Трансформация из-за пандемии. Как выживает омская event-индустрия

Трансформация из-за пандемии. Как выживает омская event-индустрия

7 сентября , 10:45ЭкономикаPhoto: Медиахолдинг1Mi
Event-индустрия считается одной из самых пострадавших от коронавируса отраслей наряду с туризмом и ресторанным бизнесом. По оценке омских экспертов, местный рынок событий за время ограничений упал почти на 90%. Переход некоторых агентств на онлайн-режим работы не спасает от банкротства, а лишь поддерживает на плаву.

В том, что ждет рынок после пандемии, разбирался Город55.

Ситуация в отрасли

По данным Выставочного научно-исследовательского центра R& C (специализируется на маркетинговых и консалтинговых услугах в event-индустрии), до начала пандемии коронавируса объем событийного рынка в России оценивался в более чем 160 млрд рублей. Активно на нем работали более 2000 компаний.

В связи с вынужденной отменой или переносом мероприятий компании event-рынка оказались в ситуации неопределенности. По подсчетам экспертов, в условиях длительных ограничений потери отрасли могут превысить 110 млрд рублей, а количество рабочих мест сократится наполовину. При любом варианте развития событий на восстановление событийной индустрии потребуется не менее шести месяцев.

Омские участники event-рынка еще более пессимистичны. По их мнению, из-за сезонности отрасли говорить о восстановлении можно будет не раньше августа 2021 года. Что касается объемов регионального рынка, то уже сегодня наблюдается падение по разным направлениям на 70-90%.

Корпоративные мероприятия

Сильнее всего от коронавирусных ограничений пострадал сектор корпоративных мероприятий. Наиболее ощутимые потери у агентств, которые организовывали корпоративные встречи, тимбилдинги и концертные мероприятия.

«У нас два направления деятельности — частные мероприятия и корпоративные. К примеру, в Омске наши клиенты: ТД „Шкуренко“, федеральные компании — Сбербанк, „Газпром“, „Теле2“. Так вот, корпоративное направление у нас просело примерно на 90%. Компании с государственным участием совсем отказались от мероприятий. Все бюджеты просто взяли и отменили», — рассказывает руководитель event-агентства Центр корпоративных мероприятий «JOKER GROUP» Денис Ломовцев.

По словам участников рынка, удерживаются сейчас на плаву event-компании, работающие по госзаказу. Но таких единицы, и объемы у них невелики. Тем не менее они продолжали организовывать события даже в период ограничений. Например, торжества в честь присвоения Омску звания «Город трудовой доблести» на Соборной площади, с участием артистов и праздничным салютом.

Photo:Медиахолдинг1Mi

Серьезное снижение в корпоративном секторе отмечает директор агентства «Креативная банда «Медведь» Юрий Шалькин. По его словам, один из самых активных периодов в деятельности отрасли, весна-лето, в 2020 году упущен.

«В цифрах сейчас сложно говорить. Поскольку у нас плавающая загруженность, мы всегда ведем анализ за год. Но уже ощущается очень сильное падение. В целом ситуация такова, что компании сегодня готовы заказывать event-мероприятия, но из-за проблемы с пандемией не хотят подвергать риску своих сотрудников. Побаиваются собирать их вместе. Таким образом, у нас просто нет заказов», — говорит он.

Свадьба во время самоизоляции

Пандемия коронавируса сильнее всего ударила по корпоративному направлению event-индустрии — отменены отраслевые конференции, развлекательные и деловые корпоративные мероприятия. До сих пор остается множество ограничений и неопределенностей.

Между тем в секторе частных заказов ситуация складывается по-другому. Весной, в период жестких коронавирусных ограничений, спрос на организацию свадеб и вечеринок полностью упал, но уже в июле он начал постепенно восстанавливаться. По прогнозам участников рынка, экономические потери в этом секторе будут не более 20-30%, а для некоторых предпринимателей и вовсе окажутся несущественными.

Photo:Медиахолдинг1Mi

«Как только ввели запрет, у нас процентов на 90 все упало. У кого-то, может быть, и на 100, в зависимости от того, какими мероприятиями занимались. Потом люди начали потихонечку выходить из тьмы и проводить частные мероприятия — свадьбы, дни рождения, юбилеи. Так как рестораны были закрыты, люди стали пользоваться загородными площадками под открытым небом, благо погода позволяла. Чуть ли не у себя в доме, у друзей мы могли проводить мероприятия», — сказал омский шоумен Леонид Петров.

Тут надо напомнить, что запрет на регистрацию браков в Омске, за исключением экстренных случаев, предусмотренных регламентом, действовал с начала апреля. В июле ограничительные меры ослабили — регистрацию браков разрешили, но без родственников. С 1 сентября допустили на регистрация гостей, не больше пяти человек. Однако запрет на организацию зрелищных, публичных или иных массовых мероприятий остается.

«Касаемо событий — дни рождения, свадьбы. Тут работают, как правило, либо частные лица, либо ИП. У них мероприятия все равно были. Начиная даже с июня. Несмотря на запрет», — отмечает директор рекламного агентства «Коперник» Антон Дымченко.

Photo:Медиахолдинг1Mi

По словам экспертов, бытовые события — свадьбы, дни рождения, юбилеи — так или иначе продолжают отмечаться, как и отдельные корпоративные праздники. В том числе и за закрытыми дверями. Но услуги по организации таких мероприятий не носят массового характера, и их вряд ли можно назвать серым рынком event-услуг.

«Я про это слышал. Два-три полузакрытых корпоратива, где-то, на каких-то площадках, да, я слышал, что проводились. Без информации в соцсетях, но слухи такие были. Свадьбы тоже… Два-три случая точно знаю, что площадки открывали двери втихаря. Кого-то даже оштрафовали. Слышал от коллег, что какие-то площадки пускали свадьбы, а потом гости жаловались и организаторов штрафовали. Но мы больше общаемся с корпоративными клиентами. У нас такие схемы — слишком рискованное дело. Частные праздники — там, наверное, это больше распространено. Люди на свой страх и риск делают. Но чтобы это приняло массовый характер, я бы не сказал. Все-таки люди стараются работать в рамках того, что разрешено», — говорит Денис Ломовцев.

Будет ли бум после кризиса

По словам омских участников рынка, основная сложность сегодня заключается в невозможности долгосрочного планирования. Когда будут отменены запреты и ограничения на проведение массовых мероприятий, неизвестно.

В теории рынок событийных услуг может оживиться сразу после снятия запретов из-за эффекта отложенного спроса, но как будет в реальности, никто предсказать не может. Накладывает свой опечаток и сезонная цикличность данного вида бизнеса.

«Корпоративами и свадьбами мы занимаемся с мая по сентябрь. Сезон закончен. Октябрь и ноябрь у нас традиционно несезон. Наступают холода, поводов собираться нет. Если только это не день рождения компании или директора, но это единичные случаи. Остается вопрос, что будет с Новым годом. Новогодние корпоративы всегда бронировали, начиная с мая. Площадки, ведущие. В августе составляются программы, бронируются подрядчики. В этом году Новый год только начали бронировать, и то очень мало», — сказал Денис Ломовцев,

Photo:Медиахолдинг1Mi

Учитывая текущую неопределенность, связанную с Covid-19, и страх перед возможной второй волной пандемии, непонятно, когда заказчики смогут заново начать закладывать в свои бюджеты расходы на event.

«Мы в агентстве морально готовы к тому, что к прежней жизни все вернется только на следующий год летом. Чего-то массового, грандиозного в Омске сегодня ждать не стоит. Во-первых, накладывается эпидемиологическая обстановка. Во-вторых, у компаний-заказчиков не будет на это денег. И третье — лето закончилось. А у нас нет в городе качественных площадок, чтобы что-то делать зимой», — говорит Антон Дымченко.

Трансформация рынка

Пандемия корнавируса стала испытанием для всех. В сложившейся ситуации стала очевидной необходимость трансформации всех отраслей, в том числе и event-индустрии. Одно из направлений — уход в онлайн. Впрочем, некоторые участники рынка довольно скептически относятся к такой перспективе.

Юрий Шалькин убежден, что полный переход в онлайн пока невозможен: «Одно дело обучающие семинары, когда людям нужно получить знания, и совсем другое — события, где ты получаешь какую-то энергию, эмоцию: корпоративное мероприятие, концерт. Это никакой онлайн не заменит. Людям надо общаться».

Согласен с ним ведущий мероприятий Леонид Петров. Он считает, что ничто не заменит живого человеческого общения.

Photo:Медиахолдинг1Mi

«Мы, люди к этому не готовы. Что такое корпоратив? Это возможность всем вместе встретиться, пообщаться. От того, что мы всем скинем ссылки в Zoom и люди соберутся у себя дома за компьютером, в их жизни не появится каких-то новых эмоций. Они и до этого сидели за компьютером на работе, а тут формат, по сути, тот же самый. Думаю, event-индустрия пока не готова к переходу в онлайн-режим. Сейчас проще просто поставить эту деятельность на паузу и заняться изучением и открытием новых сфер», — говорит он.

Между тем руководитель рекламного агентства «Коперник» Антон Дымченко считает, что возникшие проблемы, наоборот, дают возможность создать что-то новое и непривычное. По его словам, живые встречи остаются в приоритете, но их компания сегодня как раз выживает за счет перехода на онлайн-формат, а также переквалификацию на сопредельные виды бизнеса — видеосъемку, разработку рекламных идей.

«Для одной крупной сетевой компании мы сделали онлайн-квиз — пять этапов, несколько городов. Ставится оборудование, пишется программа, конкурсы и прочее. Интеллектуальный квиз, как „Мозгобойня“, как „Квиз, плиз“. На профессиональные камеры делаем профессиональную съемку. Вещаем все это в ютуб. Настраиваем, чтобы города созванивались друг с другом по Zoom. Честно, нам это не очень нравится. Нет того сплочения, как в офлайне. Это такая поддерживающая мера, что для нас, что для клиентов. А офлайн-ивентов у нас не было с марта месяца. Сейчас мы делаем онлайн, переквалифицировались на видеосъемку. Плюс омские компании начали обращаться к нам за креативом. Раньше это была редкость», — говорит он.

***

Photo:Медиахолдинг1Mi

Сегодня можно сделать вывод, что пандемия оставит после себя след в event-отрасли. Каков он будет, наверняка сказать сложно.

Понятно, что индустрия событий еще долгие месяцы будет бороться с кризисом. Не исключено, что частично event-рынок перейдет в онлайн, появятся новые виртуальные инструменты, что, кстати, подтверждается бурным развитием платформ для трансляций и видеоконференций.

Тем не менее отказаться от офлайна полностью вряд ли получиться. Многие event-мероприятия, взять те же корпоративы или тимбилдинги, фактически теряют смысл при переходе в дистанционный формат. Люди соскучились за время ограничений по живому общению. Вдобавок очное событие - это способ переключиться, сменить окружающую действительность, чего почти невозможно добиться сидя у монитора.

«Сегодня перейти в онлайн практически никто из участников не может. Со стороны заказчиков практически нет спроса. Они не готовы платить за это. Со стороны исполнителей — у них не так много решений. Некоторые крупные компании экспериментируют с разными форматами: смотрят и виртуальную реальность, и какие-то онлайн-презентации, но это скорее исключение из правил. Они по-прежнему ждут возврата к стандартной работе, отмечая, что если у них осенью такой возможности не будет, то они будут рассматривать возможность смены сферы деятельности, — сказал вице-председатель регионального отделения «Опоры России» Александр Дерябин.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter