Posted 4 июня 2018,, 09:00

Published 4 июня 2018,, 09:00

Modified 23 февраля 2022,, 12:10

Updated 23 февраля 2022,, 12:10

В сетях торговли: омские производители в федеральном ритейле

4 июня 2018, 09:00
Экспансия больших торговых продуктовых сетей в регионы – благо или зло? Таким вопросом задаются уже давно и чаще всего приходят к выводу, что как минимум это не слишком хорошо. В частности, звучат заявления, что в сети не пробиться местным производителям – а без этого им не видать и хороших продаж.

Отсутствие же хороших продаж, мол, отражается в итоге и на налоговых поступлениях в бюджет. Редакция ИА «Город55» заинтересовалась вопросом и выяснила, насколько успешно омские производители работают и с федералами, и с международными игроками сетевой торговли.

Официально

По информации Минэкономики Омской области, в регионе работает более 140 розничных торговых сетевых компаний.

По данным Росстата, на долю всех торговых сетей (международных, федеральных и местных) в первом квартале 2018 года пришлось 39,7% от общего по региону розничного товарооборота пищевых продуктов (включая напитки и табачные изделия). И эта доля постепенно снижается: в 2016 году она составляла 41,5%, в 2017 году – 41,0%.

В сравнению с Омской областью в соседних регионах значение данного показателя по итогам также первого квартала 2018 года таково: в Новосибирской области – 48,6%, в Томской – 64%, в Тюменской – 40,3%.

Росстат не ведет статистику объема местных товаропроизводителей в торговых сетях. Но, спасибо санкциям, такую статистику ведет министерство экономики в рамках работы по отслеживанию ипортозамещения.

По его результатам известно, что в среднем доля местной продукции в сетях составляет по хлебу и хлебобулочным изделиям 99%, курятине – более 80%, говядине и свинине – 55-65%, молоку – около 70%, сливочному маслу и пшеничной муке – порядка 55%, куриным яйцам и колбасным изделиям – около 90%. То есть показатель весьма солидный.

По оценке ведомства, в торговых сетях продукция всех крупных и средних производителей Омской области представлена.

Федеральные сети

Руководство сети «Лента» сообщило нам, что в омских магазинах доля товаров местного производства в среднем составляет около 25%, при этом в некоторых категориях превышает 60% (хлеб, выпечка, торты, шоколадные и кондитерские изделия), а в овощах и фруктах достигает 100%.

«При выборе контрагентов мы ориентируемся на оптимальное сочетание цены и качества, поставщик и его товар должны соответствовать действующему законодательству по безопасности продукции, ее упаковки и маркировки, а также должен быть готов обеспечить бесперебойные поставки определенных объемов продукции», отметили в «Ленте».

Столь же расплывчато о работе с местными поставщиками ответили представители сети «Metro Cash & Carry»: «В своей работе с поставщиками «МЕТРО» руководствуется российским законодательством, полностью соблюдая его положения, исходя из единого подхода к заключению договоров и дальнейшему сотрудничеству, прикладывая максимальные усилия к построению взаимовыгодных партнерских отношений со всеми поставщиками».

Что же касается доли товаров омских производителей в здешних магазинах сети, то она составляет лишь около 10%.

Региональные сети

По оценке поставщика и ритейлера Виктора Шкуренко, кому-то из производителей легко работать с федералами, кому-то трудно. Для кого-то это возможности, потому они могут обеспечить большой объем реализации, для кого-то проблема вообще туда попасть.

Сети сейчас тоже заинтересованы в поставщиках, они хотят отличаться.

Если у производителя есть возможность и желание работать с федеральными сетями, он и будет с ними работать. Но для этого нужно обеспечить и логистику, и достаточное количество продуктов.

Вопрос со штрафами за опоздание с доставкой товара в магазины сейчас более-менее урегулирован. Закон о торговле этому способствовал. Раньше у сетей такие штрафы бывали просто огромными.

«В последнее время я таких случаев не помню. Только «Холди» использует это иногда, потому что у него просто нет денег, чтобы платить поставщикам. Они используют любую возможность, чтобы не платить. Это немного другая история», уточняет Виктор Шкуренко.

Понятно, что крупным местным производителям с федералами работать проще. Во-первых, у них есть специальный персонал, который готов общаться с этими сетями. Во-вторых, есть достаточные товарные запасы, чтобы обеспечить поставки в объемах, прописанных в договорах. В-третьих, у них есть достаточно финансов, чтобы дать сетям отсрочку платежа за товар. Ну и налажена логистика.

Нельзя представить ситуацию, когда некий мелкий производитель понимает, что не охватит своими поставками магазины какой-то сети во всем городе, а просит дать ему возможность поставлять товар, скажем, в десять магазинов в одном из округов. Сети так не делают и такой возможности ему никогда не дадут. Либо весь город, либо ничего. В разных городах какая-то часть ассортимента у сети местная и часть – единая на всю страну. Но поставлять что-либо только в точки одного округа города – невозможно.

Поэтому чаще всего если производитель небольшой, то ему и нет смысла входить в федеральные сети. Для начала лучше попробовать поторговать на другом уровне. Есть уже много специализированной розницы, есть социальные рынки, мелкие производители этими возможностями и пользуются. Кто-то открывает свои небольшие павильоны недалеко от тех же сетевых магазинов. Не всегда стратегия продвижения продукта связана с федеральными сетями.

Наценка

Наценка, которую ритейлеры делают на продукты поставщиков, может составлять от 0 до 100%. Скажем, без всякой наценки могут продаваться сахар или курятина. Товаров, которые продаются с наценкой от 80 до 100%, мало, и это уже не продукты питания. Это может быть, например, чайная ложка. Что касается продовольствия, то там наценка доходит обычно максимум до 30%.

В местной сети «Низкоцен», которая принадлежит Виктору Шкуренко, и сети торговой группы «Наш магазин», где он является акционером, а главный владелец – Дмитрий Шадрин, на самом деле никогда не оценивали долю продуктов местных производителей у себя.

«Это довольно бессмысленно. Например, есть американская компания «Пепси», у которой в Омской области есть завод по производству молока и молочной продукции под брэндом «Домик в деревне». Кем его считать – американским производителем или омским? К тому же работать с крестьянином, который где-то в сельском районе производит молоко в условиях антисанитарии и гордится этим, – это одна история. Работать с американской компанией, которая тоже производит здесь молоко и на 100% гарантирует качество, – другая. Мало того, крестьянин делает это молоко где-то в Черлаке и не платит налогов вообще, а «Пепси» и принадлежащий ему «Вимм Билль Дан» платят налоги», отметил Шкуренко.

Бюрократия

Депутаты в Заксобрании периодически поднимают вопрос о некоем квотировании омских товаров в сетях, но, по оценке предпринимател, это глупость, потому что непонятно, как такое соотношение считать – ходить по магазинам с линейкой и создавать новую ораву проверяющих чиновников?

«Как правило, подобными вещами занимаются неудачники-демагоги из числа производителей. Такие дурачки, которые вместо того, чтобы производить, бегают по министерству сельского хозяйства, с журналистами общаются иногда… В Омской области такие есть. Да и вообще везде. А есть производители, которыми можно гордиться. Например, «Сладонеж», «Ястро», Любинский молочноконсервный завод. Они же не бегают по министерствам, люди просто работают и их продукция продается не только в омских магазинах. Но и в московских, например», добавил поставщик.

Еще один момент – мелкие производители часто работают без НДС, они по закону имеют на это право. Сети так не могут. В результате сети должны, покупая что-то у таких производителей, платить НДС за них. В размере 18%. А если купит маленький магазин, то он тоже не заплатит НДС. То есть, работая без НДС, малый бизнес имеет совсем небольшие шансы начать работать с сетями.

Поставщики

А вот что рассказал руководитель отдела продаж ИП Афанасенко (производство курятины) Иван Тепляков:

«Мы сейчас на стадии входа в федеральные сети. Если точнее, то две, которые представлены в Омске. Диалог мы ведем. С этим никаких особых проблем не испытываем. Никаких сложностей не возникает, если знать, что делать и как делать. Когда отладим работу с этими двумя сетями, то затем будем выходить и на другие. Уже по России».

Тепляков уточнил, что фирме удобнее поставлять продукцию в распределительный центр (РЦ), который есть у каждой сети, а не развозить ее в каждый магазин города самой. Пока, например, для «Магнита» в Омске она будет возить продукцию только в его гипермаркеты. По завершении тестового периода и если получится хорошая динамика продаж, договор будет продлеваться уже с выходом на РЦ, так как логистические возможности ИП сейчас не позволяют доставлять продукцию во все омские магазины «Магнита», это на данном этапе просто невыгодно.

Поставщик в диалоге изначально выслушивает требования сети.

«Но я не альтруист, я готов закладывать все их требования в стоимость продукта. В дальнейшем я узнаю, какова у них средняя наценка на эту группу товаров, вхожу в ассортиментную матрицу и могу регулировать цену только предоставлением каких-то акционных товаров. То есть «желтый» ценник, дегустации и так далее. В некоторых случаях сеть устраивает что-то вроде «черной пятницы». То есть поставщик в наценке опускается на 15%. И у самой сети снижение наценки может доходить до 10%. То есть для покупателя суммарная скидка может составить 25%», рассказал Тепляков.

Как добавил представитель компании, вообще же цену при первых переговорах озвучивает поставщик, а сеть озвучивает условия, на которых готова рассмотреть его продукцию. Либо это листинг, либо «входная плата», либо бонусы, либо что-то еще. И уже поставщик оценивает, выполнимо это для него или нет.

Кирилл Янчицкий

Источник: ИА «Город55»

"