Posted 15 ноября 2021, 08:45

Published 15 ноября 2021, 08:45

Modified 19 августа, 21:53

Updated 19 августа, 21:53

«Это катастрофа». Омские рестораны начали терять сотрудников после введения QR-кодов

«Это катастрофа». Омские рестораны начали терять сотрудников после введения QR-кодов

15 ноября 2021, 08:45
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Результаты первых 10 дней работы системы QR-кодов в Омске. Насколько сильно пострадали омские предприниматели, в частности общепит? Есть ли еще запас прочности? Об этом в материале Города55.

По информации Омскстата, на 1 января 2021 года в Омской области стояло на учете 621 предприятие общепита и гостиниц, на 1 октября этого года — 562.

Несмотря на сокращение числа заведений, летом 2021 года сфера омского общепита начала восстанавливаться, достигнув в сентябре показателей допандемийного января 2020 года (оборот омских кафе, баров и ресторанов в сентябре составил 1.47 млрд рублей). В целом за девять месяцев текущего года омичи потратили в кафе и ресторанах более 12.2 млрд рублей, что на 14.3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

4 ноября решением оперштаба по борьбе с коронавирусом на территории Омской области введена система QR-кодов для посетителей торговых центров, кафе, баров, ресторанов и парикмахерских.

По данным опросов, проведенных омским отделением «Опоры России», больше всех от новой системы ограничений пострадали представители общепита. Почти 80% предпринимателей заявили о снижении выручки после введения QR-кодов на 50% и более.

Выручка упала катастрофически

По словам бизнесмена Максима Борцова (учредитель винного бара «Одно вино», ресторана «Розы-Морозы»), после 4 ноября в сфере общепита отмечается просто колоссальный спад.

«Дикий спад по посещаемости и по выручке. Например, в ресторане «Розы-Морозы» или гастробаре GRISHA выручка в среднем упала на 60%. В выходные просадка еще больше — до 70-80%», — сказал ресторатор.

Предприниматель недоумевает, почему ограничения коснулись сферы питания, при том, что другие отрасли с массовым пребыванием людей продолжают работать.

«Это очень странно. У нас в Омске мало людей ходят в кафе, рестораны. Какой смысл закрывать общепит? Надо было изучить сначала ситуацию.

В то же время все производство работает. А там люди также коммуницируют между собой. Все вместе ездят в транспорте, в одной очереди в магазин стоят. Почему именно общепит назначили ответственным?» — задается вопросом предприниматель.

Другой ресторатор Василий Хомицкий (соучредитель мясно-бара «Корова на бочке», ресторана «Где же кролик», Brut& beer, шоу-бара «Кукла», «АбсентоМоре», «Опера» кофейни Brunch Latte) говорит, что запаса прочности практически не осталось. После введения QR-кодов у него около 100 человек оказались без работы.

«Если честно, ситуация аховая. Это просто катастрофа. Там, где у меня выходило в смену 15-20 человек, сейчас я как минимум в два раза сокращаю персонал. И даже им работы нет.

Я с удовольствием поработаю в ноль или с минимальными убытками, но не получается. Сейчас очень большие убытки. Мы только поднялись после прошлых ограничений, только рассчитались по займам, кредитам, и тут снова. Хорошо, у меня есть другие направления бизнеса. Это мне как-то помогает. Я даже персоналу объясняю: ребята, если бы у меня был один ресторан, я при всем желании не смог бы сейчас выплатить зарплату», — сказал ресторатор.

Персонал убегает

Другая проблема, о которой говорят представители ресторанного бизнеса, кадровая. Квалифицированный персонал снова побежал из омского общепита.

«В прошлый запрет был большой отток, теперь вот опять. Профессионалы с большим управленческим опытом, повара уходят в другие профессии, уезжают из города. Что будет дальше, не знаю. Ничего позитивного не просматривается», — говорит Василий Хомицкий.

По словам Максима Борцова, его лучшие сотрудники уезжают туда, где QR-кодов в общепите нет.

«Мы персонал еле-еле вернули. Заставили поверить, что здесь может быть все хорошо. Помимо того, что выручка упала, у нас катастрофическая проблема с персоналом — люди бегут. В Москве нет QR-кодов, у нас ребята уезжают туда. Там и рестораны работают, и зарплата выше», — отмечает он.

Почему нельзя работать ночью?

Рестораторы полагают, что частично им помогла бы отмена запрета работать в ночное время.

«После введения ограничений на работу в ночное время автоматически у нас было закрыто три заведения. Это вечерние, ночные заведения, развлекательного характера. Как показал опыт прошлых ограничений, мы пробовали работать до 12 ночи, но это было нерентабельно. Мы просим открыть работу в ночное время. Хоть как-то станет легче», — сказал Василий Хомицкий.

По словам предпринимателей, одновременного введения QR-кодов для общепита и запрета на работу после 23 часов нет нигде, кроме Омска. Если все посетители привиты и имеют сертификат, то зачем их еще ограничивать по времени?

«Какой смысл в ограничении? Люди же приходят с QR-кодами. Почему им нельзя веселиться после 11 часов вечера? В Новосибирске тоже были временные ограничения, но когда ввели QR-коды, запрет на работу ночью отменили. Я не понимаю этого. Мне кажется, это абсолютно неэффективная мера. Мера ради меры, — говорит Максим Борцов.

***

В пятницу, 12 ноября, в Госдуму был внесен проект закона об использовании QR-кодов на транспорте, в общественных местах, объектах общепита и розничной торговли. Предполагается, что нормы будут действовать до лета следующего года. В документе есть уточнение — решение по ограничениям будут принимать региональные власти.

Вице-губернатор Дмитрий Ушаков, курирующий экономический блок, сообщил, что все будет зависеть от эпидемиологической обстановки.

«Как только эпидситуация позволит, будем выходить на оперштаб с предложениями о снятии ограничений», — сказал чиновник.

Однако пока данные по коронавирусу неблагоприятные. В регионе ежедневно выявляют почти 600 заболевших.

По всей видимости, в текущих условиях бизнесу не стоит рассчитывать на какие-то послабления, в том числе на снятие запрета на ночную работу ресторанов. Не исключено, что ноябрьская и декабрьская статистика покажет затухание восстановительного роста омского общепита и возврат к цифрам весны-лета 2020 года. Тогда, напомним, оборот индустрии питания в регионе упал на 35-40%.

Подпишитесь