Posted 6 ноября 2018,, 13:30

Published 6 ноября 2018,, 13:30

Modified 23 февраля 2022,, 12:38

Updated 23 февраля 2022,, 12:38

Что принесло России импортозамещение

6 ноября 2018, 13:30
Вопрос импортозамещения остается актуальным для России еще с 2014 года. Сразу после «крымской весны» казалось, что экономика страны сможет заместить все необходимое. Антироссийские санкции помогли превратить проблемы импортозамещения в амбициозные планы.

«Новые известия» вспомнили обещания российских чиновников и выяснили, какие мечты удалось воплотить в жизнь, а какие нет.

В 2014-2015 годах самое громкое заявление сделал Александр Ткачев, заступая на пост министра сельского хозяйства.

«Я сделаю все, чтобы оправдать его (доверие – прим. ред.), и под вашим руководством в Министерстве сельского хозяйства: в вопросах импортозамещения, в вопросах увеличения объема производства, снижения цен на продукты питания, создания благоприятных условий для аграрного бизнеса, предпринимателей – сделаю все, чтобы действительно эта отрасль была на подъеме», - заявил он.

Если сравнить планы кабмина по импортозамещению в 22 отраслях, посчитав количество товаров с фактическим выполнением, то получится следующий результат:

Автомобилестроение – 69 позиций. Импортируемой продукции по факту 97,4%, по плану – 7,6%.

Легкая промышленность – 31 позиция. Импорт по плану 44%, а по факту получается 78,3%. Причиной отставания является устаревшее оборудование и отсутствие синтетических тканей.

Лесная промышленность – количество позиций 8. Импорт: по плану 49%, по факту – 87%. Малое количество позиций объясняется неразвитой деревообработкой.

Нефтегазовое машиностроение – позиций 37. Импорт по факту 71%, по плану же 55%.

Медицина – всего 114 позиций. Импорт по факту 73%, по плану 33%.

Радиоэлектроника практически вся подлежит импортозамещению.

Станкоинструментальная промышленность – факт – 93%, план 75,25%.

По итогам «пятилетки», как заявляют эксперты, импортозамещение привело, в первую очередь, к росту цен и потере качества. Ситуацию можно хорошо увидеть на примере молочных продуктов. Импортозамещение привело к росту цен на готовую продукцию и потребители кинулись к более дешевым вариантам. Поэтому часть производителей в погоне за дешевыми ценами не выполняют технологический процесс, и появилась проблема с фальсификацией (сейчас это 8% по всем категориям).

Одним из самых проблемных вопросов остается рост цен на еду, которая с каждым годом по качеству лишь ухудшается. Так, по данным портала «Ценомер», молоко подорожало с 56 рублей до 76, яйца с 63 до 74 рублей, растительное масло с 66 до 109 рублей.

Даже картофель России приходится закупать у Египта. Ведь импортозаместители не задумались о том, что недостаточно просто вырастить еду, ее еще нужно хранить. Поэтому собственные клубни продаются на российских рынках лишь осенью, а к началу лета минимум треть картошки на прилавках привозная.

Председатель Совета директоров ООО «А2 Молоко» Антон Щетинин считает, что у сельского хозяйства есть общие проблемы.

«Например, «зарплатные» налоги. Все мы понимаем, что аграрный бизнес носит сезонный характер, и душить сельхозпроизводителей налогами, связанными с заработными платами, не очень мудро. Имеется практика блокирования счетов налоговыми службами в случае неуплаты такого рода налогов. Я считаю, что это совершенно бессмысленная ситуация, когда вместо того, чтобы осуществлять хозяйственную деятельность, сельхозпроизводители вынуждены ее приостанавливать», - считает эксперт.

Не решена проблема с импортозамещением в медицине. Начало было положено в 2010 году с программы «Фарма 2020». Продолжилось все в 2015, когда ввели ограничения на 608 препаратов при том, что только 282 из них производились в России.

Пока что остановились на запретах и ограничениях, так как производить собственные препараты в России начнут нескоро. Генеральный директор биотехнологической компании BIOCAD Дмитрий Морозов утверждает, что «создание с нуля до выведения в продажу first-in-class препарата сопряжено с высоким риском неудачи, требует длительного времени, от 7 до 12 лет, и огромных инвестиций — от $2 млрд». И даже на создание аналога требуется «в среднем 5-7 лет».

С автомобильной промышленностью ситуация выглядит следующим образом: примерно четверть новых машин на отечественном рынке носят отечественную марку, а всего на машины российской сборки приходится 83% продаж.

«Стоит, конечно, сделать поправку на то, что в 2015 и 2016 годах с отечественного рынка ушло порядка 140 моделей автомобилей – треть от прежнего ассортимента. Фактически остались только те, кто наладил сборку в России и обходит импортные пошлины стороной. А заодно и получает субсидии на оплату утилизационного сбора», - пишет издание.

В сфере IT и электроники все еще хуже. В импортозамещение техники и электроники в России мало кто верит. Даже партия отечественных смартфонов INOI собрана в Китае.

«С сожалением можно констатировать тот факт, что в производстве электроники импортозамещение никакой положительной роли не сыграло. С программным обеспечением ситуация все же имеет положительную динамику. Так как внутренний спрос со стороны как минимум государства переориентировался на локальных производителей, то можно отметить как усиление старых игроков, так и появление новых. Однако объем внутреннего спроса не так велик, и поэтому его обычно не хватает на появление прорывных технологий, способных достойно конкурировать с западными продуктами», - рассказал эксперт Кирилл Керценбаум.

В итоге получается, что будущее импортозамещения в России остается туманным. Отчеты, написанные на бумаге, даже имеющие потенциал, реализовать не удается.

Источник: ИА «Город55»

"