Posted 5 марта 2022, 06:57
Published 5 марта 2022, 06:57
Modified 19 августа, 22:03
Updated 19 августа, 22:03
Ситуация на рынке
СВО российских войск на Украине и санкции на разные секторы российской экономики создали хаос на биржах, а многие позиции на товарно-сырьевых площадках показали небывалый рост, обновив исторические максимумы.
Эту тенденцию подхватило и зерно. Так, сегодня на мировых рынках 100 бушелей пшеницы (чуть больше 2,7 тонны) торгуются в среднем за 1209 долларов США. Ниже график, как изменились цены на пшеницу с 24 февраля 2022 года — начала спецоперации на Украине.
Если еще 24 февраля за 100 бушелей пшеницы просили в среднем 901.6 доллара США, то сегодня поднималась 1 350 долларов.
То есть, если бы кто-то купил пшеницы на 10 000 долларов США 24.02.2022, то сейчас мог бы продать их за 13 409 долларов.
«Подвисший» экспорт
Рост, особенно для стран-экспортеров, крупнейшим из которых является Россия, — это хорошо, но не все так гладко в сложившихся реалиях.
Дело в том, что ведущими поставщиками зерна на мировые рынки являются Россия и Украина. Проведение спецоперации, закрытые порты и небо, а также неопределенная ситуация с новым урожаем, по сути, выбивают украинцев с мировых рынков зерновых.
Российским производителям зерна тоже есть, над чем поломать голову. Особенно в районах, которые граничат с Украиной или находятся по соседству. Причины: закрытые порты на Азовском море и, как следствие, отсутствие отгрузки на неопределенный срок, а также санкции, особенно в банковской сфере. Однако если с финансами еще можно найти какую-то альтернативу (многие банки остались подключены к Swift), то с логистикой все намного сложнее.
В результате основные потребители — Турция с 75%, Египет с 70% и Кения с одной третью российско-украинского зерна — могут остаться без поставок. Придется искать замену, что весьма непросто при таких-то объемах.
А что Сибирь?
Как же санкции и СВО на Украине ударят по сибирским сельхозпроизводителям. Ударят ли вообще? Куда пойдет наше зерно?
Сейчас сибирские аграрии в основном работают на рынки Евразийского экономического союза, Юго-Восточной Азии, Монголии и Китая, но в ближайшие два-три года рынок сбыта может быть скорректирован с разворотом на Ближний Восток и Африку.
«Острую потребность в зерне сейчас испытывают государства Ближнего Востока и Западной Африки — туда в ближайшее время и может пойти пшеница из Сибири. В перспективе двух-трех лет речь может идти о 100 и более тысячах тонн сибирской продукции», — сообщил на полях Красноярского экономического форума координатор «Деловой России» по СФО Виктор Зубарев.
Дело в том, что из-за роста мировых котировок на пшеницу и зерновые в целом наши аграрии могут предложить более выгодную цену и подвинуть на рынках Ближнего Востока и Африки европейских и американских поставщиков. Тем более что у наших сельхозпроизводителей есть и еще один козырь — продукция более высокого качества.
Судите сами: в среднем в Сибири цена на пшеницу третьего класса сейчас составляет 17 717 рублей за тонну, в то время как мировые уже разогнались до 40 тысяч и выше.
Омск, зерно и хлеб
Омская область занимает третье место по экспорту зерновых в Сибирском федеральном округе. В частности, наша пшеница в прошлом году уходила в Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Монголию, Латвию и Литву. В нынешней ситуации перечень стран-импортеров омского зерна может немного видоизмениться.
«Сибирским и омским производителям зерна ничего менять особо не придется. Сейчас самым активным игроком на сибирском рынке зерна является Казахстан, покупают много и весьма активно. Китай разрешил ввоз зерна из России, а это один из крупнейших потребителей зерна в мире. Повезем туда. Сейчас будем смотреть на санкционные вопросы и нюансы и от этого отталкиваться», — пояснил Городу55 гендиректор ООО «Сибирский КХП» и руководитель Ассоциации пищевой и перерабатывающей промышленности региона Илья Баринов.
При этом омские аграрии могут поставлять зерно в Китай как напрямую, так и транзитом через Казахстан.
«Казахстан вообще является крупным транзитером зерна не только в Китай, но и на рынки Юго-Восточной Азии. Так что наши зерновые, безусловно, появятся и там. Не исключено, что в нынешних реалиях через Казахстан пойдет и зерно из Центральных регионов России. И на этих рынках мы останемся всерьез и надолго. Достаточно посмотреть динамику увеличения населения тех стран. Да и потребление хлеба там исторически на достаточно высоком уровне», — считает Илья Баринов.
Что касается Египта и Турции, то тут все зависит от того, как эти страны будут реагировать на историю с санкциями в отношении России.
«В Египет в этом году мы поставили меньше, чем в предыдущие годы, но при этом вырос экспорт зерна в Иран. То есть доля экспорта поменялась еще до событий на Украине: на первом месте была Турция, на втором — Иран, а на третьем — Египет. При этом на четвертой позиции оказалась Саудовская Аравия, плюс добавился новый игрок — Алжир. Но омского рынка эти страны особо не касаются, поскольку уже имеющийся способен предложить весьма привлекательную цену», — уверен бизнесмен.
Правда, без тревожных ожиданий все же не обошлось, и касаются они роста цен на муку и хлеб.
«Омский и российский рынок не сильно-то зависим от мировых цен на зерновые, но активная скупка сырья Казахстаном разгоняет цены здесь, на месте, потому избежать повышения цен на муку и хлеб, скорее всего, не удастся. Тем более что дорожают также сахар, картофель, запчасти для сельхозтехники и оборудования», — сообщил Илья Баринов.
Однако, по мнению предпринимателя, государство, скорее всего, как и в прошлом году вмешается в этот процесс.
«Есть надежда, что государство вмешается, примет ряд мер по сдерживанию цен на муку и хлеб, как это было в прошлом году. Подождем, пока что об этом говорить рановато», — обнадежил Илья Баринов.
Напомним, СВО на Украине началась 24 февраля, после чего со стороны США, Канады, Евросоюза и Японии последовал шквал санкций против России.
О важных событиях, которые произошли в России, во время спецоперации и в мире, Город55 рассказывал здесь.