Posted 14 декабря 2017,, 06:33

Published 14 декабря 2017,, 06:33

Modified 23 февраля 2022,, 12:10

Updated 23 февраля 2022,, 12:10

На текущий сезон Омский драмтеатр запланировал ещё четыре премьеры

14 декабря 2017, 06:33
Репетиции и постановки.

Накануне на пресс-конференции об итогах года в Омском академическом театре драмы его главный режиссёр Георгий Цхвирава поделился творческими планами коллектива:

"Сейчас мы репетируем два новых спектакля. На большой сцене это пьеса Артура Шницлера «Далёкая страна», её мало кто знает, и в России она не ставилась никогда. При этом на Западе по ней сняли четыре фильма, но вы никогда не найдёте их в Интернете. Ставит пьесу ваш покорный слуга, художник — Эмиль Капелюш, Яна Глушанок — художник по костюмам. В феврале состоится премьера. Там занят большой состав — добро пожаловать, приходите.

Прошлый сезон у меня как режиссёра был таким социальным. Что «Мария» у нас, что «Без ветрил», которые я сделал в Национальном Казанском театре на татарском языке, такой татарский «Бег». 2017 год — для каждого живущего в России год особенный, так что...

Этот же сезон у меня посвящён теме очень непростых отношений мужчины и женщины.."

Любопытно, что упомянутого автора пьесы «Далёкая страна» Артур Шницлер, также знают по пьесе «Любовный хоровод». Ещё в начале её сценической жизни, в Австрии и Германии с ней регулярно случались скандалы с запретами постановок и штурмом театров радикалами. А в прошлом году с ней произошёл скандал и в Омске, когда пьесу ставил режиссёр Пётр Шальша в Лицейском театре. В театр пришло возмущённое письмо священника. Тогда «Хоровод» всё-таки вышел, однако позже, чем планировали (а не к 300-летию Омска, как собирались), кое-что постановщики вроде бы поменяли.

Как добавил Георгий Цхвирава, параллельно на малой сцене театр начал репетиции пьесы Стриндберга «Отец». В главной роли там сыграет Михаил Окунев. Постановщиком выступает Павел Зобнин, который десять лет назад, будучи ещё студентом-дипломником у Георгия Женовача, ставил у «академиков» «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямся. Премьера планируется в марте.

В конце января — начале февраля начнутся репетиции пьесы «Лев Гурыч Синичкин». В главной роли в этом спектакле выступит народный артист Валерий Алексеев. Постановка станет по сути подарком для него к его 70-летнему юбилею, который предстоит в этом сезоне. Ставит спектакль уже известный омичам режиссёр Роман Самгин (в 2016 году на его счету здесь «Правда хорошо, а счастье лучше»). Премьера «Льва Гурыча Синичкина» ожидается в конце марта.

С 3 апреля несколько раз драмтеатр сыграет на фестивале «Золотая маска» спектакль «Жизнь» по Льву Толстому, работу выдвинули на эту премию в трёх номинациях: «Спектакль малой формы», «Работа режиссёра» и «Работа актёра в главной мужской роли».

С марта театр начёт репетировать на большой сцене спектакля по роману Светланы Алексиевич «Время секонд-хэнд». Режиссёр будет Дмитрий Егоров, также известный как драматург Данила Привалов. Сам Егоров будет и делать сценическую адаптацию произведения.

«Надеюсь, в конце июня пройдёт премьера. Для нас это знаковая работа, потому что в своё время очень успешен был наш спектакль «У войны не женское лицо» также по книге Алексиевич, который получил Государственную премию, режиссёром там был Геннадий Тростенецкий. И многие нынешние наши артисты ещё в нём играли».

Есть и планы, уходящие уже в следующий сезон: в июне начнёт репетировать режиссёр Александр Кузин. На его счету уже два спектакля в омском театре — пьеса Островского и «Сирано де Бержерак». Однако пока конкретное произведение для постановки обсуждается, переговоры не завершены. Сам Кузин предлагает знаковую пьесу для российского театра в принципе - «Царь Фёдор Иоаннович». С неё, как вы знаете, начинался МХАТ. Обсуждаем, думаем, но ещё не уверены...», - добавил Цхвирава.

Ещё одной премьерой следующего сезона - на малой сцене - с молодёжью и актёрами среднего возраста будет «Заводной апельсин» с режиссёром Семёном Серзиным. В текущем году Серзин уже успел выпустить в Омске в Пятом театре спектакль «Пьяные».

На вопрос о том, какие премьеры этого года худрук драмтеатра считает наиболее успешными, он ответил так:

- Наше дело — ставить спектакли. А оценивать должны критики, журналисты, зрители. Мне тяжело выделить.

Есть принципиальные работы, которые я, конечно, не могу не назвать. Например, «Амадеус». Там одна из самых сложнейших мужских ролей мирового репертуара. Там человек со сцены не уходит. Поэтому выделю. Режиссёр его Анджей Бубень человек для нас также не посторонний. Он у нас делает уже третий спектакль. «Искупление» было для нас принципиальной работой. И других принципиальных работ много.

Студенты на «Лексусах»

Немало интересного об экономике театра рассказал его директор Виктор Лапухин. Например, что сейчас после заключения партнёрского договора с крупным российским банком доля продаж билетов в театр он-лайн дошла уже до 40%. Такие билеты можно или распечатать или просто прийти на спектакль со смартфоном или планшетником и показать с него на входе QR-код билета и вас пропустят. При этом значительно поднимать цены на билеты в следующем году театр не планирует:

- Знаете, по закону театр может поднимать или понижать цены хоть каждый день. Если театр понимает, что зрительский спрос упал, то… мы используем, например, ноу-хау нашего заместителя директора по организации зрителя Елены Вишняковой. Мы объявляем спектаклем месяца что-то из старого репертуара и продаём на него билеты со скидкой 20 или даже 30%. И заполняемость зала становится тут же 100%. Но у нас и все студенты и школьники согласно указу ещё губернатора Леонида Полежаева покупают билеты со скидкой 50%. Раньше театр получал за эту скидку компенсацию из бюджета в конце года. Но в последние годы эти деньги никто не компенсирует, они не выделяются. А указ никто не отменял. И молодёжь иногда приезжает к театру даже на «Лексусах», извините, но покупают билеты со скидкой.

Мы бы и не поднимали цены, мы понимаем, что при цене билета в 1000 рублей на двоих поход в театр – это уже 2000. У нас не социальный театр, но область социальная. И мы понимаем, какая сейчас средняя зарплата в области. Будем варьировать цены, но задирать, как задираем на наши фестивальные и гастрольные проекты, не будем. На театр Вахтангова билеты, например, будут дороже, чем 800 рублей, но и, конечно, дешевле, чем 15000. Цифру 15000 мне недавно назвал товарищ, за столько сейчас продаются билеты в Театре наций, например, на спектакль с Инной Чуриковой. Москва зарабатывает именно так, но там спрос, наверное, не только со стороны москвичей. Понятно, что не было бы спроса – то и цены бы упала.

Как добавил Лапухин, проблема всех российских театров в том, что в течение довольно многих лет им ежегодно увеличивают план госзадания на 10%. Из-за этого в последнее время выполнять его становилось всё тяжелее. В этом плане директор опять же вспомнил Москву. Там с 2018 года 69 театров вполне законно переходят на эксперимент с новым финансированием. Театры уходят от госзадания, которое остаётся только на имущественный комплекс, к грантовой системе. Лапухин надеется, что эксперимент распространится и для театров в регионах.

«Грантовая система – это очень хорошо, потому что они перейдут на неё и будут стараться зарабатывать деньги за счёт того, что у них есть основа и всё остаётся в театре. То есть цифры «305 спектаклей в год» уже не требуется, как и ставить пять спектаклей в году. Наша «драма» могла бы ставить и не пять спектаклей в год, а два-три в сезон. И очень хорошо работать. Но выпускает пять в год, потому что надо», - добавил директор.

Лапухин напомнил, что попечительский совет театра в том виде, каким он был при губернаторе Леониде Полежаеве, сейчас уже ушёл в прошлое. Ныне есть старания в какой-то форме его создать заново. Облправительство и театр разослали письма с предложениями примерно 15-ти крупным местным компаниям. Пока не все дали ответы.

Как добавила же Елена Вишнякова, театр в этом году участвовал во многих общественных проектах и будет продолжать это делать и дальше. Особенно удачно прошла акция «Ночь искусств» и теперь в театре планирует проводить что-то подобное не только в мае со всей страной, но и один-два раза в другое время в течение сезона.

Кирилл Янчицкий

Источник: ИА «Город55»

"