Posted 6 декабря 2020,, 06:22

Published 6 декабря 2020,, 06:22

Modified 23 февраля 2022,, 15:37

Updated 23 февраля 2022,, 15:37

Вкус удаленки. Какие омские компании не вернутся в офисы после пандемии

6 декабря 2020, 06:22
Пандемия коронавируса привела к масштабному распространению в России дистанционного режима работы. Но в то же время были выявлены законодательные пробелы. На минувшей неделе Госдума РФ ликвидировала упущение, приняв закон об удаленной работе.

Новый закон дает толкование ключевых особенностей удаленки. В частности, он описывает порядок перевода на дистанционный режим, особенности труда и отдыха работников, обязанность работодателя обеспечить работника необходимым оборудованием и компенсировать расходы.

Стоит ли теперь в Омске ждать массового перехода на удаленку? Почему переход на дистанционное взаимодействие у бизнеса не всегда получается гладким? С какими подводными камнями сталкиваются предприниматели при переходе в онлайн-режим работы и всем ли понравился вкус удаленки? Разбирался Город55.

Экономический подход

Тенденция перехода бизнеса в онлайн действительно существует, говорят экономисты. Она была и до пандемии, просто коронавирус стал спусковым крючком для массовой трансформации.

По некоторым оценкам, до эпидемии в России на удаленке работало около 2% компаний. После введения режима самоизоляции цифра подскочила до 44%. Однако у тренда на движение экономики в онлайн есть свои пределы, и дальнейший рост если и будет, то очень постепенным.

«Сейчас действительно появилось много рабочих вакансий, которые не привязаны к месту работы. Очень большое количество людей живет не там, где работает. Но к настоящему времени все возможности для перехода на удаленку исчерпаны. Дальше перейти будет просто невозможно. В силу того, что есть виды работ, которые в принципе нельзя удаленно реализовать. Самое большое, что может быть переведено, — около половины предприятий и организаций. Поэтому говорить, что вся страна перейдет на удаленку, — такого быть не может», — отмечает экономист Олег Рой.

Специалисты убеждены, что дистанционный режим теперь от нас никуда не денется. После победы над коронавирусом он перестанет быть вынужденной необходимостью, но останется в виде управленческой технологии.

Другой вопрос, что и сегодня, и в будущем кому-то удаленка будет подходить, а какому-то — нет. Например, предприниматели уже поняли плюсы перевода в онлайн офисного персонала.

«Если раньше предприниматель снимал квадратные метры, а они не дешевые, и организовывал рабочие места, то теперь и многим работникам выгоднее и интереснее работать удаленно, и работодателю понятно, что он может как минимум сэкономить на этих площадях, а работа будет выполнена та же самая. Возникает вопрос, как обеспечить выполнение работы. Это тема для размышлений. Но есть много видов деятельности, где можно поставить конкретные задачи и измерить результат. Для этих видов деятельности удаленная работа вполне подходит», — рассказал заведующий кафедрой региональная экономика и управление человеческими ресурсами ОмГУ Владимир Половинко.

С другой стороны, переход в онлайн проявил и слабое место такой технологии. Изменение организации трудового процесса привело к повышению рисков информационных утечек и атак на веб-ресурсы предприятий и, как следствие, повышению затрат на кибербезопасность.

А для некоторых компаний безопасность баз данных (невозможность или запрет трансляции информации через интернет) — принципиальный вопрос, ставящий крест на любой работе из дома.

Позиция бизнеса

После восьми месяцев коронавирусных ограничений и удаленной работы многие омские компании признают, что процесс адаптации к новым дистанционным условиям взаимодействия с сотрудниками и клиентами был непростым. Кому-то удалось приспособиться, а кто-то при первой же возможности вернулся или планирует вернуться обратно в офлайн.

Предприятие Александра Вьюна предоставляет услуги в сфере автоматизации ритейла и общепита. В апреле, когда отрасль ушла на карантин, он перевел компанию на удаленку, но только для того, чтобы завершить уже начатые проекты и обслуживать общепит, работающий на доставке. По его словам, работать в таком режиме оказалось сложно и при ослаблении режима самоизоляции он тут же перевел своих сотрудников в офлайн.

«После майских праздников мы все вышли на работу в офис. С клиентами было очень сложно работать на удаленке. Особенно с новыми. Как можно клиенту презентовать продукт через скайп? Мы, конечно, делаем это, но есть клиенты, которые не понимают продукта. Программное обеспечение, например, очень трудно так продать. Другая причина, по которой мы не готовы к работе на удаленке, — IT-инфраструктура. Нужен облачный сервер, к которому бы подключались сотрудники. А это все не дешево. Должен быть определенный уровень защиты данных. И все это надо постоянно поддерживать. В общем, для нас привычный и удобный вариант живого общения с клиентом, и мы в онлайн окончательно переходить не собираемся», — говорит генеральный директор компании «Центр автоматизации» Александр Вьюн.

В то же время, как показывает практика, у многих омских компаний, в первую очередь связанных с работой в интернете или онлайн-обучением, дела при переходе на удаленку пошли в гору. Гендиректор компании «Тендерный центр» Юлия Ененко отмечает, что и после коронавируса собирается оставаться на удаленке.

«У нас все переведено в онлайн. Мы занимаемся тендерным сопровождением поставщиков и заказчиков, а также проводим онлайн-обучение. До коронавируса у нас 50% работ было в онлайне. После наступления ограничительных мер было принято решение перейти полностью на удаленку», — говорит Юлия Ененко.

Наименее болезненным переход на удаленку оказался для омских IT-специалистов, которые, впрочем, и до коронавируса большую часть времени работали вне офиса. По словам Павла Онучина (CEO компании Appflame), занимающегося со своей командой разработкой программного обеспечения для клиентов из России и США, большой разницы из-за перехода на дистант они не заметили, все процессы коммуникации были выстроены задолго до пандемии.

«По себе скажу: мы уже точно не вернемся в мир офлайна. Мы работаем с банками и большими коммерсами. Те же банки, суперконсервативные внутри, говорят, что удаленка им подходит, и они прекрасно научились управлять тысячами людей в таком режиме. Мы на удаленке подросли раза в три точно по выручке, благодаря тому, что затраты срезали и добавилось новых проектов. Есть трудность — работаем до поздней ночи. На семью иногда не остается времени. И так длится девятый месяц. Понятное дело, что все жестко потолстели. В плане физической активности и коммуникаций внутри семьи, конечно, удаленка перечеркнула очень много, но зато в плане заработка лучше стало», — сказал специалист.

Психологические особенности

В условиях, когда работодатели начинают задумываться о сохранении дистанционного режима работы и после отмены ограничений, психологи обращают внимание, что полный переход на удаленку таит в себе подводные камни. Одна из сложностей заключается в том, что человеку бывает трудно разграничить рабочую среду и домашнюю.

«Человеку сложно переключиться между эмоциональным состоянием: „я дома — я отдыхаю“ и „я на работе — я работаю“. Обычно, когда мы идем, едем на работу, это как некий ритуал, который нас переключает. Мы таким образом, можно сказать, настраиваемся на работу. А человеку, находящемуся дома, особенно если он живет в однокомнатной квартире, переключиться в рабочее состояние бывает крайне сложно. Такие люди часто замечают, что им сложно собраться. Они поминутно бегают пить чай и так далее. Продуктивность при этом, естественно, снижается», — отметил психотерапевт Григорий Овцов.

Второй нюанс, по мнению эксперта, заключается в том, что, находясь дома, люди зачастую пытаются совместить работу и домашние дела, что отрицательно сказывается в целом на работе и, как ни странно, приводит к большему переутомлению.

«Это чаще характерно для женщин. Они говорят: ну, я тут поработаю и одновременно пол помою, постираю, поесть приготовлю. Мои клиенты порой жалуются: на удаленку перевели, казалось бы, экономится время, должна меньше уставать, а уставать стала больше и работать стала хуже. У них возникает такая иллюзия, что можно совместить две вещи. Но в результате происходит наложение и на пустом месте возникает переутомление», — рассказал специалист.

По его словам, компании, которые захотят полностью перевести своих сотрудников на удаленку, могут столкнуться с серьезными последствиями психологического характера. Работа в дистанционном режиме может привести к большей социальной изоляции людей, большему их обособлению. Как следствие, это может способствовать увеличению трудностей в коммуникации и негативно повлиять на сложившиеся бизнес-схемы предприятия.

***

Как и у любой формы организации бизнеса, у удаленной работы есть свои плюсы и минусы. Понятно, что этот формат подходит далеко не всем.

То, что рынок труда после пандемии поменяется, не отрицает никто, но каким он будет, пока также никто прогнозировать не берется.

Точно можно сказать, что IT-индустрию теперь вряд ли вернешь в офлайн, хотя и там люди чувствуют себя некомфортно, не общаясь друг с другом лично. Что же касается массового перевода отраслей в онлайн-режим, то в это верится с трудом, даже после принятого Госдумой закона об удаленке.

Более того, с учетом культуры труда можно предположить, что, как только пандемия в Омске пойдет на спад, работодатели с удовольствием вернут своих сотрудников обратно в офисы.

"