Бизнес на коробках: упакуется ли экология в прибыль

Бизнес на коробках: упакуется ли экология в прибыль

13 февраля , 19:20ЭкономикаPhoto: скрин программа «Бизнес-Вектор» телеканал РБК
По данным отраслевого объединения «Национальная конфедерация упаковщиков», в 2019 году рынок упаковочных материалов в России оценивался в размере 1.2 трлн рублей.

Из этой суммы почти 40% приходится на полимерную упаковку. Немногим меньше — на упаковку из дерева, картона и бумаги. Третью позицию занимает стеклянная тара с долей 12%. Десятая часть приходится на металлическую тару.

Эксперты затрудняются ответить, сколько игроков действует на этом рынке. Фактически это четыре отрасли. И только изготовителей бумажной и картонной тары насчитывается несколько сотен.

Проблемы отрасли

По мнению участников рынка, сегодня отечественное производство упаковки удерживает низкий уровень платежеспособности населения. Темпы роста отрасли за последние восемь лет упали в три раза, с 12 до четырех процентов в год.

По словам президента ТПП РФ Сергея Катырина, до 2019 года рынок упаковки в России был сбалансирован, а производства полностью загружены. Сегодня ситуация иная.

«Производства всего процентов на 70 загружены. Ну это легко объяснимо: понятно, что при падении уровня жизни населения, при падении доходов снижается спрос населения, количество употребляемого товара. А упаковка — это всегда товар» — сказал глава ТПП РФ.

Photo:скрин программа «Бизнес-Вектор» телеканал РБК

Омская компания «Мега-Пласт-Иртыш» специализируется на выпуске ПЭТ-преформ, которые используются для производства пластиковых бутылок. Начинала свой бизнес в начале 2000-х. Сегодня компания имеет производственные возможности выпускать порядка 50 млн преформ в месяц, однако загруженность оборудования составляет менее половины.

«Сегодня мы только выходим на показатели, которые у нас были в 2015 году. Загруженность неполная. Конкуренция высокая, а потребителей мало. Товар у нас сезонный. Летом люди потребляют гораздо больше напитков, и производство резко увеличивается. Сегодняшняя загруженность у нас процентов 40», — рассказал менеджер ООО «Мега-Пласт-Иртыш» Вадим Алемский.

Один из лидеров российского рынка упаковки — группа «Готэк». Компания выпускает упаковку из бумаги и картона, а также использует полимерное сырье для производства пластиковой тары. По словам совладельца группы компаний «Готэк» Владимира Чуйкова, спрос в этих крупных сегментах периодически перераспределяется.

«Цены на мировых рынках на полимеры и на первичное волокно очень влияют на колебания спроса и, соответственно, использование материалов. На сегодня волокно упало в цене на мировых рынках уже более чем на 30%. Тогда как полимеры так не падают. Падение цен на волокно может привести к оттоку заказов с полимерной упаковки в волокно», — отмечает Чуйков.

Компания «Вуденс» занимается выпуском упаковок для элитного алкоголя. Со слов сооснователя предприятия Артема Алексеева, проблема бизнеса сегодня в том, что объемы производства растут, но стоимость продукции падает.

«Мы наращиваем производительность. Но маржинальность падает, потому что нам приходится делать очень большой объем продукции», — говорит производитель.

Тем не менее участники упаковочной отрасли вкладываются в развитие своего бизнеса и надеются вернуть инвестиции в ближайшие годы. Омская компания «Мега-Пласт-Иртыш», к примеру, купила производственную площадку в Новосибирске с объемом выпуска 27 млн преформ в месяц.

Перспективы

В 2014 году в России был введен экологический сбор на упаковочную продукцию. Цель — вернуть упаковку в промышленный оборот. Как показал опыт, данная мера пока не оказала существенного воздействия. На сегодняшний день в РФ перерабатывается около 50% картонной и бумажной упаковки. Проблема в пластике и стекле — их перерабатывают только 10%. Над проблемой размышляют в отраслевой ассоциации упаковщиков и в Торгово-промышленной палате РФ.

Photo:скрин программа «Бизнес-Вектор» телеканал РБК

«Для этого государством должны быть предприняты действия. Кроме провозглашенного раздельного сбора, надо, чтобы он действительно был раздельным. Если мы наладим эту работу — и вывоз раздельный, и вывоз на переработку, то возрастет нагрузка на отрасль. И я надеюсь, что она будет загружена» — сказал в программе «Бизнес-Вектор» на телеканале РБК президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Отметим, сегодня российский рынок упаковки занимает восьмое место в мире по объему. И вопреки экономическим потрясениям последних лет, в отрасли сохраняется поступательное движение вверх. Большая часть игроков рынка продолжают инвестировать средства в развитие бизнеса, полагая, что улучшение настроения потребителей, рост спроса на товары ускорит и упаковочную отрасль.

президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин
президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин
Video:скрин программа «Бизнес-Вектор» телеканал РБК

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter