В Омском драмтеатре поставили спектакль без сюжета

В Омском драмтеатре поставили спектакль без сюжета

19 июня, 06:45
Культура
Photo: Александр Губель
В Омском академическом театре драмы прошла премьера спектакля «Время секонд хэнд» (16+). Смелый эксперимент с постановкой на сцене книги Светланы Алексиевич без сюжета, игра с мультимедиа и недвусмысленный взгляд на советскую эпоху — таковы основные характеристики новой работы «академиков».

Режиссер постановки — Дмитрий Егоров, известный еще и как драматург под псевдонимом Данила Привалов. Он уже ставил в Омске, также в драмтеатре, спектакли «Экспонаты» (2009 год) и «Безрукий из Спокана» (2011 год). Вторая из этих работ — по пьесе режиссера недавнего оскароносного фильма «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДонаха.

«Время секонд хэнд» постановка по одноименной книге Нобелевского лауреата по литературе Светланы Алексиевич. Оставим в стороне то, что премию эту ей присудили скорее по политическим мотивам, а вспомним, что в 80-е годы омский драмтеатр уже поставил спектакль «У войны не женское лицо» по ее же книге. Он имел большой зрительский успех и получил резонанс в масштабах всего СССР. И сейчас, когда здесь снова решили поставить спектакль по произведению Алексиевич, создается впечатление, что в театре захотели войти в ту же реку дважды. Но, скорее всего, так уже не получится.

Возможно, вторая причина, по которой худрук театра Георгий Цхвирава и Егоров сообща пришли к решению ставить «Время» собственный творческий запрос питерского режиссера? Возможно. И вероятно, с кем-то из омских зрителей он окажется созвучным. Но, будучи политизированным, как и сама книга, спектакль найдет и своих противников. Хотя вряд ли дело дойдет до митингов протеста... Тут вам все же не «Матильда».

В оригинальной книге Алексиевич нет сюжета, нет его и в спектакле, что уже бьет по увлекательности и интриге. Это собрание интервью самых разных людей, которые на сцене озвучивают и играют большинство самых ярких актеров омского театра — от Олега Теплоухова и Александра Гончарука до Марины Бабошиной, Татьяны Филоненко и Натальи Василиади. Первое действие «Страна героев», второе «Голоса утопии». Многолюдное начало. На сцену выходят чуть ли не все будущие герои. Два «этажа» сцены, на втором никто за время спектакля не произнесет ни слова. Первый уровень сцены засыпан тряпками из как бы того самого секонд-хэнда.

Кто читал книгу — тот знает, каков ее настрой. Но таких немного. И при просмотре постепенно вырисовывается посыл автора (зная ее политические взгляды — ничего нового). Советское время согласно нему было только эпохой жестокости, культа смерти, войны, идеология калечила психику людей, вон кто-то вообще от такой жизни еще в детстве повесился. А один из монологов походя глумится над летчиком Алексеем Мересьевым из «Повести о настоящем человеке». Вот такой воинствующий пацифизм. И как хорошо, мол, что это все закончилось, и при этом логично, что 15 млн коммунистов не смогли защитить власть КПСС. Ну и чертов дефицит продуктов и вещей. А с другой стороны — ностальгия по аншлагам на стадионных выступлениях поэтов и свободе при Горбачеве.

Более тягучее первое действие сменяется чуть более динамичным вторым, где особенно все взрывается монологом героя Александра Гончарука. Его персонаж экс-офицер, рассказавший о палачах сталинской эпохи. Один из мостиков между первым и вторым действиями — песня «Кино» «Перемен!» на видеоэкране. Сначала в оригинале, затем — вообще сюрреалистическая версия от Надежды Кадышевой (!) Чистый постмодерн.

В отзывах о книге в Интернете есть точка зрения с недоумением — зачем? Автор не сказала своим произведением почти ничего нового. Подобные темы пережеваны и рассуждения озвучены много раз. Каков смысл повторять? Но для Алексиевич смысл есть. Лишний раз подчеркнуть свою нелюбовь к коммунизму. И в постановке Егорова и омской драмы это сыграно талантливо. И заставляет задуматься и поспорить о чем-то. Но актуальна ли сейчас тема в целом? Не факт...

Кирилл Янчицкий

Источник: ИА «Город55»

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter