Posted 14 августа 2019,, 14:13

Published 14 августа 2019,, 14:13

Modified 1 апреля 2022,, 15:04

Updated 1 апреля 2022,, 15:04

Строят отношения. Что происходит с рынком строительства в Омске

14 августа 2019, 14:13
От чего зависит рынок строительных материалов, что является драйвером его развития, какова роль государственной поддержки в отрасли — об этом в материале Города55.

Рынок строительных материалов в Омской области всегда демонстрировал рост. Даже в периоды кризиса, когда цены начинают резко повышаться, производители и торговцы стройматериалами зарабатывают.

Как отмечают участники отрасли, развитие рынка стройматериалов непосредственно зависит от ситуации в строительстве. По данным Омскстата, объемы строительства в регионе в первой половине 2019 года выросли на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 32.3 млрд рублей. Что касается динамики рынка стройматериалов, она также в целом положительная, но крайне неравномерная по секторам.

Так, выросло производства пиломатериалов (на 16%), цемента (22%), бетона (81.5%), стеновых блоков (15%), окон и дверей (в два-три раза). В то же время наблюдается снижение производства кирпича (на 22%), плит из бетона (10%), теплоизоляционных материалов (35%).

Омская компания «ПЭТ Сибирь» специализируется на производстве полиэтиленовых труб для газо- и водопроводов. Завод запущен в эксплуатацию в 2012 году. Сегодня компания производит порядка 1200 тонн продукции в год.

По словам директора «ПЭТ Сибирь» Николая Бирюкова, в течение последних лет в компании отслеживают стабильный рост производства и прогнозируют такую тенденцию еще в течение нескольких десятилетий.

«Наши областные водопроводы изношены на 70-80%. В нашем регионе очень низкий процент газификации. Сейчас идет восстановление водопроводов, активная замена старых металлических труб на пластиковые. В среднем у нас производство растет на 21-25% в год», — сказал руководитель «ПЭТ Сибирь».

Аналогичным образом оценивают ситуацию на рынке стройматериалов в другой омской компании — заводе "ЦСП-Stropan". Предприятие выпускает цементно-стружечные плиты (ЦСП). Запустив в 1992 году производство в Омске, сегодня компания не только реализует свою продукцию в России, но и отправляет за рубеж.

«В этом году у нас по всем городам России наблюдается рост спроса в розничных сетях. Если раньше мы только на промышленные объекты большие объемы отправляли, то в этом году у нас заметно расширились отправки в магазины. При стабильной экономической ситуации в стране. И если будет развиваться малоэтажное домостроение, а сейчас все больше людей хотят иметь свой дом на земле, выделяются участки для этого. Если эта тенденция будет продолжаться, то и спрос на нашу плиту тоже будет расти. С января по июль 2019 года у нас рост продаж на 65% по сравнению с прошлым годом», — говорит начальник отдела продаж завода "ЦСП-Stropan" Марина Зайцева.

О конкуренции

Одновременно с ростом производства участники омского рынка стройматериалов говорят и о усилении конкуренции.

«Конкуренция очень сильна на нашем рынке, — говорит директор „ПЭТ Сибирь“ Николай Бирюков. — Помимо нас в Омске присутствует очень крупная производственная компания — это „Полипластик“. У них большая федеральная сеть, 13 заводов по всей стране. Поэтому цены на трубу в нашем регионе одни из самых низких в стране».

На заводе "ЦСП-Stropan" также обращают внимание на рост конкуренции на рынке, но не видят в этом для себя какой-то проблемы.

«У нас заводов по выпускающих ЦСП в стране немного. Конкуренция, конечно, есть, но мы себя уверенно чувствуем на рынке. У нас хорошего качества плита. Ближайший качественный завод, где производят хорошую плиту, — в Тамбове. В нашем регионе, на востоке, в УрФО мы себя уверено чувствуем. В Омске и в Омской области вообще нет других производителей», — подчеркнула Марина Зайцева.

Общероссийские тенденции рынка стройматериалов

По данным Минпромторга России, отечественный рынок стройматериалов в 2018 году вырос в денежном выражении сразу на 13% — до 1.5 трлн рублей. В общем объеме рынка наибольшая доля приходится на нерудные материалы (211 млн рублей), цемент (192 млн рублей), железобетонные конструкции (158 млн рублей), кирпич (147 млн рублей). Значительный сегмент — кровля, тепло- и гидроизоляция (112 млн рублей).

«Строительство — это одно из важнейших направлений. Все, что связано со стройкой, в первую очередь стройматериалы, точно так же динамично развивалось параллельно с наращиванием строительных объемов», — говорит президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Группа «Юнитайл» из Ростовской области специализируется на производстве керамической плитки. У компании два карьера тугоплавких глин. В расширение производства по выпуску облицовочной плиики и керамогранита вложили полмиллиарда рублей. Это позволит в 2019 году увеличить производственные мощности до 27 млн квадратных метров плитки. По словам коммерческого директора группы компаний «Юнитайл» Игоря Яковлева, последние два года их продукция идет в первую очередь на юг России.

«Юг обладает очень важным преимуществом — строительство происходит круглогодично за счет климата. В других городах в момент наступления зимы стройка останавливается, а на юге - в таких городах, как Краснодар, она идет непрерывно», — сказал специалист.

Одним из рецептов загрузки мощностей эксперты считают нахождение производства в основном регионе сбыта. К этому сегодня стремятся все российские производители стройматериалов. Рынок растет в денежном выражении. Между тем производство в 2018 году незначительно, но снизилось почти по всем категориям.

Согласно статистике Минпромторга, лучше всех себя чувствуют стекольщики. Загрузка производителей листового стекла в прошлом году составила 85%. Немного хуже ситуация у производителей изоляционных материалов — 74%. Заводы по производству гидроизоляции, кровли стеновых панелей и кирпича работают в половину своих возможностей. Хуже всего производственные показатели у асбестоцементных предприятий (загрузка мощностей — 29%). Эксперты связывают это с изменением спроса — покупатели отказываются от шифера и уходят в другие сегменты кровли.

«Это явно, что они недозагружены. Они об этом говорят у нас на заседаниях комитетов, на наших круглых столах. И это говорят и те, кто производит цемент, и те, кто производит другие материалы. Они говорят о том, что необходимо увеличивать объем строительства. Естественно, в первую очередь жилья, потому что это самое массовое строительство», — сказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Рассчитывая увеличить загрузку производственных мощностей, российские производители стройматериалов в последнее время делают ставку на новые рынки. Один из крупнейших отечественных производителей кровли и гидроизоляции, компания «Технониколь», пока на зарубежных рынках зарабатывает лишь 25% прибыли. Однако динамика экспортных поставок опережает продажи на внутреннем рынке. Кроме того, расти удается за счет покупки активов. Так, последнее приобретение «Технониколь» — завод по производству нестандартного оборудования и металлоизделий.

«Задача простая — оказаться как можно ближе к потребителю. Ту же рулонку можно возить и далеко — может дотягиваться до 1000 километров. Каменная вата, безусловно, поменьше: потому что воздух далеко не повозишь. А какие-то продукты типа тех же полимерных мембран, они с точки зрения стоимости килограмма дорогие, поэтому их можно везти. У нас всего два завода по полимерным мембранам, и они покрывают всю Россию», — сказал генеральный директор компании «Технониколь» Владимир Марков.

Сертификация стройматериалов как мера поддержки отрасли

Три года назад российское правительство ввело сертификат соответствия на выпуск строительных материалов. В итоге теневой оборот цемента в стране снизился на 48%. Сегодня сертифицирование распространили на сухие строительные смеси и теплоизоляцию. Ожидается, что данная мера удалит с рынка производителей низкокачественных материалов. По некоторым данным, в сегменте строительных смесей таких около 10%, в теплоизолиции — порядка 20%.

В то же время участники рынка рассчитывают, что государство продолжит развитие данной системной меры и введет процедуру страхования промышленных и гражданских зданий. На Западе любое здание имеет полис, и страховая компания никогда не застрахует здание, построенное из материалов несоответствующего качества.

Минпромторг РФ пока не планирует привлекать на рынок стройматериалов страховые компании, но систему подтверждения соответствия намерен расширить. В список на сертификацию будут добавлены цементные и бетонные плиты, тротуарная плитка, чугунные трубы, металлические панели и герметики. Торгово-промышленная палата России активно продвигает еще одну меру поддержки отрасли.

«Мы планируем бюджеты все уже в трехлетнем режиме, естественно, что и они хотели бы получать заказ тоже в трехлетнем режиме. Ну если не сразу заказ, то хотя бы перспективу: что планирует делать и заказывать государство, что планируют размещать компании, которые строят для населения страны», — сказал в программе «Бизнес-Вектор» на телеканале РБК президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Стоит отметить, что в прошлом году россияне установили новый рекорд по ипотеке. Объем взятых в банках кредитов на приобретение жилья составил более 3 трлн рублей. Эти деньги помогут оживить строительство. Производители стройматериалов уже в следующем году рассчитывают увидеть не только рублевый, но и реальный рост спроса на свою продукцию.

"