименко.

«Рейтинг АСИ, наверное, самый близкий к правде. Независимое мнение предпринимателей, на которое нельзя воздействовать. Я сам был экспертом в нескольких опросах. Для бизнеса важен рейтинг. Мы смотрим показатели не только своего региона, смотрим всех. Мы выбираем места, где лучше работать. Многие предприниматели мечтают масштабировать свой бизнес. Многие рассматривают инвестиционный рейтинг как информацию для того, чтобы понять, в каком регионе лучше развиваться, в какой регион идти», – говорит Олег Ананьев.

Общественный представитель АСИ, руководитель сети автокомплексов «Реактор» Илья Николин считает, что рейтинг — это в первую очередь инструмент давления на власть, побуждающий чиновников к оперативному устранению недочетов в своей работе. И по большому счету он важен для всех – и для государства, и для предпринимателей.

«Государство продает свои услуги. Предприниматели платят за право ведения своей деятельности налогами и другими сборами. Коль предприниматель платит, он вправе рассчитывать на качественную услугу. Если он за свои деньги не получает качественную услугу, если это происходит долго и занимает колоссальное количество времени… Почему так должно происходить? Тогда нам надо либо снижать налоги, либо повышать качество услуги. А лучше и то и другое одновременно. Надо сокращать временные затраты на получение необходимых разрешительных документов и минимизировать всевозможные требования. Понятно, что порядок должен быть. Но когда очень много требований, бизнес просто не успевает заниматься своей непосредственной деятельностью, а должен заниматься только приведением документов в порядок.

На самом деле, рейтинг дает очень многое, и надо отдать должное, что исполнительные органы власти прислушиваются к этому, обращают на это внимание и предпринимают действия. Нельзя сказать, что они ничего не делают. Это не так. Делается, и контакт есть. Есть определенные договоренности и с областной властью о том, чтобы наладить постоянный контакт, обмен мнениями. Есть и с городской властью. Просто это крайне медленно все делается, нам нужно было этим еще вчера заниматься».

"