Posted 5 июля 2021,, 03:00

Published 5 июля 2021,, 03:00

Modified 23 февраля 2022,, 16:15

Updated 23 февраля 2022,, 16:15

«Мы продаем душу». Реакция омского бизнеса на вакцинацию из-под палки

«Мы продаем душу». Реакция омского бизнеса на вакцинацию из-под палки

5 июля 2021, 03:00
Фото: Медиахолдинг 1MI
Какова реакция омского бизнеса на возможную обязательную вакцинацию работников? Рассчитывают ли предприниматели на сознательность своих сотрудников? Заставляют ли уколоться? Планируют ли как-то мотивировать, штрафовать или увольнять не желающих ставить прививку? Город55 изучил тему.

Московский опыт

В Москве обязательную вакцинацию для работников определенных сфер (для людей, работающих в сфере торговли, общественного питания, на транспорте, а также в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, ЖКХ и энергетики, государственных и муниципальных служащих) ввели в середине июня.

Местное отделение Роспотребнадзора предписало в срок до 15 августа провести вакцинацию не менее 60% от общей численности работников.

С 28 июня в столице также ввели систему QR-кодов для заведений общественного питания. С этой даты посетители кафе и ресторанов должны подтверждать наличие у них защиты от коронавируса с помощью специальной электронной метки — QR-кода, который можно получить в том числе на портале госуслуг. После введения QR-кодов выручка кафе и ресторанов, по оценкам чиновников, сократилась на 15-20%, а по мнению представителей отрасли — от 40 до 90%.

Вслед за Москвой решение об обязательной вакцинации от коронавируса в отдельных отраслях приняли также ряд других регионов. К концу июня их число достигло почти двух десятков. Над запуском системы QR-кодов в субъектах РФ пока раздумывают.

А что в Омске

По данным на 3 июля, в Омске суточный показатель заболеваемости достиг 281 случая. Это максимальное количество выявленных зараженных COVID-19 за все время пандемии в Омской области.

Тем не менее, несмотря на резкий рост числа заболевших, обязательную вакцинацию и введение QR-кодов в регионе пока не планируют. Хотя разговоры об ужесточении мер, возможно уже на следующей неделе, активно ведутся.

Омский бизнес осторожно отзывается о перспективах и влиянии на экономику вероятных новых требований. Большинство предпринимателей поддерживают введение обязательной вакцинации для ряда отраслей, но обращают внимание, что людей все-таки лучше не заставлять, а объяснять необходимость вакцинации.

«Я к вакцинации отношусь положительно. Я сам вакцинировался. Лично я не понимаю антипрививочников. У них своя логика, своя информация, которую они откуда-то получают. Считаю, что в сегодняшней ситуации — это единственный выход сохранить общественное согласие по поводу того, как должна работать в будущем экономика. Постоянно будет всплывать вопрос — закрывать предприятие или не закрывать. Это все нервирует нас всех. Хотелось, чтобы было принято какое-то решение. Вакцинация — один из простых способов решения этой проблемы», — сказал омский ритейлер Виктор Шкуренко.

По словам предпринимателя, омский бизнес готов поддержать власти в вопросе обязательной вакцинации и обеспечить на добровольной основе иммунизацию 60% персонала.

«Встреч с чиновниками не было. Это наша превентивная мера. Мы предлагаем свою помощь в обмен на то, что они не будут принимать жесткие меры. По сути, это есть дьявольский договор. Цинично звучит, но это так. Я беру на себя ответственность в том, что мы продаем душу для того, чтобы от нас отстали.

Статистика такова, что антипрививочников 30-40%, а остальные люди нормально относятся к вакцинации. Поэтому без особого насилия и давления на любом предприятии можно обеспечить необходимые 60%», — отметил Шкуренко.

По словам директора кинотеатра «Слава» Дмитрия Савельева, в их организации пока привилось меньше половины сотрудников. Прививки выезжают делать организованно. Первая группа из 15 человек вакцинировалась неделю назад. Сейчас собирают новый список желающих. Сам Дмитрий Савельев не успел поставить вакцину, поскольку вторично заболел коронавирусом.

«В прошлую пятницу мы должны были пойти ставить коллективом прививку, но, к сожалению, в четверг вечером мне стало хуже и в субботу у меня подтвердился коронавирус. Сейчас нахожусь на больничном. Все сводится к тому, что нам нужно вакцинироваться. Я бы ушел от слова „обязательная“ к слову „необходимая“. Вакцинация должна стать необходимостью. Я не отношусь к той стороне, которая хейтит и говорит о том, что это все происки и прививаться не надо. Я за то, чтобы поставить вакцину», — сказал бизнесмен.

В целом же предприниматели сходятся во мнении, что в случае введения обязательной вакцинации выбора у них не будет, если хочешь сохранить дело.

«Это данность, которой если не подчинишься, то закроется предприятие. Это будет (обязательная вакцинация — прим. ред.), если в Москве есть, значит и у нас будет.

«Шелковый путь» (международный ралли-рейд «Шелковый путь» — прим. ред.) закончится, и вскоре это будет в Омске. Хочешь работать — вакцинируйся, не хочешь — сиди дома», — сказал соучредитель компании «Сибирский провиант» Юрий Чащин.

В то же время у омского бизнеса есть некоторые вопросы, связанные с порядком проведения иммунизации и оценкой требований по выполнению норматива вакцинации сотрудников, которые необходимо учесть в случае введения в Омске обязательной процедуры.

По словам председателя регионального отделения «Опоры России» Александра Дерябина, сегодня сотрудник фактически не обязан предоставлять работодателю сведения о вакцинации, а работодатель, поскольку не имеет доступа к медицинским базам, никак не может проверить информацию о прививке.

Кроме того, «Опора России» предлагает компенсировать бизнесу больничные листы сотрудников, которым требуется адаптация после вакцинации от коронавируса.

«Мы вышли с соответствующим предложением на федеральный уровень. Сейчас по общему правилу первые три дня больничного оплачиваются работодателем. В связи с больничным, выданным из-за вакцинации, необходимо, чтобы эти дни были оплачены Фондом медицинского страхования», — сказал Александр Дерябин.

Наказывать или поощрять

Несмотря на понимание новых рисков, с которыми может столкнуться бизнес в случае введения обязательной вакцинации, омские предприниматели не согласны с тем, что сотрудников надо как-то поощрять или материально стимулировать ставить прививки. По большей части негативное отношение и к наказанию работников за отказ от вакцинации.

«Все-таки это дело добровольное. Здесь надо людей не заставлять, а как-то объяснять, что это необходимо сделать. Я сторонник либеральных идей. Каждый сам должен принимать решение — это его тело.

В стимулировании вакцинации я не вижу необходимости. Хотя была информация, что федеральные сети фастфуда уже предлагают премии выплачивать сотрудникам за вакцинацию. Мы это пока не сделали, но жизнь меняется», — сказал Виктор Шкуренко.

Не планирует принимать жесткие меры к сотрудникам, которые не захотят прививаться, и Дмитрий Савельев. По его словам, сегодня нет законодательных норм, которые бы позволили это сделать.

«А какой у меня есть инструмент? В трудовом законодательстве прописано увольнение за отказ от вакцинации? Нет. Надо в рамках разумного разговаривать. Когда встанет вопрос, что сотрудники предприятия должны быть на 100% вакцинированы, то у меня появится новая головная боль и я буду думать, что делать. Стимулирование же я считаю неправильным подходом. Сегодня я буду стимулировать за то, что работник поставил вакцину, завтра стимулировать за то, что он соизволил прийти на работу, а потом — что он не пьет на работе. Однозначно нет», — сказал руководитель кинотеатра.

Специалист в сфере автоматизации HoReCa, гендиректор компании «Софтбизнес» Дмитрий Войнов рассказывает, что в его компании привилось порядка 80% сотрудников. В то же время, по его информации, есть значительное число сотрудников в омской сфере общепита, которые не хотят ничего слышать про вакцинацию. Предприниматель не исключает, что с особо ярыми антипрививочниками бизнесу так или иначе придется расставаться.

«Никаких принудительных методов мы не будем применять. Будем разговаривать. Если появится законное основание отстранить от работы и по- другому мы с человеком не найдем коммуникацию, то будем рассматривать в том числе и этот вариант.

У наших клиентов, рестораторов, сегодня нет статистики, кто у них в заведении вакцинировался. Но если введут обязательную вакцинацию, то рестораторы сделают все возможное, чтобы сохранить свой бизнес, и наверняка будут какие-то увольнения», — сказал он.

QR-код — польза или вред

Что касается введения в омском общепите системы QR-кодов по примеру Москвы, то у местных предпринимателей к такой технологии резко отрицательное отношение. Бизнес убежден, что ни к чему хорошему это не приведет.

«Ресторанный бизнес в Омске просто умрет. В одночасье. Не каждый себе может позволить падение выручки, а оно будет. Первая, вторая волны ударили очень серьезно. Третья волна убьет окончательно. С учетом введения QR-кодов будет просто нереально выжить. Второй момент — контроль. Ладно, ввели QR-коды. А есть заведения, где тысячи человек в день проходит. Как будут контролироваться коды, никто не может сказать. Нет механизма, нет инструментов», — полагает Дмитрий Войнов.

С ним согласен ритейлер Виктор Шкуренко. Он считает, что это очередной бюрократический механизм.

«Потом там могут быть коррупционные составляющие. Могут быть нарушения. Кто-то сделает исключение — запустит в ресторан посетителей без ковидных паспортов. В итоге предприниматель нарвется на штраф. Это работа под неволей. Люди будут отрицательно относиться к отрасли в целом. Скажут: зачем мне идти куда-то? Я лучше дома посижу», — говорит Виктор Шкуренко.

В общественной организации «Опора России», объединяющей омский малый и средний бизнес, обращают внимание на то, что сегодня у местных предпринимателей нет технических решений для введения системы QR-кодов. В такой ситуации быстро запустить технологию не получится. Кроме того, непонятно, кто и как будет компенсировать бизнесу затраты.

«Предпринимателям надо готовиться к тому, что не только технически придется перевооружаться, но и к неизбежному падению выручки в течение минимум трех месяцев. Надо понимать, как будут поддержаны предприниматели, которые от этого пострадают.

В Москве, кстати, бизнес получает меры поддержки от городского правительства. Нам это также надо учесть, если будут обязательные нововведения», — сказал Александр Дерябин.

***

Омский бизнес замер в ожидании. На фоне роста ковидных показателей в регионе избежать более жестких ограничений, видимо, вряд ли удастся.

Судя по всему, одним из главных вопросов на следующем оперштабе будет введение обязательной вакцинации для ряда отраслей и, возможно, технологии QR-кодов в общепите. Экономический блок регионального правительства запланировал на следующей неделе обсудить с участниками рынка тему введения новой электронной технологии. Как вариант, изучается система QR-кодов для привитых и переболевших граждан, разработанная в Новосибирской области.

И все же путь исключительно административного давления в вопросах вакцинации и борьбы с коронавирусом видится не самым правильным. Специалисты в области психологии рекомендуют всегда сочетать кнут и пряник. В данном случае власти было бы неплохо предложить не только ограничительные меры, но и способы поощрения вакцинации населения и стимулирования бизнеса.

При этом жестко принуждать к прививкам, наверное, все-таки, не следует, поскольку в этом случае люди зачастую начинают искать варианты, как избежать вакцинации. Опыт той же Москвы показывает, что бурно начинает развиваться сфера услуг по предоставлению «левых» справок и прививок. В результате мы можем получить не коллективный иммунитет, а вакцинированных на бумаге людей.

"