Posted 14 июня 2019,, 12:26

Published 14 июня 2019,, 12:26

Modified 23 февраля 2022,, 13:32

Updated 23 февраля 2022,, 13:32

Эксперт: сменится еще пять губернаторов, а аэропорта Федоровка у Омска не будет

14 июня 2019, 12:26
Омский аэропорт сегодня загружен не более чем на 15-20%, и строить новый аэропортовый комплекс в Федоровке не имеет никакого экономического смысла. Такое мнение привел в беседе с Городом55 экс-директор омского аэропорта Сергей Круглов.

Эксперт считает, что аэропортовый бизнес в России сегодня находится на подъеме и количество аэропортов гражданской авиации неизбежно будет расти. Но Омск-Федоровки не будет по определению, поскольку экономически это не выгодно – ни государству, ни частным инвесторам.

Аэропортовый рынок сегодня

В течение последних трех лет объемы воздушных перевозок в России увеличились почти на 30%. Такие данные приводят аэропорты. Так, в 2018 году объем рынка превысил 150 млрд рублей. За год аэропортами обслужено почти 207 млн пассажиров и около 1.1 млн тонн коммерческого груза.

Основная доля пассажиропотока приходится на четыре авиационных гавани – Шереметьево, Домодедово, Внуково и Пулково. В 2018 году они обслужили около 114 млн пассажиров, или 55% всего трафика и две трети всех внутрироссийских перевозок.

Московский аэропорт Домодедово, являвшийся долгие годы лидером отрасли, пять лет назад уступил пальму первенства аэропорту Шереметьево. На бизнесе Домодедово отрицательно сказалось банкротство авиакомпаний «Трансаэро» и «Вим-Авиа», а также уход в другие аэропорты ряда крупных перевозчиков.

К показателям большой четверки приближаются частные аэропортовые холдинги. Среди них лидер холдинг «Новапорт» (16 аэропортов) миллиардера Романа Троценко с объемом пассажиропотока 21 млн человек. Далее идет группа «Аэропорты регионов» (7 аэропортов) Виктора Вексельберга – 15.6 млн человек. Несколько отстает от них оператор аэропортов «Базэл-аэро», куда входят аэропорты Сочи, Краснодара и Анапы с пассажиропотоком 12 млн человек.

В 2018 году владелец «Аэропортов регионов» Виктор Вексельберг предложил отменить НДС на полеты в обход Москвы. По мнению автора, это позволит разгрузить московские аэропорты и переключить часть транзитных пассажиров в пользу Екатеринбурга, Самары и Ростова-на-Дону. Большая часть российских ведомств уже поддержали инициативу. Государственная мера может начать действовать уже с 1 июля. Поддерживает идею стимулирования прямых авиаперелетов и Торгово-промышленная палата России.

«Московский авиационный узел, конечно же, перегружен. И у нас иногда между соседними городами на той же Волге попасть из города в город, кроме как через Москву, попасть невозможно: по реке не ходят, по дорогам далеко и так далее», говорит в программе «Бизнес-Вектор» на телеканале РБК президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Структура затрат российских аэропортов

По данным российских аэропортов, в цене билета пассажира доля аэропорта не превышает 15%. Примерно 25% от этой суммы плата за пребывание в аэропорту. 20% приходится на обработку багажа, еще 10% идет на обеспечение взлета и посадки авиалайнера, столько же на безопасность – досмотр пассажиров и багажа.

Существенная часть выручки в доходах аэропорта неавиационные доходы. К примеру, в московском Домодедово на их долю приходится 15%. Эксперты отмечают, чтобы сегодня в России вывести авиагавань в плюс, необходимо перевозить не менее одного миллиона пассажиров. И таких аэропортов в РФ всего около 30. Один из них ОАО «Омский аэропорт».

Омский аэропорт

Владелец ОАО «Омский аэропорт» Минимущество Омской области. Региональному правительству принадлежит более 85% акций компании. Предприятие осуществляет работу в аэропорту Омск (Центральный) и на посадочной площадке в Таре. В 2018 году аэропорт обслужил более 1.1 млн пассажиров, увеличив показатель по сравнению с 2017 годом на 16%. В том числе на внутренних авиалиниях перевезено свыше 937 тыс человек (+14%), на международных воздушных линиях более 176 тыс человек (+23%).

«Больше половины пассажиропотока у нас пришлось на московское направление – 649.6 тыс человек. На втором месте по популярности у пассажиров Санкт-Петербург – 88.4 тыс. человек. На третьем месте аэропорты Краснодарского края 47.4 тыс человек. Из зарубежных авиалиний наибольшей популярностью в 2018 году пользовались турецкая Анталья – 79.4 тыс пассажиров, Казахстан – 35.1 тыс пассажиров и Тайланд – 23.4 тыс человек», рассказал Городу55 заместитель генерального директора омского аэропорта Александр Маркелов.

Финансовые результаты за прошлый год станут известны в конце июня, на общем собрании акционеров, но уже сегодня можно прогнозировать, что они будут положительными. И тенденции роста показателей продолжатся. По статистике за 2017 год, выручка ОАО составила 919 млн рублей, увеличившись на 16%. Существенно возросла и чистая прибыль на 67%, до 99 млн рублей.

По мнению бывшего директора аэропорта Сергея Круглова, омскому аэропорту сегодня есть куда расти. Его мощности загружены примерно на 15-20%, а его пропускная способность как минимум в пять раз выше, чем та, которую он сейчас обеспечивает.

«В случае строительства Федоровки услуги аэропорта будут обоснованно выше. И налог на имущество будет совсем другой, и транспортные издержки аэропорта по доставке личного состава на работу, и тарифы для авиакомпаний будут выше. Стимулов к увеличению объемов работ там не просматривается. Если сейчас аэропорт прибыльный и региону, как собственнику, приносит прибыль, то там будет приносить убытки», говорит эксперт.

А что же Федоровка?

Омск-Федоровку начали строить еще при губернаторе Леониде Полежаеве. Несколько раз строительство возобновлялось и замораживалось. При губернаторе Викторе Назарове заговорили о готовности вложиться в строительство владельца холдинга «Новопорт» миллиардера Романа Троценко.

В феврале 2018 года уже при губернаторе Александре Буркове проект реконструкции аэропорта Омск-Федоровка получил положительное заключение Минтранса РФ. И была озвучена информация о заинтересованности в проекте двух инвесторов – компании «Новапорт» и «Аэропорты Регионов».

По мнению Сергея Круглова, аэропорта в Федоровке омичам, скорее всего, не видать. Возможность может появиться, только если будет принято решение на уровне федерации.

«Сегодня называют стоимость Федоровки около 30 млрд рублей. Хотя, я думаю, это будет от 50 млрд рублей и выше. Примерно столько стоит проект Иркутского аэропорта. В этом случае только налог на имущество получается 600 млн рублей. Сейчас омский аэропорт платит налог на имущество 20-25 млн рублей. Предприятие будет просто дотационным. А раз экономики нет, инвестор не придет никогда. Он спросит, а когда я получу свои инвестиции назад? Ему ответят: через 30 лет или вообще никогда. Он скажет: ну все, до свидания. У нас уже третий губернатор строит Федоровку, я думаю, будет еще пять, а Федоровки не будет», говорит Круглов.

Стоит добавить, что, по оценкам экспертов отрасли, сегодня в России на поддержание аэродромной сети ежегодно необходимо около 70 млрд рублей. Однако у государства на эти цели денег нет.

«В 2018 году было вложено 18 млрд рублей на развитие наземной инфраструктуры, строительство новых аэропортов, развитие авиации. Здесь предстоит серьезная работа. В первую очередь, это строительство новых аэропортов. России сейчас необходимо не менее 150-200 аэропортов, чтобы более-менее нормально наладить авиационное сообщение», отметил глава ТПП РФ Сергей Катырин.

По некоторым данным, в России сегодня около 220 аэропортов гражданской авиации (в начале 1990-х было 1500). С планами по удвоению существующих аэропортов в одиночку не справятся ни государство, ни бизнес. Участники рынка авиаперевозок выступают за принятие специального отраслевого закона, который позволит создать условия для привлечения в российские аэропорты частных инвесторов.

"