Posted 7 ноября 2019,, 12:05

Published 7 ноября 2019,, 12:05

Modified 3 апреля 2022,, 20:08

Updated 3 апреля 2022,, 20:08

Смерть и налоги. Коридор возможностей для омского бизнеса

Смерть и налоги. Коридор возможностей для омского бизнеса

7 ноября 2019, 12:05
Фото: Медиахолдинг 1MI
В рамках темы первого сезона на Городе55 бизнес-обозреватель Борис Попов попробует проследить, куда уходят налоги, сколько их не доходит до бюджета Омской области, а сколько денег удалось удержать. Вместе с бизнесменами и чиновниками он ищет точки роста нашей экономики.

Один мудрец недавно сравнивал деловую активность Омска и Екатеринбурга. Говорит, Екатеринбург почему на подъеме? Потому что пережил полный крах. В 90-е все ключевые промышленные объекты были приватизированы еще до официальной ельцинской приватизации. Предприятия переходили из рук в руки, их буквально раздербанили. Десятки тысяч людей остались без работы. Им нужно было кормить семьи. Одни ушли в торговлю, другие в бандиты — буйное и страшное время. Так, в конкурентной среде, развивался рынок. Со временем торговля выросла, выжившие бандиты для легализации капиталов развивали бизнес-среду, на ключевых предприятиях появились инвесторы. Жизнь в регионе возрождалась из пепла.

А в Омске, говорит мудрец, власти из самых благих побуждений помогали предприятиям выживать. Десятки тысяч рабочих пусть и с задержкой, но получали зарплату. Полагаясь на помощь, заводы не перешли к рыночной экономике. А в 2000-х все крупные производства стали встраиваться в федеральные промышленные холдинги с перерегистрацией юридического лица в столице. Омск остался и без предприятий, и без малого бизнеса. Никто не виноват — это естественный процесс.

Город без среднего и малого бизнеса — это город с низкой покупательской способностью жителей. А кто будет вкладываться в бизнес в городе, где низкая покупательская способность? Брендовая гордость омичей — это ребята, которые шьют шапки и варят кофе.

Чтобы был бизнес, нужен средний класс. Чтобы средний класс оставался в регионе, нужна социальная инфраструктура, городская среда. Чтобы была инфраструктура, городская среда, нужны деньги в бюджете. Чтобы были деньги в бюджете, нужен бизнес.

В конце 2000-х губернаторы по всей стране стали как мантру повторять тезисы об улучшении инвестиционного климата. Регионам требовался бизнес. В Омске ее повторяли, кажется, мантрее, чем где бы то ни было. Омску очень-очень нужен бизнес.

На последнем международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге агентство стратегических инициатив представило рейтинг инвестиционного климата в субъектах РФ. Омская область по результатам 2018 года поднялась на семь позиций и заняла 64-е место среди 85 субъектов РФ.

По мнению экспертов, в омском регионе отмечается снижение административного давления на бизнес, улучшение доступности кредитных ресурсов и финансовой поддержки со стороны органов власти.

В рамках темы первого сезона на Городе55 «Омск Офигенный» мы попробуем проследить, куда и сколько денег ушло из Омской области, а сколько и чем удалось привлечь. Вместе с бизнесменами и чиновниками мы поищем точки роста нашей экономики. Эту тему мы назвали классической формулировкой Бенджамина Франклина «Смерть и налоги», а должны были бы назвать «Налоги или смерть».

И первое, о чем хотели бы рассказать, — один из факторов инвестиционного климата, поддержка предпринимателей. Хотим понять, кто в регионе принимает решения о том, какую налоговую льготу или субсидию и какой предприниматель получит.

Налоговые льготы и преференции

Основная ставка налога на прибыль в РФ сегодня составляет 20%. Из них 3% идут в федеральный бюджет, а 17% — в региональный. По федеральной части льготы не установлены, но ставка региональной доли может быть понижена законами, принятыми Заксобранием Омской области.

Сейчас таких закона четыре:

— от 24 ноября 2008 года № 1106-ОЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций»;

— от 21 ноября 2003 года № 478-ОЗ «О налоге на имущество организаций»;

— от 25 декабря 2012 года № 1505-ОЗ «Об инвестиционном налоговом кредите»;

— от 16 июля 2015 года № 1768-ОЗ о «налоговых каникулах» для ИП, применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения».

Также установлены две льготы по транспортному налогу (закон от 18 ноября 2002 года № 407-ОЗ): для общественных организаций инвалидов, использующих автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с., и автохозяйств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме маршруток и такси).

Омский закон № 1106-ОЗ «О ставке налога на прибыль организаций» определяет пять видов применения пониженной ставки для разных категорий налогоплательщиков. Формально те предприятия, которые соответствуют условиям, установленным законом, получают право на применение налоговой преференции. Фактически такие законы пишутся под конкретные компании.

Например, установлена налоговая ставка в 13.5% для производителей полипропилена (при выполнении условий по объемам капвложений и проектной мощности производства), катализаторов нефтепереработки, а также для организаций, которым предоставлен инвестиционный налоговый кредит. Такое предприятие в регионе одно — это ГК «Титан».

Налог по ставке 10% исчисляется для участников региональных инвестиционных проектов (условия вхождения в реестр инвестиционных проектов определяет омский закон № 1497-ОЗ), в размере 0% — для участников специальных инвестиционных контрактов. Последний пункт — это новая форма поддержки инвестиционной деятельности в Омской области. В 2019 году такой льготой пользуется проект «Газпром нефть — ОНПЗ» по строительству завода по производству катализаторов.

Закон № 478-ОЗ «О налоге на имущество» в 2019 году определяет 16 налоговых льгот и преференций (из них пять льгот и 11 преференций).

К примеру, пониженные ставки (а по некоторым видам деятельности вплоть до освобождения от уплаты налога) предусмотрены для гражданских аэропортов, газопроводов, при производстве полипропилена, резиновых шин, пива, при разведении свиней, сельскохозяйственной птицы, для дошкольных образовательных учреждений, а также в случае предоставления гостиничных услуг.

Еще одна форма поддержки — инвестиционный налоговый кредит. Он дает возможность организациям уменьшить на определенное время свои налоговые платежи с последующим поэтапным погашением суммы кредита и начисленных процентов.

На территории Омской области действует закон № 1505-ОЗ «Об инвестиционном налоговом кредите». Он предусматривает изменение только сроков уплаты региональных налогов (транспортного, земельного, налога на имущество). На кредит начисляются проценты в размере 0.01% годовых, что существенно ниже банковских.

Одно из требований к организациям, получающим налоговый кредит, — объем капитальных вложений в инвестиционный проект должен составлять не менее 50 млн рублей.

Наконец, для индивидуальных предпринимателей в 2015 году в регионе был принят закон о нулевой налоговой ставке для ИП, ведущих бизнес по упрощенной или патентной системе налогообложения. «Налоговые каникулы» (закон ограничивает срок их действия 1 января 2021 года) касаются тех, кто занимается производством, осуществляет деятельность в социальной, научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Финансовые меры поддержки

Помимо налоговых льгот, в регионе есть финансовые меры поддержки бизнеса. Затрагивают они в основном малых и средних предпринимателей. Субсидии назначаются постановлениями правительства Омской области и курируют их соответствующие министерства.

Так, в ведении министерства экономики Омской области находятся пять субсидий (госпрограмма «Развитие экономического потенциала Омской области», утвержденная постановлением регионального правительства от 13 октября 2016 года № 266-п):

— 50%, но не более 1.5 млн рублей, на возмещение затрат на приобретение производственного оборудования;

— возмещение 85% (до 600 тыс рублей) затрат на организацию групп дневного пребывания детей дошкольного возраста;

— возмещение 50% (до 5 млн рублей) затрат ИП, предоставляющих образовательные услуги, уход и присмотр за дошкольниками;

— также субсидии в размере 50% полагаются для социальных предпринимателей и проектов по созданию пансионатов для пожилых людей.

У министерства промышленности имеются две меры стимулирования инвестиционной деятельности. Одна из них касается возмещения 90% затрат (но не более 30 млн рублей) на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов. Другая — компенсация части расходов предприятий, занимающихся добычей природного газа и газового конденсата на территории Омской области.

Также пятью субсидиями распоряжается министерство сельского хозяйства Омской области:

— на строительство систем мелиорации (0.7 рубля возмещения на 1 рубль затрат);

— на модернизацию животноводческих ферм по разведению молочного КРС на севере региона (0.8 рубля возмещения на 1 рубль затрат);

— на создание инфраструктурных объектов АПК (90%, но не более 100 млн рублей);

— на возмещение затрат по инвестиционным кредитам на АПК;

— на приобретение новых сельхозтехники и оборудования (0.3 рубля на 1 рубль затрат).

Кроме того, постановлением правительства установлены субсидии и гранты от администраций муниципалитетов и Омского регионального фонда микрофинансирования.

Нефинансовые меры поддержки

Помимо налоговых льгот и преференций, в Омской области предоставляются и нефинансовые меры поддержки бизнеса. Так, юридические лица, реализующие в регионе масштабные инвестиционные проекты, могут претендовать на получение земельных участков в аренду без проведения торгов. Процедура регулируется федеральным и региональным земельным законодательством.

"