Кондитерский рынок Омска: «домушники» против легальных кулинаров

Кондитерский рынок Омска: «домушники» против легальных кулинаров

11 марта 2019, 18:00ЭкономикаPhoto: pixabay.com
Сладкий рынок омского региона прирос на 8% за год.

Согласно данным Росстатата, объем российского рынка кондитерских изделий в 2018 году составил около 1,6 трлн рублей. Основная часть из этого объема приходится на сахаристые изделия – (карамель, мармелад, пастила, халва) 665 млрд рублей. Далее идет шоколад 608 млрд рублей. На третьем месте мучные кондитерские изделия (печенья, вафли пряники) – 202 млрд рублей. Замыкают список торты и пирожные. На них граждане потратили около 140 млрд рублей в год.

Специалисты отмечают, что в год на одного человека в РФ приходится более 24 килограммов сладостей, причем такая цифра сохраняется уже второй год подряд.

«Достаточно серьезно представлены кондитерские изделия на российском рынке. 3,9 миллиона тонн было изготовлено в прошлом году. Это рост на 3,7% по сравнению с предыдущим 2017 годом. А в 2017 г. по сравнению с 2016 г. был рост 4%. Вообще последние три года позитивная динамика: на 3-4 процента эта отрасль растет», говорит в программе «Бизнес-Вектор» на телеканале РБК президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

Photo:программа «Бизнес-Вектор» телеканал РБК

Угрозы для рынка

В то же время участники рынка добавляют, что самая массовая категория сладостей за последние годы не прирастает в объемах и остается практически на одном уровне в денежном выражении. Причиной этому является падение доходов россиян и рост валютного курса.

«Мы также замечаем серьезную тенденцию к переходу потребителей на более дешевые сорта кондитерских изделий, на эконом-сегмент. Нам приходится организовывать большое количество промо-мероприятий, скидок, которые также ведут к сокращению прибыли», - сказал председатель совета директоров группы компаний «Славянка» Дмитрий Гусев.

Photo:программа «Бизнес-Вектор» телеканал РБК

Кондитерская фабрика «Славянка» была известна еще в советское время. Сегодня она выпускает около 125 тыс. тонн кондитерских изделий в год. И одна из немногих компаний с собственным производством какао-продуктов. Проблему специалисты фабрики видят в постоянном росте цен на сырье. Более 60% ингредиентов (арахис, орехи, какао-бобы) в РФ не растут, говорят они. Их приходится закупать за рубежом. Также существенные колебания в последние годы претерпевает российский сахар. За последний год он подорожал более чем на 30%.

Еще одна угроза, о которой говорят участники российского рынка, – рост ввоза сладостей на территорию РФ из-за рубежа. Вообще российский шоколад сегодня экспортируется в более чем 60 стран мира. Четыре из пяти ведущих мировых производителя открыли свое производство в РФ. Однако, несмотря на это, имеет место неприятная тенденция - ввоз кондитерских изделий в страну растет быстрее, чем экспорт и внутреннее производство. Глава ТПП РФ Сергей Катырин уверен, что отрасли удастся подстроиться под меняющиеся предпочтения российского потребителя.

Сладкий рынок Омска

По данным омского Минэкономики, региональная статистика по кондитерским изделиям имеет положительную динамику. Причем существенно более высокую в сравнении с федеральными показателями. Так, в 2018 году омская пищевая промышленность выпустила 83,7 тыс. тонн кондитерских изделий. Рост по отношению к 2017 году - 8,9%. Если сравнить объемы производства декабря 2017 и 2018 года, то увеличение составило 28,9%.

По информации региональной ассоциации кулинаров, сегодня в Омске насчитывает около 10-15 крупных производителей кондитерских изделий. Несмотря на рост объемов, рынок все-таки нестабильный, говорят в ассоциации. Продажи у многих если и растут, то затем падают. В общем, идут волнооборазно - подскакивают накануне праздников и резко обваливаются после них. В ассоциации также отмечают тенденцию ухода производства в надомные кондитерские и попытки официальных кондитерских загрузить свое производство за счет продажи франшизы.

Омская компания «Хлебодар» занимается выпуском кондитерских изделий с 2001 года. Сегодня в ассортименте предприятия более 400 позиций (торты и пирожные), реализуемых под торговой маркой «Лакомый Мир». Ежедневный объем выпуска сладкой продукции около трех тонн.

По словам коммерческого директора ОАО «Хлебодар» Розы Аникеевой, кондитерский рынок Омска сегодня хотя и не показывает взрывного роста, но демонстрирует положительную динамику развития.

«Рост потребления кондитерских изделий происходит постоянно, но значимых «скачков» в его развитии не наблюдается - он больше обусловлен влиянием традиций (как внутренних, так и внешних). Конкуренция для производителей постоянно растет как за счет действий крупного бизнеса, так и за счет активизации «домашнего» производства кондитерских изделий», - сказала она.

В данном случае рецепт успеха «Хлебодар» видит только в постоянном движении вперед, когда недостаточно просто выпускать качественную продукцию.

Photo:программа «Бизнес-Вектор» телеканал РБК

«Для производителей важно угадывает желания покупателей - это касается всех сторон деятельности – и вкусовых качеств продукции, и ассортимента, и сервиса. Именно в работе над постоянным совершенствованием сервиса (при сохранении уже достигнутого уровня качества) наше предприятие и строит свою стратегию», - подчеркнула Роза Аникеева.

Омскому бренду «Провиант» в этом году исполняется 20 лет. Непосредственно кондитерское направление компания освоила 5 лет назад. Сегодня в городе в едином стандарте работает семь кондитерских-пекарен.

«Поскольку нас достаточно хорошо знают как компанию, которая выпускает качественную продукцию, в первую очередь выпечку и пироги, то в кондитерке мы могли позволить себе быть эксклюзивными. В чем? В том, чтобы использовать исключительно только натуральные ингредиенты. Никаких компонентов, содержащих растительные, пальмовые масла. Только натуральные сливки. За этим мы следим, чтобы не появилось ни одного рецепта, удешевляющего себестоимость. Продукция может быть чуть-чуть дороже, чем у конкурентов», - говорит владелец сети «Провиант» Юрий Чащин.

В этом году компания приняла решение приостановить развитие кондитерского направления за счет собственных средств и предлагает масштабировать бизнес новым партнерам путем приобретения франшизы. По словам главы компании, надомные кондитеры действительно начинают оказывать влияние на омский рынок сладостей.

«Мы их называем «домушники». Они развиваются. Кто-то развивается эффективно, и, безусловно, какую-то долю рынка они откусывают. Есть спрос на некие такие эксклюзивные вещи, как бы эксклюзивные. Они этим пользуются, делают в достаточно антисанитарных условиях и, соответственно, не платят налоги», - отметил Чащин.

Надомные кондитеры

Татьяна Баранцева – тот самый надомный кондитер. Занялась сладким бизнесом пять лет назад. Бросила работу и начала печь пряники на заказ. Сегодня у нее все дни расписаны. Накануне праздников работает по 12-14 часов. Говорит, что в своих сладостях использует только натуральные ингредиенты. Лишь пищевые пигменты для глазури, которой расписываются пряники, искусственного происхождения. Но они, по желанию клиента, могут быть исключены из состава.

«Я когда начинала, стала изучать историю пряника. Пряник на Руси был во многих обрядах. Сегодня я выпекаю расписное имбирное печенье, пряники на заказ, на Рождество и свадьбы. Перед большими праздниками провожу мастер-классы по выпечке пряников и печенья», - рассказывает Татьяна.

По словам президента Ассоциации омских кулинаров Светланы Галкиной, в Омске насчитывается более 30 надомных кондитеров. «Их изделия могут быть дешевле для потребителя. Но они создают нездоровую конкурентную среду, это ведь незаконное предпринимательство. Кроме того, их изделия никто не проверяет», - говорит она.

Photo:программа «Бизнес-Вектор» телеканал РБК

Официальные производители считают надомных кондитеров проблемой омского рынка. По мнению некоторых экспертов, надомники занимают чуть ли не половину рынка. Несколько лет назад ассоциация омских кулинаров пыталась с ними бороться – привлекала СЭС, налоговую. Но оказалось, что контролирующим органам не интересно бороться с такими производителями.

«Они считают их мелкими и пачкаться не хотят. Я для себя принял решение, что их надо побеждать только честной конкуренцией. В планах, к нашей стрит-кондитерской добавить кондитерскую эксклюзивную, которая могла бы в этом сегменте работать эффективнее, чем кондитеры-домушники», - сказал глава сети кондитерских «Провиант» Юрий Чащин.

Расчет на рост доходов

Участники рынка считают, что жизнь у отечественных кондитеров далеко не сладкая. Несмотря на рост потребления, не все игроки довольны финансовыми результатами. Свои перспективы кондитеры связывают с ростом доходов населения и дальнейшим ростом расходов на сладкое.

Ведь двигаться есть куда. В Европе, Канаде и США параметр потребления кондитерских изделий выше, чем у нас, почти на 30% и достигает порядка 33-35 килограммов на человека в год.

президент ТПП РФ Сергей Катырин
президент ТПП РФ Сергей Катырин
Video:программа «Бизнес-Вектор» телеканал РБК

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter