Posted 7 ноября 2017,, 06:47

Published 7 ноября 2017,, 06:47

Modified 23 февраля 2022,, 11:56

Updated 23 февраля 2022,, 11:56

Банки, блокируя счета предпринимателей, ухудшают положение омских компаний

7 ноября 2017, 06:47
Есть проблема.

Активизация малого и среднего бизнеса приводит к увеличению регистрации новых компаний, соответственно в банках открывается все больше расчетных счетов. Для обслуживания предприниматели выбирают более удобные банки, где, например, РКО предоставляется как комплексная услуга. Немаловажную роль играют и тарифы, установленные банком для предоставления такой услуги как РКО. В 2017 году Банк России ужесточил требования по контролю подозрительных операций клиентов на основании ряда признаков, указывающих на их незаконную деятельность.

Есть на то причины…

По информации, предоставленной ИА «Город55» в аппарате Уполномоченного по правам предпринимателей по Омской области, в последнее время в Омской области поступает большое количество обращений предпринимателей с жалобами на необоснованные действия кредитных организаций, выражающиеся в отказах в выполнении распоряжений клиентов о совершении операций на основании положений Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

«По состоянию на 1 октября 2017 года в Омском регионе в региональных организациях, расположенных на территории области, юридическими лицами открыты 47 698 счетов, - сообщает ИА «Город55» В.А. Антипов, и.о. управляющего отделением Омск Сибирского главного управления Банка России.

По словам Антипова, основанием для закрытия банковского счета является прекращение договора банковского счета. Договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Банк также вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных законом, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента. «Данные правоотношения регулируются статьей 859 Гражданского кодекса Российской Федерации», - подчеркивает В.Антипов.

Обслуживание без визиток

Рассмотрим предоставление услуг расчетно-кассового обслуживания (РКО) на примере двух банков – Открытие и ВТБ.

Как отмечает Екатерина Суслова, заместитель регионального директора по малому бизнесу Сибирской региональной дирекции банка Открытие, расчетно-кассовое обслуживание – это то, что необходимо клиентам каждый день. «В числе основных трендов на рынке РКО можно отметить стремление предпринимателей подстраховаться и открывать счета не в одном, а как минимум в двух банках. Мы связываем это с ростом финансовой грамотности владельцев компаний, которые сейчас предпочитают не экономить на открытии и обслуживании счетов, а диверсифицировать риски, разделив свои финансовые потоки. Обычно один счет открывается в банке с госучастием, другой – в частном». В банке Открытие не отрицают практику блокировки счетов и поясняют: «Блокирование счетов клиентов – не новая для банков практика, оно производится в соответствии с законом 115-ФЗ о противодействии отмыванию денежных средств и финансированию терроризма, который действует с 2001 года. Разблокирование счета может быть произведено в случае, если клиент документально подтверждает банку свою благонадежность и отсутствие нарушений, либо в судебном порядке».

По мнению Сергея Толкачева, управляющего розничным бизнесом ВТБ по РКО в Омске, расчетно-кассовое обслуживание – один из динамично развивающихся продуктов на банковском рынке. Предложение все больше уходит в дистанционные каналы, и малый бизнес может обслуживаться абсолютно без визиток. Это существенно экономит время клиентов, - уверен Толкачев. «На текущий момент тарифы на банковские услуги не являются сравнимыми показателями, поскольку они объединяются в т.н. пакеты услуг. Стоимость пакета зависит от его наполняемости. За последнее время стоимость РКО для клиентов ВТБ практически не изменилась», - говорит Толкачев.

Стабильность начинает хромать

«О блокировке счета меня никто не предупредил, - пишет в соцсетях Инна, предпринимательница в сфере питания. - Когда в очередной раз пришла в банк, чтобы снять наличные, сотрудник отдела РКО объявил, что счет заблокирован. Из других организаций, таких как налоговая инспекция или служба судебных приставов, никаких уведомлений не было. Не зная, что происходит, обратилась в отдел финмониторинга банка, где прояснилась следующая картина: таким образом, банк проверяет, куда я расходую наличные средства, которые регулярно снимаю с расчетного счета. Дело в том, что оплату налогов я произвожу наличными, которые снимаю с расчетного счета. Предоставив корешки по этим платежам в финотдел банка, счет разблокировали, и все наладилось».

В случае Инны все наладилось, но, по словам бизнес-омбудсмена по Омской области Юрия Герасименко, бывают случаи, когда кредитные организации, даже получив запрашиваемую информацию у предпринимателей, отказываются в совершении операций и в неофициальном порядке рекомендуют клиентам прекратить обслуживание в кредитной организации.

«Банки обязаны анализировать деятельность малого и среднего бизнеса на наличие вышеуказанных признаков. Следствием такого анализа становится приостановление или отказ в проведении банковских операций клиентов – представителей малого и среднего предпринимательства», - подчеркивает бизнес-омбудсмен Герасименко и продолжает: «При этом, негативные последствия в отношении клиента банка наступают при наличии подозрения, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма».

Описанная проблема существенно ухудшает положение предприятий малого и среднего бизнеса, так как прекращение обслуживания в кредитной организации влечет остановку и существенные затруднения в деятельности самого предприятия, а также отрицательно сказывается на стабильности предпринимательства в целом.

Виктор, 43 года, генеральный директор ООО:

«Сфера деятельности моей организации – оказание услуг. По состоянию на сентябрь 2017 года занято 6 человек. В начале августа мне пришло уведомление из налоговой инспекции о том, что расчетный счет, открытый в банке, организации подлежит блокировке. На счету в тот момент времени находилась некоторая сумма денег, которая была отложена на погашение налоговых отчислений. В банке, где я обслуживался как юрлицо, мне пояснили, по какой причине заблокирован счет – несвоевременное предоставление налоговой отчетности. Уладив все вопросы в налоговой инспекции, мой счет снова заработал, но налоги я не успел заплатить вовремя».

Балансирующие механизмы

По мнению института уполномоченных по защите прав предпринимателей возможными решениями выявленной проблемы могли бы стать следующие балансирующие механизмы:

- оперативная работа Банка России с жалобами представителей малого и среднего бизнеса по данному вопросу, что, возможно, потребовало бы расширения полномочий Службы по защите прав потребителей на финансовом рынке;

- разработка Банком России рекомендаций по применению Положения 02.03.2012 г. №375-П;

- привлечение Банком России отдельных банков к ответственности или применение к ним мер воздействия (в соответствии со ст.74 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)») за необоснованный отказ в проведении операций.

«29 сентября 2017 года Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Титов направил официальное обращение Председателю Центрального Банка России Э.С. Набиуллиной о необходимости проведения совместного совещания с участием представителей малого и среднего бизнеса и Федеральной службы по финансовому мониторингу для обсуждения практики применения кредитными организациями положений Федерального закона №115-ФЗ, а также возможных механизмов, обеспечивающих баланс интересов кредитных организаций и их клиентов. Согласно имеющейся информации ЦБ РФ признает наличие пробела в нормативном регулировании и в настоящее время прорабатывается механизм реабилитации клиентов банка», - подчеркнули в пресс-службе Уполномоченного по защите прав предпринимателей по Омской области.

Источник: ИА «Город55»

"