Posted 4 июня 2019,, 05:48

Published 4 июня 2019,, 05:48

Modified 23 февраля 2022,, 13:18

Updated 23 февраля 2022,, 13:18

ВТБ покупает контрольный пакет акций железнодорожного перевозчика зерна РТК

4 июня 2019, 05:48
Банк ВТБ договорился о выкупе контрольного пакета акций (50% + одна акция) группы компаний РТК, куда входит один из крупнейших операторов по перевозке зерна по железной дороге «Русагротранс». Стороны достигли договоренности и подписали обязывающие документы, сообщает пресс-служба группы ВТБ.

По данным «Коммерсанта», группа ВТБ приступила к формированию единого зернового оператора летом прошлого года. В августе 2018 года ВТБ выкупил 22.25% акций Новороссийского комбината хлебопродуктов, позже увеличив долю до 33.18%. В феврале 2019 года банк приобрел 50% минус одну акцию «Объединенной зерновой компании», а также у Новороссийского морского порта выкупил пакет акций Новороссийского зернового терминала.

Договорившись о выкупе крупнейшего оператора по перевозке зерна железной дорогой, ВТБ сформировал единую систему транспортировки, включающую элеваторы, железнодорожные зерновозы и терминалы в морских портах.

«Цели группы ВТБ на зерновом рынке предусматривают достижения дополнительной синергии за счет объединения активов в области транспортной экспортной логистики и торговли, что поможет увеличить эффективность логистических цепочек внутри страны, сделает прозрачным ценообразование, обеспечит приток капитала, позволит модернизировать логистическую инфраструктуру рынка, повысит скорость и эффективность поставок, что в конечном счете приведет к повышению конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках», - сообщает пресс-служба ВТБ.

Сумма сделки при этом не уточняется.

По мнению омских экспертов, создаваемый ВТБ единый зерновой оператор сможет выстроить эффективную систему перевозки и торговли зерном и окажется полезным для аграриев Омской области. Экс-министр сельского хозяйства Омской области, директор ФГБНУ «Омский аграрный научный центр» Максим Чекусов рассчитывает, что у региона теперь будет меньше проблем с транспортировкой аграрной продукции.

«Исходя из регламента перевозки грузов, на железной дороге срок годности подвижного состава у нас обрезали до 10 лет. Каждый год идет существенное убытие вагонов. Это сказалось на предоставлении подвижного состава сибирским регионам. Этот год был для нас рекордный. Мы перевезли 1,3 млн грузов ж/д транспортом. Если в позапрошлом году в мае мы имели серьезную ситуацию осложнения с вагонами до нового года, то в прошлом сезоне, 2018-2019, у нас проблем не было, у нас по 400 вагонов в день грузилось зерном, масличными культурами. Русагротранс сегодня лидер по перевозкам именно зерновых грузов, будем надеяться, что они будут увеличивать заказы на приобретение новых вагонов и, соответственно, у нас будет меньше проблем. Последние годы и наш омский филиал ВТБ активно работает на аграрном направлении. Будем рассчитывать, что как только сделка состоится, то мы тоже будем иметь определенные преференции в Сибири», сказал Чекусов.

Генеральный директор ООО «Сибирский комбинат хлебопродуктов» Илья Баринов считает, что сегодня на первый план выходит формирование сбалансированной ценовой политики на зерно на государственном уровне, чтобы сделать российской товар конкурентоспособным.

«ВТБ уже купил несколько терминалов. Они формируют крупный пакет, который, по всей видимости, будут продавать или управлять им самостоятельно. Это будет крупный зернотрейдер, который появится в ближайшее время, у него будет транспорт, терминалы. На мой взгляд, сейчас надо больше обращать внимание не на перевозку. Не надо много вагонов-зерновозов – они нужны в определенный период времени, и их все равно создается дефицит во время уборочной. Это неизбежно всегда, сколько бы вагонов ни было. Правильная государственная политика сегодня – проводить интервенции на закуп зерна, чтобы не дать упасть цене в Сибирском регионе», говорит эксперт.

Его поддерживает генеральный директор ЗАО «Иртышское», председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Омской области Анатолий Беззубцев. По его словам, главное, чтобы наше зерно было востребовано на рынке.

«Возможности монополиста к решению серьезных больших проблем всегда выше, чем у среднего производителя, посредника, организатора. На мой взгляд, все будет зависеть от того, насколько наше зерно будет востребовано. Потому что Омская область, Северо-Казахстанская область, Алтайский край – эти регионы богом поцелованные. Качество зерна, качество хлеба здесь на уровень выше, чем у всех наших соседей. А вот выйти с этим зерном на другие рынки в последнее время сложно. Все зависит от спроса. К сожалению, пока мы урожай уберем, основной спрос заканчивается, а пик привлекательных цен снижается», считает омский аграрий.

Добавим, по данным Reuters, на сегодняшний день ГК РТК на 95.72% контролируется компанией Molesto Investments Ltd, принадлежащей российским бизнесменам Константину Засову и Константину Синцову. В апреле 2019 года собственники объявили о размещении акций на Лондонской фондовой бирже (эксперты оценивали группу РТК в 1.3-1.6 млрд долларов), но затем отказались от выхода на международный рынок капитала.

Под управлением ГК РТК находятся 68 тысяч вагонов. В группу входят крупнейший российский зерновой оператор «Русагротранс», оператор по перевозке леса «Транслес» и ряд других компаний. По оценкам экспертов, ГК по своим размерам четвертая в РФ.

"